19 августа работники муниципальных автотранспортных предприятий Архангельской области провели повторное пикетирование здания областной администрации. Главные требования митингующих - вернуть долги за перевозку льготников и разработать порядок учета перевозки льготников в транспорте. Первый пикет состоялся 26 июля. Тогда работники автотранспортных предприятий выдвигали те же требования.

Как сообщил корреспонденту ИА REGNUM председатель областного комитета профсоюзов работников автомобильного транспорта Виктор Бычков, кроме двух основных требований автотранспортники предлагали еще ряд предложений. В частности, разработать график постепенного погашения задолженности пассажирским предприятиям за перевозку льготных пассажиров (за 1-е полугодие эта сумма составляла 130 млн. рублей, а к концу августа она достигнет 150 млн. рублей), создать комиссию по решению проблем автомобильного транспорта, освободить автоперевозчиков от местных налогов и другие.

Итоги пикетирования В.Бычков назвал нулевыми. "Администрация заявила, что перечислят только 110 млн. рублей, которые заложены в бюджете, а не реальные затраты автотранспортников. Причем средства будут перечислены муниципальным образованиям, которые сами будут решать, куда их направлять. 24 августа мы будем обсуждать свои дальнейшие действия".

По словам и.о. директора департамента транспорта и связи администрации области Льва Быкова, финансирование затрат по льготникам идёт в рамках областного Закона "Об областном бюджете на 2004 год". В нём прописаны суммы, которые областной бюджет должен выплатить автотранспортным предприятиям за перевозку льготников, и превышать эти суммы бюджет не имеет права. Кроме того, уже неоднократно поднимался вопрос о завышенных суммах, предъявляемых к оплате за перевозку льготных пассажиров. Перевозчики рассчитывают их сами по результатам обследования пассажиропотока и среднего количества поездок ветеранов, т.е. расчет делают весьма приблизительный. Причём суммы эти год от года растут. А количество льготников практически не меняется. Так, за январь-октябрь 2003 года по сравнению с аналогичным периодом 2002 года потребности на указанные цели по ФЗ "О ветеранах" возросли в Вилегодском и Ленском районах в 5 раз, в Шенкурском районе - в 14 раз, по областному закону "О присвоении звания "Ветеран труда Архангельской области отдельным категориям пенсионеров" в Каргополъском районе и городе Коряжме - в 5 раз, в Ленском районе - в 8 раз и в Вилегодском районе в 14 раз. Такой рост пассажиропотока транспортники толком объяснить не могут. При этом, в разных муниципальных образованиях учет количества поездок льготников организован исходя из необъяснимых субъективных критериев. Так, в Северодвинске по итогам 2003 года в среднем один ветеран совершил 24 поездки. В Архангельске ветераны совершали в среднем 11 бесплатных поездок. По данным отделов социальной защиты населения, в Северодвинске проживает 31513 ветеранов, пользующихся льготами по ФЗ "О ветеранах", а в Архангельске - 79984. В то же время транспортники Северодвинска предъявили областному бюджету к оплате в 2003 году 50779 тыс. рублей, а в Архангельске, в котором льготников больше в 2,5 раза, расходы на предоставление льгот по оплате проезда составили 47551 тыс. рублей, или на 3,2 млн. рублей меньше, чем в Северодвинске.

По мнению администрации области, автотранспортники намеренно завышают свои расходы в надежде получать гарантированные платежи из областного бюджета. Сейчас департамент транспорта обладминистрации готовит распоряжение о единой методике учёта перевезённых пассажиров, имеющих право на льготы. Между тем, как показывает опыт городов, в которых внедрена автоматизированная система оплаты проезда в транспорте общего пользования, количество льготников, а, следовательно, и расходы, предъявляемые к оплате из бюджетов при учете, основанном на анализе пассажиропотоков, значительно завышены. Так, например, в городе Зеленограде после введения электронных карт выяснилось, что льготников перевозится в 2 раза меньше, чем ранее указывалось по результатам обследований. Таким образом, администрация намерена возмещать затраты муниципальным перевозчикам в соответствии с бюджетом. Более того, в самом ближайшем будущем будет пересмотрена система учёта льготного пассажиропотока.