Предлагаем Вашему вниманию интервью главы единого муниципального образования "город Норильск" Олега Бударгина корреспонденту газеты "Красноярский рабочий" Сергею Тяжлову.

- Олег Михайлович, 22 апреля вы выступили в прессе с обращением к норильчанам, в котором рассказали о сложной ситуации, складывающейся вокруг Норильска. Какова причина этого шага?

- Я привык выполнять свои обязательства перед избирателями и не могу обманывать людей. Непозволительно с моей стороны было бы умолчать о том, какие потери мы можем понести в результате общего системного кризиса в крае. Именно сомнения в том, что даже принятый краевым парламентом бюджет будет выполнен администрацией края, вынудили меня обратиться к норильчанам с таким предупреждением. Кстати, должен по достоинству оценить взвешенный подход и логику красноярских парламентариев в ходе обсуждения и принятия поправок к бюджету края.

- Какие изменения в социально-экономическом положении Норильска заставили вас бить тревогу?

- То, что Норильск дает 70 процентов налогов в бюджет края, видимо, уже знает каждый школьник. Интересна коллизия, которая незаметно произошла в крае. Александр Лебедь принимал край как донорскую территорию. В соответствии с законодательством территория-донор имеет право устанавливать для людей дополнительные социальные выплаты за работу в неблагоприятных условиях Крайнего Севера.

Через четыре года правления нынешней администрации край из донорского превратился в дотационный, и юридическое право на любые дополнительные, как называют в Норильске, компенсационные выплаты исчезает. Хотя неблагоприятные условия жизни остаются. Как это ни парадоксально, Норильск, дающий львиную долю налоговых отчислений в бюджет, вместе со всеми стал дотационным. То есть северяне, работая с каждым годом все эффективнее, потеряли юридическое право на компенсационные выплаты.

Таким образом, каждый житель, проживающий в районе вечной мерзлоты, получает такую же зарплату, как и житель юга края с благоприятным климатом. Я уж не говорю о том, что содержание одного жителя на Севере обходится в четыре раза дороже, чем на "материке", не говорю о сложных условиях поддержания всей инфраструктуры города. В результате мы видим, что непродуманная хозяйственная политика руководства края привела к обнищанию территории, к тяжелому экономическому кризису. Более того, кризис углубляется и в управленческой, и в хозяйственной деятельности, и даже в межличностных отношениях. Думаю, он охватит не только 2002 год, а, как минимум, продлится и до конца 2003.

- Не боитесь ли вы, что популистские лозунги краевой власти могут привести к тому, что в лице норильчан будет создан образ врага?

- К сожалению, такие опасения есть. Известно, что для развязывания успешной войны нужны три условия. Это идеология, вождь и образ врага. Идеология - "все отобрать и разделить" - уже провозглашена. "Вождизма" на территории края хватает. Остается нарисовать образ врага. Популистские лозунги, которые ни к чему не ведут, получают распространение, и в этом мы убедились, находясь в Красноярске на совещании руководителей регионов.

К сожалению, люди не понимают, что, переложив содержание городской инфраструктуры, соцкультбыта (а это огромные средства) на "Норникель", краевая власть тем самым может уничтожить последнее успешное предприятие на территории, исправного налогоплательщика. Тогда в экономическом смысле развалится весь край, богатейший регион станет банкротом. И все же я не верю в то, что красноярцы пойдут на поводу у тех, кто разыгрывает карту "сытого севера" и "нищего юга". У тех, кто заинтересован в разделении людей на "белых" и "черных", богатых и угнетенных.

- Но ведь еще недавно отношения краевой власти с Норильским промышленным районом были прекрасными?

- Да. Более того, в июле 1998 года в Норильске во время празднования Дня металлурга Александр Лебедь заявил (цитирую дословно): "Я обещаю, что пристально буду следить за дальнейшей судьбой Норильска и его жителей... Я буду прилагать все усилия, чтобы созданные богатства норильчанами в столь трудных, экстремальных условиях возвращались на благо их города и их благосостояние".

Однако политика конъюнктурна, и это нужно осознавать. Впереди губернаторские выборы, и начало открытой конфронтации с Норильском, видимо, совпадает с началом предвыборной кампании губернатора. В этом же русле можно рассматривать и идею объединения Таймыра, Эвенкии и Красноярского края, озвученную губернатором Таймыра Александром Хлопониным и "своевременно" перехваченную Александром Лебедем.

- Олег Михайлович, 22 апреля вы выступили в прессе с обращением к норильчанам, в котором рассказали о сложной ситуации, складывающейся вокруг Норильска. Какова причина этого шага?

- Я привык выполнять свои обязательства перед избирателями и не могу обманывать людей. Непозволительно с моей стороны было бы умолчать о том, какие потери мы можем понести в результате общего системного кризиса в крае. Именно сомнения в том, что даже принятый краевым парламентом бюджет будет выполнен администрацией края, вынудили меня обратиться к норильчанам с таким предупреждением. Кстати, должен по достоинству оценить взвешенный подход и логику красноярских парламентариев в ходе обсуждения и принятия поправок к бюджету края.

- Какие изменения в социально-экономическом положении Норильска заставили вас бить тревогу?

- То, что Норильск дает 70 процентов налогов в бюджет края, видимо, уже знает каждый школьник. Интересна коллизия, которая незаметно произошла в крае. Александр Лебедь принимал край как донорскую территорию. В соответствии с законодательством территория-донор имеет право устанавливать для людей дополнительные социальные выплаты за работу в неблагоприятных условиях Крайнего Севера.

Через четыре года правления нынешней администрации край из донорского превратился в дотационный, и юридическое право на любые дополнительные, как называют в Норильске, компенсационные выплаты исчезает. Хотя неблагоприятные условия жизни остаются. Как это ни парадоксально, Норильск, дающий львиную долю налоговых отчислений в бюджет, вместе со всеми стал дотационным. То есть северяне, работая с каждым годом все эффективнее, потеряли юридическое право на компенсационные выплаты.

Таким образом, каждый житель, проживающий в районе вечной мерзлоты, получает такую же зарплату, как и житель юга края с благоприятным климатом. Я уж не говорю о том, что содержание одного жителя на Севере обходится в четыре раза дороже, чем на "материке", не говорю о сложных условиях поддержания всей инфраструктуры города. В результате мы видим, что непродуманная хозяйственная политика руководства края привела к обнищанию территории, к тяжелому экономическому кризису. Более того, кризис углубляется и в управленческой, и в хозяйственной деятельности, и даже в межличностных отношениях. Думаю, он охватит не только 2002 год, а, как минимум, продлится и до конца 2003.

- Не боитесь ли вы, что популистские лозунги краевой власти могут привести к тому, что в лице норильчан будет создан образ врага?

- К сожалению, такие опасения есть. Известно, что для развязывания успешной войны нужны три условия. Это идеология, вождь и образ врага. Идеология - "все отобрать и разделить" - уже провозглашена. "Вождизма" на территории края хватает. Остается нарисовать образ врага. Популистские лозунги, которые ни к чему не ведут, получают распространение, и в этом мы убедились, находясь в Красноярске на совещании руководителей регионов.

К сожалению, люди не понимают, что, переложив содержание городской инфраструктуры, соцкультбыта (а это огромные средства) на "Норникель", краевая власть тем самым может уничтожить последнее успешное предприятие на территории, исправного налогоплательщика. Тогда в экономическом смысле развалится весь край, богатейший регион станет банкротом. И все же я не верю в то, что красноярцы пойдут на поводу у тех, кто разыгрывает карту "сытого севера" и "нищего юга". У тех, кто заинтересован в разделении людей на "белых" и "черных", богатых и угнетенных.

- Но ведь еще недавно отношения краевой власти с Норильским промышленным районом были прекрасными?

- Да. Более того, в июле 1998 года в Норильске во время празднования Дня металлурга Александр Лебедь заявил (цитирую дословно): "Я обещаю, что пристально буду следить за дальнейшей судьбой Норильска и его жителей... Я буду прилагать все усилия, чтобы созданные богатства норильчанами в столь трудных, экстремальных условиях возвращались на благо их города и их благосостояние".

Однако политика конъюнктурна, и это нужно осознавать. Впереди губернаторские выборы, и начало открытой конфронтации с Норильском, видимо, совпадает с началом предвыборной кампании губернатора. В этом же русле можно рассматривать и идею объединения Таймыра, Эвенкии и Красноярского края, озвученную губернатором Таймыра Александром Хлопониным и "своевременно" перехваченную Александром Лебедем.

- И все же что вы думаете по поводу объединения?

- Несомненно, сложно управлять государством, в котором существует более восьмидесяти субъектов Федерации. Вопрос укрупнения территорий - вопрос животрепещущий. Однако, объединив три разные по уровню развития региона, не получишь одного богатого. Сначала каждый регион должен выйти из экономического кризиса, достичь достойного уровня жизни, и только после этого три богатых региона, объединившись, смогут усилить свою мощь минимум в три раза. Объединение территорий - не политический акт, а сложный и длительный экономический процесс, не имеющий ничего общего с объединением трех дивизий в один военный округ.

- Что вы можете сказать о ситуации, сложившейся с ОАО "Таймырэнерго"?

- Недавно я получил письмо от генерального директора "Таймырэнерго" Андрея Демчука, которое заканчивалось предложением провести встречу генерального директора ОАО "ГМК "Норильский никель" Михаила Прохорова, главы Норильска и генерального директора "Таймырэнерго" в Красноярске под руководством губернатора Александра Лебедя. Данное предложение выдает руководителя "Таймырэнерго" с головой, он пытается перевести проблему чисто экономического характера в политическую плоскость.

- Какие меры, помимо защиты интересов норильчан в крае, администрация Норильска предпринимает для смягчения влияния краевого кризиса на своей территории?

- Как я уже говорил, мы намерены изыскивать средства на компенсационные выплаты из внебюджетных источников, постоянно поддерживаем контакты со специалистами Минфина. Мы продолжаем переговоры с руководством ГМК "Норильский никель" о построении новой экономической модели в городе, которая позволит создать систему гарантий от экономического произвола краевых властей. Защищая бюджетников всего города, мы не собираемся делить их на "наших" и "не наших". Никто из норильчан не должен пострадать.