Ситуация в сфере финансов области оставалась в отчетном периоде устойчивой, но напряженной и сформировалась под влиянием роста производства в бюджетообразующих отраслях промышленности области (за исключением черной металлургии), начавшегося роста цен на цветные металлы, упорядочения взаимоотношений хозяйствующих субъектов с бюджетами всех уровней в результате проведенной в конце 2001 года реструктуризации задолженностей, снижения налогооблагаемой базы предприятий после введения в действие с 1 января 2002 года главы 25 Налогового кодекса РФ "Налог на прибыль организаций".

Как сообщает пресс-служба областной администрации, отчетный период характеризуется дальнейшим снижением сальдированного финансового результата, сохранением высокого удельного веса убыточных предприятий, наличием проблем с платежеспособностью в ряде отраслей экономики, в том числе в электроэнергетике и жилищно-коммунальном хозяйстве, недостаточным ростом налоговых поступлений для покрытия потребностей бюджетов в средствах на увеличение заработной платы работникам бюджетной сферы.

Сальдированный финансовый результат (прибыль) хозяйственной деятельности крупных и средних предприятий области сформировался в отчетном периоде в объеме 1.2 млрд. рублей со снижением к соответствующему периоду прошлого года на 3.8 процента. Рост прибыли отмечается во всех бюджетообразующих отраслях экономики области за исключением цветной и черной металлургии. Прибыль Кольской ГМК составила в отчетном периоде 478 млн. рублей (со снижением на 28 %), а ее удельный вес в сальдированном финансовом результате области сократился с 53 процентов в аналогичном периоде прошлого года до 40 процентов в отчетном периоде.

Удельный вес убыточных организаций сохраняется на уровне 36.7 процента (в прошлом году на эту же дату - 35.8%). Состояние расчетов предприятий области второй год характеризуется тенденцией постепенного, хотя и медленного, снижения просроченных задолженностей. По состоянию на 1 марта 2002 года просроченные дебиторская и кредиторская задолженности крупных и средних предприятий области снизились с начала года соответственно на 1.6 и 1.1 процента.

Крайне неудовлетворительным остается состояние расчетов у предприятий электроэнергетики, автотранспорта, сельского хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства. Так, в целом по электроэнергетике удельный вес просроченных дебиторской и кредиторской задолженностей в их общем объеме сохраняется с начала года на уровне 64-72 процента при среднем по области 39-49 процентов. Несмотря на известные проблемы с расчетами потребителей за отпущенную продукцию, ОАО "Колэнерго" остается платежеспособным: в условиях регулярного роста с начала года просроченных задолженностей (на 36 %) сальдо задолженностей по-прежнему складывается в пользу предприятия, т.е. при полном погашении долгов потребителей ОАО "Колэнерго" имеет реальную возможность полностью ликвидировать просроченную кредиторскую задолженность. Кроме того, при высоком удельном весе просроченной дебиторской задолженности (51 %) соответствующий показатель по просроченной кредиторской задолженности у предприятия намного ниже (38 %). На объем кредиторской задолженности ОАО "Колэнерго" оказала недоимка по уплате налогов в областной и местный бюджеты, которая образовалась в результате увеличения капитализации предприятия в 2001 году в 2.6 раза, после чего оно оказалось не в состоянии рассчитываться в полном объеме по возросшему в той же степени налогу на имущество. Налоговыми органами отказано предприятию в реструктуризации данной задолженности из-за отсутствия возможности у него в полном объеме выполнять ее условия, в чем основную роль сыграли неплатежи потребителей продукции ОАО "Колэнерго".

У ГОУТП "ТЭКОС" отмечается постепенное снижение с начала года просроченных дебиторской и кредиторской задолженностей соответственно на 30 и 22 процента, но также сохраняется положительное сальдо задолженностей. При этом удельный вес просроченной кредиторской задолженности намного превышает этот же показатель по дебиторской (55 % против 36 %). На формирование задолженностей предприятий электроэнергетики и жилищно-коммунального хозяйства по-прежнему в значительной мере оказывают неплатежи потребителей, финансируемых за счет средств федерального бюджета. Так, их задолженность за оказанные коммунальные услуги увеличилась с начала года на 35 процентов и достигла объема 170.4 млн.рублей. В ее составе более 86 процентов приходится на предприятия и организации Минобороны РФ.

Согласно данным Управления Министерства РФ по налогам и сборам по Мурманской области, в отчетном периоде в бюджеты всех уровней поступили с территории области налоговые и неналоговые платежи в сумме 1.6 млрд.рублей с ростом к аналогичному периоду прошлого года на 12.2 процента (в сопоставимом варианте). Опережающими темпами увеличилось поступление доходов в консолидированный бюджет области - в его доходную часть зачислены средства в сумме 1.2 млрд.рублей (рост против уровня прошлого года на 34.6 % - в сопоставимом варианте). Увеличение поступлений обеспечено более чем на 80 процентов за счет роста доходов от налога на доходы физических лиц.

Значительную долю просроченной кредиторской задолженности предприятий и организаций в отчетном периоде по-прежнему составляют неплатежи в бюджеты всех уровней. По состоянию на 1 марта т.г. задолженность хозяйствующих субъектов перед бюджетами всех уровней достигла 6.3 млрд.рублей, в том числе недоимка - 2.1 млрд.рублей. На отчетную дату местные бюджеты утверждены не во всех муниципальных образованиях Мурманской области, в связи с чем план консолидированного бюджета области в настоящее время не сформирован. По состоянию на 1 марта т.г. консолидированный бюджет области (без учета ЗАТО, с внутренними оборотами) исполнен по доходам в сумме 1.68 млрд.рублей, по расходам - 1.65 млрд.рублей с профицитом в размере 27.2 млн.рублей.

Областной бюджет исполнен по доходам в сумме 716 млн.рублей, что составляет 14.3 процента к годовым назначениям или 71.4 процента к квартальным. Расходы областного бюджета составили 729 млн.рублей (соответственно 13.1 % и 65.1 % к годовым и квартальным назначениям). Дефицит областного бюджета сформировался в сумме 13 млн.рублей или 2.23 процента по отношению к его собственным доходам (на аналогичную дату прошлого года - 36.9 %). Безвозмездные перечисления из федерального бюджета (включая субсидии территориальному дорожному фонду) по состоянию на 01 марта 2002 года получены Мурманской областью в объеме 133.3 млн.рублей - 12.7 процента к годовым назначениям и всего лишь 46.3 процента по отношению к квартальным. Кредиторская задолженность консолидированного бюджета области по заработной плате работникам бюджетной сферы достигла по состоянию на 01 апреля 2002 года 46.6 млн.рублей и увеличилась с начала года в 3.7 раза. Практически вся сумма задолженности приходится на местные бюджеты.