Еще даже не осень, а в воздухе отчетливо запахло грозой приближающихся губернаторских выборов, - пишет газета "Саратовский расклад". Первые раскаты грома еще не прогремели, а молнии на горизонте уже сверкают. Местные средства массовой информации нешуточно включились в игру под названием "угадай-ка", оперируя невесть откуда взявшимися цифрами и делая прогнозы, естественно, в пользу тех вероятных кандидатов, которых поддержат финансирующие эти СМИ политические группировки. Политологам и аналитикам тоже скучать не приходится, да и попробуй заскучай, отслеживая участившиеся телодвижения возможных претендентов на губернаторское кресло. Тут тебе не хухры-мухры, коли госдумовский партфункционер Володин с подарками по всей сельской глубинке барражирует, бывший вино-водочный олигарх, а ныне строительный магнат Анзори Аксентьев к действующему губернатору легендарного Павла Буре познакомиться везет, первый вице-спикер Госдумы Любовь Слиска волжские острова от мусора собственными ручками очищает... Подготовка к выборам уже подошла к той стадии, когда полным ходом идет процесс, именуемый "зачисткой электорального поля". И отнюдь не факт, что те политические фигуры, которые занимаются сегодня зачисткой и предпринимают всевозможные PR-акции, действительно выступят в качестве соискателей "намазанного медом (дегтем?)" кресла саратовского губернатора. Несомненно то, что шансы на победу увеличит политическое блокирование, и на виду сегодня пока только одна связка: Володин - Саурин и примкнувший к ним Коргунов. Ситуацию со всеми другими возможными претендентами можно коротко охарактеризовать как "ежик в тумане". И какого очередного варяга из федерального центра нам ждать - остается только гадать.

Московские аналитики пришли к выводу, что будущим губернатором станет человек, фамилия которого начинается на "А", - сообщает газета "Саратовский репортер". 19 августа в Саратов прилетели первым рейсом Анзори Аксентьев и Павел Буре. Приезжают эти высокие гости по официальному приглашению губернатора Саратовской области Дмитрия Аяцкова. Пока Анзори Аксентьев, присматривается к региону и к людям. Пока никто из местных политиков так и не понял, зачем Анзори Саратовская область и что он здесь хочет делать дальше. Возможно, некоторая ясность (но только некоторая...) наступит после встречи Анзори Иосифовича и Дмитрия Федоровича. Тем не менее "забавные и почти бессмысленные политические телодвижения" саратовских политиков для журналистов газеты секрета не представляют, а что касается главного соперника Аяцкова - его бывшего зама Вячеслава Володина, газета считает, что сам Володин на выборы не пойдет, ему, как и Слиске, незачем терять годами отвоевываемые в Москве позиции ради сомнительного счастья разгребать за Аяцковым сами знаете что... Все сегодняшние движения Володина говорят о том, что он готовит почву. Но кто говорит о том, что он готовит ее для себя? - задается вопросом "Саратовский репортер" и оставляет вопрос открытым.

Тем временем "губернатор назначил своим первым замом темную лошадку", - сообщает газета "МК в Саратове". - 14 августа своим постановлением Дмитрий Федорович назначил исполняющим обязанности первого заместителя председателя правительства области личность, о существовании которой жители губернии и не подозревали вовсе. Наверняка академик международной академии информатизации, доктор исторических и экономических наук 53-летний Ренат Байгузин известен весьма узкому кругу саратовцев. Хотя и проработал он когда-то в нашей области в "Волгоэнергоремонте" да в "Саратовтрансгазе", но свет его добрых дел (если они были) почему-то не остался в памяти народной.

Газета "Репортер" сообщает, что Байгузин назначен на место Юрия Моисеева, освобожденного от должности первого зампреда правительства 22 января по собственному желанию. "Мы помним, - пишет газета, - чем было вызвано это желание у племянника Аяцкова. Мы также понимаем, почему на его место долго никто не приходил - ждали, чем закончится возбужденное против него уголовное дело. Безусловно, назначение Байгузина следует рассматривать с разных позиций, в том числе и относительно дальнейших перспектив Моисеева... Характерно, что в разосланном пресс-службой губернатора релизе ни слова не сказано о том, что всего полтора месяца назад Ренат Байгузин был назначен заместителем главы администрации Псковской области. О том, что во время перестановок в ведомстве Рэма Вяхирева у Байгузина - ближайшего сподвижника гендиректора 000 "Межрегионгаэ" Валентина Никишина - могут возникнуть большие проблемы с сохранением своего поста, слухи ходили давно. И якобы для спасения карьеры Ренат Нургалиевич отправился в Псковскую администрацию.... Вряд ли назначение Байгузина является свидетельством поддержки губернатора со стороны "Газпрома". Скорее это результат личных договоренностей, и договоренности эти могут быть какими угодно - вплоть до ухода Аяцкова в отставку и оставления вместо себя как раз Байгузина как первого зама (после утверждения облдумой, разумеется)". По мнению журналистов "Репортера", "Байгузин - человек, умеющий выколачивать деньги, имеет опыт жесткой административной работы, связи в Москве, владеет языками и информацией. Действительно, нужный человек".

"Новые времена в Саратове" оценивают пресс-конференцию Байгузина, состоявшуюся сразу после публикации постановления о его назначении, как явление беспрецедентное. "Впервые чиновник подобного ранга, едва вступив в должность, показал себя прессе, настроенной (по нынешним временам и в большинстве своем) к исполнительной власти отнюдь не лояльно. И хотя назначенец старательно открещивался от политики, очевидно, что столь быстрое появление и.о. зампреда на публике преследовало цели, в том числе и политические. Тем не менее впечатление на журналистов г-н Байгузин произвел вполне благоприятное. Даже самые отчаянные скептики уходили с брифинга в благодушных помышлениях, а губернаторский пресс-секретарь прямо-таки цвел, наконец-то сумев показать коллегам, что и на камнях Московской, 72, могут расти деревья, - пишет газета "Новые времена в Саратове" и дает собственную оценку новоназначенному: "г-н Байгузин представляется человеком, принадлежащим к совершенно иному типу руководителей, нежели подавляющее большинство саратовских чиновников. В нем ощущается принадлежность к сильному и влиятельному сообществу, с мировоззрением, чуждым чиновному, для которого региональные политические разборки - досадная помеха в разрешении серьезных экономических вопросов".

Когда речь заходит о том, что Саратов превращается в огромный бомжатник, - пишет газета "Саратовский расклад", - чиновники всех уровней, снисходительно улыбаясь, объясняют неразумным газетчикам, что бомжи - это проблема всей России и даже всего мира, а не отдельно взятого города, и проблема, к сожалению, в данный конкретный момент неразрешимая, как многие другие. Нет, ее конечно, "заслушивают", обсуждают, имеют в виду и даже местами пытаются немного "порешать", но как-то очень уж ненавязчиво. Мол, если такая беда захлестнула всю страну, то и ломать себе голову над избавлением от нее должно федеральное правительство во главе с президентом, а не областная и городская власти. Так-то оно так, вот только федералам есть чем себя занять и помимо бомжей, поэтому сию заботу они благополучно скинули с собственных плеч еще в незапамятных 1994 -1995 годах.

Сначала незаметно избавились от закона, карающего за попрошайничество и бродяжничество - защитили человеческие права бомжа за счет прав других людей. А спустя год вышло в свет постановление, заботу о бомжах целиком и полностью возложившее на регионы. Жителям Саратова, которые хоть изредка выезжают за пределы области, наверняка знакомо это ощущение: заходишь с перрона на чужой вокзал и просто наслаждаешься чистотой и порядком, недоумевая, почему у них это возможно, а у нас нет? Почему в Ростове-на-Дону, в Новосибирске, в Самаре на вокзалах чисто и уютно, не бросаются в глаза скопления людей в погонах, отлавливающих побирающихся тут же оборванцев? Почему у них не валяются пьяные на улицах, не попрошайничают в транспорте лжекалеки? Не потому ли, что большинство бомжей России предпочло поселиться в Саратове? Наверное, нет. Но, к сожалению, как раз в нашем городе созданы все условия для них.

"Саратовский расклад" подчеркивает, что огромная часть выброшенных на помойку людей - это бывшие рабочие наших оборонных заводов. Конечно, в других регионах заводы тоже разваливались, но саратовцев подвело то, что в городе практически не было предприятий, выпускавших конечную продукцию. Они лишь производили детали для других заводов и поэтому в период развала, когда роль "среднего звена" оказалась невостребованной, не смогли вовремя сориентироваться и умело переквалифицироваться. Тех, кто мчал на всех парах по шоссе имени Советского Союза и не успел свернуть на тропку, именуемую Российской Федерацией, нелегкая занесла в бутылку. И то, что почти все бомжи страдают алкоголизмом - теперь неоспоримый факт.

Сейчас в городе проводится оригинальный эксперимент: бомжам предоставляется возможность самим оплачивать себе ночлег и санобработку. Затея не пользуется популярностью. Видимо оттого, что на решение проблемы нужны куда более значительные деньги. Но... "в Саратове нет денег на уборку мусора, нет денег на оплату коммунальных услуг, нет денег на ремонт дорог, нет денег на обновление пассажирского транспорта, нет денег на борьбу с бродяжничеством - словом, нет денег на то, чтобы сохранить приличный облик города. И не будет", - заключает "Саратовский расклад".

На днях чиновники случайно вспомнили о проблемах горожан: о "социальной ответственности бизнеса" пробовал размышлять первый заместитель саратовского мэра Павел Ворсунов. Где, мол, ответственность? - как бы спрашивал чиновник. И в качестве примера этой полной социальной бизнес-безответственности приводил заглохший фонтан у цирка. "Ремонт фонтана могли бы взять на себя предприниматели, которые делают вокруг него свой бизнес - те, кто на лошадках и паровозах детишек катают, гамбургерами кормят, представления в цирке показывают", - считает перзамэр.

"При чем здесь цирк, - пишет газета "Новые времена в Саратове", - понятно: после того, как мэрия положила глаз на его гостиницу, а циркачи заупрямились, можно и попенять им за всякие мелочи, к которым они, кстати, никакого отношения не имеют - вышеупомянутый фонтан находится в ведении МУП "Садово-парковое" и финансироваться должен как раз из муниципальной казны.... Но затронутая г-ном Ворсуновым тема показалась нам весьма перспективной в той ее части, где говорится о предпринимателях, делающих вокруг фонтана "свой бизнес".

Осмотрелись мы повнимательнее, и оказалось, что на пятачке перед цирком самыми серьезными бизнесменами можно считать все же не торговцев гамбургерами и даже не владельца паровоза, а хозяев двух расположенных там кафе. Народная молва вот уже несколько лет прочно связывает их с именем родной дочери Юрия Аксененко и ее мужа. То есть получается, что заместитель открыто говорит своему шефу: "Юрий Николаевич, вы бы с дочкой как-нибудь по-семейному поговорили, может, отстегнет она 50 тысяч на ремонт фонтана? Для нашего-то с вами городского бюджета это сумма серьезная, нам сейчас важнее деньги направить на ремонт теплотрасс и других жизненно важных объектов!" И это, на наш взгляд, правильный подход - тут налицо уже хорошо работающий тандем "бизнес и власть", или наоборот. И муниципалитету давно пора из этого содружества извлекать хоть какую-то пользу для городского хозяйства".

Жители Саратова зарабатывают на жизнь кто чем может. Например, производством ядерного оружия. "В руках людей, мало что понимающих в физике атома, оказалось сырье для получении ядерной энергии, - сообщает газета "Саратовский арбат". - На прошлой неделе суд Саратовского района вынес пятерым подсудимым обвинительный приговор по крайне редко применяемой статье Уголовного кодекса "Незаконный оборот драгоценных металлов". Двое из них также признаны виновными еще по одной статье - "Незаконный оборот радиоактивных веществ", а один, гражданин Украины, житель Киева, - по статье "Контрабанда драгоценных металлов". Речь шла о продаже осмия. Этот невзрачный на вид порошок серого цвета на самом деле относится к драгоценным металлам платиновой группы. Он активно применяется в атомной промышленности и может быть причислен к ядерным материалам. Стоимость одного грамма осмия в России - около 30 тысяч долларов, а за рубежом, там, где его не добывают, она доходит и до 50 тысяч "зеленых". Продавцы из Воронежа обещали саратовским покупателям уступить один грамм осмия по дешевке - за 12 тысяч долларов. Заодно предложили купить две пластины плутония, по 120 тысяч рублей за штуку. При передаче осмия воронежцы были задержаны. Выяснилось, что драгоценный металл принимался в украинских банках в качестве залога вместо золота. В одном из банков Киева скопилось целых 125 граммов залогового осмия. Банкиры самостийной державы не знали, что с этой драгоценностью делать. И попытались продать металл в Россию. На чем и погорели. "Саратовский арбат" отмечает, что осмий вряд ли может кому-то пригодиться в России (если, конечно, человек не имеет домашней атомной станции). Конечным пунктом его назначения, скорее всего, стали бы страны Ближнего Востока или другой "взрывоопасный" регион. А уж там "мирному" ядерному сырью могут найти вовсе не мирное применение.

Среди предпринимателей бытует мнение, что правоохранительные органы пристально следят за их деятельностью с тем, чтобы при малейшем промахе привлечь к ответственности, - пишет газета "Богатей". - Говорят даже, что милиция превратилась в репрессивную машину, нацеленную лишь на выполнение плана по раскрытию преступлений. На самом деле это не так. Журналисту "Богатея" пришлось столкнуться с удивительным случаем гуманизма, когда сотрудники милиции уводят предпринимателя от уголовной ответственности вопреки закону, здравому смыслу и даже решению суда.

Предприниматель Лев Плоткин, которому столь благоволят правоохранительные органы, занимал должность генерального директора ЗАО "Саратовтеатрмонтаж" и сдавал в аренду офисные помещения в здании. Часть арендных платежей Плоткин предпочел брать наличными, видимо, для того, чтобы избежать утомительных формальностей по приходованию денежных средств, уплаты налогов и т.п. Оперативники УБЭП ГУВД по Саратовской области 20 мая задержали Плоткина с поличным при получении очередной "надбавки" к арендному платежу. По этому факту было возбуждено уголовное дело по ст.204 "Коммерческий подкуп". 13 июля в отношении Плоткина было возбуждено еще одно уголовное дело по ч.1 ст. 201 УК РФ ("Злоупотребление полномочиями"): Плоткин весьма вольно распоряжался средствами ЗАО. Однако расследовать новое дело милиционерам так и не удалось. Плоткин получил предупреждение о готовящемся задержании и готовящемся ходатайстве о взятии его под стражу от... начальника отдела следственного управления Ангелины Подпаловой, тоже в это время находившейся в коридоре. Затем он срочно был госпитализирован во 2-ю клиническую больницу с диагнозом "инфаркт". Джип тем временем исчез с родного предприятия. Уголовное дело тоже не осталось без движения. По жалобе адвоката Плоткина постановление о возбуждении уголовного дела по факту злоупотребления полномочиями было признано Кировским районным судом необоснованным. Выяснилось, что из дела исчезли документы, на основании которых первоначально строилось обвинение. Начальник отдела Подпалова, ставшая вольной или невольной причиной бегства подследственного, заявила корреспонденту "Богатея", что уголовное дело по факту злоупотребления расследоваться не будет.

"МК в Саратове" сообщает, что милиционер отдела вневедомственной охраны застрелил из табельного оружия двадцатичетырехлетнего саратовца. Убитый не был до этого замечен в каких-либо преступных деяниях. Он просто знал о своих правах и не захотел выполнить команду: "Лечь на землю!". В итоге его все-таки уложили в землю. В сырую, и навечно. Самый гуманный саратовский суд признал фактический расстрел на месте ни в чем не виновного человека "преступлением небольшой тяжести" и назначил милиционеру наказание в виде 1 года и 10 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении. "Признание убийства невинного человека, которое совершил милиционер в момент своего дежурства по охране объектов недвижимости, преступлением небольшой тяжести означает, что любого из нас, стоящих мирно в стороне от места драки, можно уложить на землю, а затем и в землю. Нам теперь и в дневное время лучше на глаза милиции не попадаться. Мало ли что и кому из ментов в голову придет? Любая команда: "Лечь!", "Встать на четвереньки!", "Залезть на столб и оттуда спрыгнуть!" И залезешь, и встанешь, и спрыгнешь под дулом автомата или пистолета, - заключает "МК в Саратове".