В России предпринимательские доходы населения во II квартале 2020 года составили всего 3,5%, что лучше иных цифр описывает не только уровень диверсификации экономики, но и ее эффективность. Об этом корреспонденту ИА REGNUM 24 сентября заявил руководитель департамента корпоративных финансов и корпоративного управления Финансового университета при правительстве РФ Константин Ордов. Так он прокомментировал слова спикера Совета Федерации РФ Валентины Матвиенко о том, что «мы сходим с нефтяной иглы».

«Высказывание спикера Совета Федерации основано на статистике и отражает желание последних 10−15 лет о диверсификации экономики России и снижении доли нефтегазовых доходов в российском бюджете, — отметил Ордов. — Но «бойтесь своих желаний, они имеют свойство сбываться». Доля нефтегазовых доходов в федеральном бюджете, которая еще в 2017 году превышала 55%, сократилась ближе к 30% по прогнозам на 2020 год. Формально диверсификация достигнута, но в основном это пока лишь статистический факт, а не результат развития отраслевой экономики либо появления за последние пять лет новых российских компаний мирового уровня, способных эффективно конкурировать и интегрироваться в мировые цепочки стоимости».

В тоже время, как пояснил Ордов, самым быстрым и эффективным способом повысить диверсификацию экономики может стать развитие малого и среднего бизнеса, а для этого требуется упрощение налогового и регуляторного законодательства, включая разрушение «регуляторной гильотины», повышение доверия к судебной системе, реформирование процедуры банкротства.

«Предпринимательские доходы населения во втором квартале 2020 года составили всего 3,5%, что лучше иных цифр описывает не только уровень диверсификации экономики, но и эффективность этой диверсификации, — сказал экономист. — В тоже время рост средних заработных плат и низкий уровень безработицы вплоть до 2020 года свидетельствовали, что, несмотря на снижение доли нефтегазовых доходов в последние годы, российская экономика адаптировалась к меняющимся макроэкономическим условиям».

Напомним, как сообщалось ранее, Матвиенко сказала, что ее радует то, что к 2023 году нефтегазовые доходы существенно снизятся, так как это говорит о более динамичном развитии и диверсификации экономики. Кроме того, она отметила, что «только сейчас пошел такой активный процесс, когда мы сходим с «нефтяной иглы».