"Награды - красноярцам".

("Сегодняшняя газета", 11.08.04)

Губернатор Красноярского края Александр Хлопонин вручил правительственные награды Российской Федерации работникам культуры, связи и энергетики.

Звание "Заслуженный работник культуры РФ" было присвоено преподавателю Красноярского училища искусств Елене Бардиной, директору централизованной библиотечной системы для детей им. Н. Островского Зое Горбуновой, заведующей цехом по пошиву костюмов Красноярского драматического театра им. А.С. Пушкина Галине Гриценко и режиссеру народного театра "Орфей" ДК "Кировский" Людмиле Духаниной.

"Заслуженным изобретателем РФ" стал заведующий кафедрой Красноярской архитектурно-строительной академии Наум Абовский. А почетное звание "Заслуженный работник связи РФ" отныне будут носить главный инженер Норильского радиотелевизионного передающего центра Олег Алексеев и начальник Норильского городского узла почтовой связи Алексей Осипов.

Александр Хлопонин вручил также дипломы лауреатов премии Правительства РФ за комплекс работ по исследованию, созданию и освоению серийного производства вакуумных выключателей высокого напряжения генеральному директору ОАО "Энергетика и экология" Геннадию Кулакову, главному конструктору "Электрокомплекса" Виктору Стрелкову и генеральному директору этого же предприятия Геннадию Теплых.

"Всегда приятно, - сказал Александр Геннадиевич, обращаясь к виновникам торжества, - когда на самом высоком уровне отмечают красноярцев. Сегодня среди награжденных много работников культуры, науки, изобретателей, работников почтовой, теле- и радиосвязи. Я поздравляю их от всей души и убежден, что вместе мы сможем добиться многого".

"Оптимизм авансом".

("Московский комсомолец" - в Красноярске", 11.08.04, Ольга Шайхутдинова)

Спешка, как известно, нужна только в определенных случаях. Что именно в данном случае спровоцировало народных избранников на форсирование событий и скоропалительность решений, в общем, понятно. Спору нет, ситуацию с социальными льготами рано или поздно пришлось бы "разруливать", поскольку существующая ныне система и впрямь давно утратила актуальность и эффективность. Об этом еще в прошлом тысячелетии заикались "яблочники", правда, их рецепт выглядел иначе. Тогда у депутатов рассмотрение этого вопроса особого энтузиазма не вызвало, но стоило кукловоду дернуть за веревочку, и фигуры задвигались с неестественной быстротой - как в немом синематографе.

Больше всех в Думе возмущались по поводу отмены льгот, естественно, фракции "борцов" за всеобщее равенство - КПРФ и "Родина". Вот только забота "народолюбцев" на деле выглядит несколько странно. Ранее действовавший принцип предоставления льгот, если разобраться, порождал социальное неравенство.

Есть, к примеру, льгота на проезд в городском транспорте у всех категорий - это равенство. Правда, пользоваться ей могут не все. Зачем, к примеру, бесплатный проезд инвалиду, который прикован к постели? Или о каком городском транспорте может идти речь в глухой деревушке? Об использовании в полной мере гарантированных и оплаченных государством льгот в сельской местности вообще говорить глупо. Какая может быть реализация льготы, например, на зубопротезирование, если даже лекарства там купить практически невозможно? Вот и получается, что пресловутые льготы выглядели социально справедливыми лишь на бумаге.

Второй нюанс, подтверждающий неравноправие - частое недофинансирование. Если та или иная социальная льгота оплачена государством не в полном объеме, значит, кто-то получил возможность воспользоваться ей на все сто, а кому-то досталось от силы процентов двадцать. Происходит такой дисбаланс из-за того, что данные различных ведомств по количеству льготников сильно различаются. Например, Министерство финансов насчитало в целом по России порядка 100 тысяч участников войны, а у Счетной палаты получилось в три раза больше. По версии Минфина, тружеников тыла и репрессированных - около 1 миллиона. По данным Минобороны - в девять раз больше!

Почему, несмотря на недееспособность системы, отмена льгот привела к такому резонансу в обществе? Да потому что любой закон, вносящий изменения в социальную сферу, всегда является предметом политических спекуляций. Каждая партия стремиться заявить, что она самая человеколюбивая, заботящаяся исключительно об интересах народа. Поэтому любой закон, затрагивающий права граждан, является политическим инструментом. И используется соответственно.

Что же мы в результате потеряли и обрели? Парламентарии оставили без льгот на проезд в городском транспорте самих себя (депутатов Госдумы), сенаторов Совета Федерации и всю армию помощников. Учитывая благосостояние "добровольных лишенцев", все понимают: вряд ли упомянутая привилегия когда-либо ими использовалась.

Депутаты "Единой России" горды тем, что им удалось повысить компенсацию за льготы на... десять рублей. Теперь социальный пакет составляет 450 рублей вместо 440, заявленных в первом чтении, В него войдут компенсация за лекарства и врачебную помощь, проезд в пригородном железнодорожном транспорте и санаторно-курортное лечение. С 1 января 2005 года 30 миллионов льготников получат право на пользование социальным пакетом и на получение ежемесячных денежных выплат.

В том, что устаревшие законы необходимо было пересмотреть, сомнений нет. Возможно, для многих небольшие, но реальные денежные компенсации станут гораздо ощутимее мнимых льгот. Сомнение вызывает содержательная часть законопроекта, его "продуманность", - сама вероятность таковой, учитывая рекордные сроки, в которые он принят.

Второго июля прошло первое чтение документа, который должен будет внести изменения и дополнения в 155 (!) действующих федеральных законов. Ко второму чтению он приходит с багажом из почти 5 тысяч поправок, что, несомненно, подтверждает его первоначальную несостоятельность. Депутаты успевают принять лишь пятую часть предложенного, отклонив 3 600 поправок. Ускорение нарастает: второе чтение, следом третье, и вот уже, несмотря на воскресный день, в Совете Федерации сенаторы практически единогласно одобряют свежеиспеченный проект, не обращая внимания на его "сыроватость". Ничего, что не отработан четкий механизм. Ничего, что реформа льгот алогично накладывается на межбюджетную реформу. В процессе все обкатается!

Принятие последнего законопроекта весьма убедительно показало, что нет больше буфера, заслоняющего народ от аппетитов правительства. Народные избранники, видимо, подзабыли, чьи интересы в первую очередь они должны защищать.

Губернатор нашего края, как истинный "единоросс", конечно, двумя руками за монетизацию. По словам господина Хлопонина, краевая казна и местные бюджетники не сильно пострадают от нововведений правительства, а ряд категорий населения даже окажется в выигрыше. Сегодня в Красноярье 200 тысяч человек получают льготы от краевой власти, а 1 миллион - от федеральной. С введением закона все поменяется с точностью до наоборот. Вот тогда и хотелось бы разделить с Александром Геннадьевичем его оптимизм.

"Лучше льгот могут быть только....".

("Красноярский рабочий", 11.08.04, Василий Касаткин)

Ветераны края с недоверием относятся к новому федеральному закону о денежных компенсациях.

Столь неоптимистичный вывод стал итогом состоявшегося в конце минувшей недели в Красноярске заседания президиума краевого совета ветеранов. Представители ветеранских организаций оказались единодушны в сомнении, явится ли благом для многих пожилых россиян грядущая уже в 2005 году монетизация льгот. И дело здесь отнюдь не в привычке к прежней системе. Причин для такой скромной оценки очередной правительственной законодательной инициативы (уже одобренной Советом Федерации) немало других - более основательных.

- Одним из "козырных" упреков сторонников нововведений в адрес натуральных льгот является утверждение, будто последние, дескать, больше обман, пустые обещания, нежели реальная помощь старикам, - постарался суммировать прозвучавшие на заседании мнения председатель краевого совета ветеранов Валерий Щербо. - Еще пару лет назад с подобными словами действительно можно было согласиться. Тогда, чтобы хоть как-то поддержать забытых Москвой наших ветеранов и инвалидов, в том числе и тех ребят, которые выполняли свой воинский долг в Чечне, вдов погибших, в дополнение к Федеральному закону "О ветеранах" были созданы закон "О ветеранах Красноярского края" и целевая программа "Старшее поколение", рассчитанная на период с 2002 по 2005 год. Благодаря этому для разных категорий льготников удалось сделать много полезного.

Но начиная с прошлого года ситуация поменялась с точностью до наоборот. Из-за отсутствия дополнительных средств в краевом бюджете действие местных законов было приостановлено. Зато финансирование федерального заметно поправилось. Следовательно, и продекларированные там льготы стали доступнее. К примеру, в настоящее время удалось полностью ликвидировать очередь ветеранов-инвалидов на приобретение личного автотранспорта. За последние полгода владельцами автомашин стали более 250 человек. С производителем заключен договор на поставку в край еще такой же партии автомобилей. А ведь не секрет, что льготное право инвалидов на приобретение личного автотранспорта достаточно долго было у нас грустной (по известным причинам) притчей во языцех.

Кроме того, в Красноярске удалось снять "телефонный" вопрос. Благодаря городской администрации все участники и инвалиды Великой Отечественной, нуждавшиеся в телефонах, получили желаемое. А жители нетелефонизированных районов даже обзавелись "мобильными" трубками. Медленно, но налаживается ситуация со строительством в крае жилья социального назначения. Не говорю уж о том, что заметно поубавилось число ветеранов, не сумевших реализовать в должном объеме положенные им льготы на то же санаторно-курортное лечение или на приобретение лекарств.

А вот новшества пока лишь настораживают. Помимо банального недоверия многие понимают, что выделяемые правительством на компенсацию льгот денежные суммы, и без того изначально небольшие, очень скоро нивелируются инфляцией, безудержным ростом цен на товары первой необходимости. Никакая индексация не поможет. Живое подтверждение этим страхам - тот факт, что сегодня даже президент озабочен положением, когда цены на хлеб растут быстрее, чем на энергоносители.

Отдельная тема - предлагаемый в рамках компенсации так называемый "социальный пакет" в размере 450 рублей в месяц. Выдаваемый как эффективное средство финансовой поддержки, на самом деле он таковым не является. Арифметика простая. Возьмем, к примеру, ежемесячные 50 рублей, предназначенные в "пакете" на санаторно-курортное лечение. Суммируем. В год это 600 рублей. Сколько времени потребуется ветерану копить на путевку, которая сейчас стоит от 15 до 30 тысяч (с дорогой) - подумать страшно. Он просто может не дожить до своего счастья (самому молодому участнику войны в крае - 78 лет). А благодаря натуральным льготам ветераны Великой Отечественной могли ездить, и многие ездили, на курорты (как краевые, так и южные) не реже чем раз в три года.

Даже если допустить, что компенсации (для участников и инвалидов войны по 2000 рублей в месяц) будет хватать и на путевки, и на лекарства, и на проезд в транспорте, то на оплату других услуг, прежде льготных, увы, - нет. Все это будет ложиться тяжелым грузом на пенсии. А они и без того невелики. Вот и закрадываются у людей сомнения.

Кто-то, конечно, "клюет" на то, что благодаря компенсациям их пенсии увеличатся. Однако не все понимают - предлагаемые деньги, к сожалению, далеко не адекватны перечню льгот, прописанному в доживающем последние месяцы федеральном законе. Лишив значительную часть сограждан (льготников в России - 100 миллионов человек) положенных им льгот, правительство добьется главной цели - сокращения бюджетных обязательств. Предложенные на 2005 год меры позволят "сэкономить" около 2 триллионов рублей.

Одним словом, сама по себе идея монетизации льгот, быть может, не так уж и плоха (подобная модель успешно работает во многих странах мира), однако, как представляется, требует она не столь спешного внедрения, более глубокой проработки и упирается в главное - нужно просто платить ветеранам большие, достойные их пенсии, размера которых с лихвой хватало бы на все самое необходимое. Уверен, - заключает Валерий Николаевич, - в этом случае ни один ветеран или пенсионер не отправился бы на митинг с гневным плакатом...

Трудно не согласиться с автором этого монолога. Мне вспоминается недавний разговор с инвалидом Великой Отечественной войны, заместителем председателя совета ветеранов Красноярска Леонидом Ваном. Биография этого человека по-своему удивительна: добровольцем ушел, почти сбежал, на фронт (воевал в 882-м Краснознаменном стрелковом полку в составе 49-й армии), не единожды в числе первых поднимался в атаку, дважды был ранен (в том числе тяжело) в боях под Могилевом, награжден боевой медалью "За отвагу", множеством трудовых наград; после войны проработал 17 лет в геологоразведке (открыл несколько месторождений), после еще 30 лет - в крупнейшем тогда красноярском Промстройниипроекте. Поделившись воспоминаниями о своем фронтовом прошлом, Леонид Иннокентьевич невольно коснулся и тех проблем, которые беспокоят ветерана сегодня.

- Не поленился, посчитал, сколько государство тратило на меня, когда я пользовался натуральными льготами, а я действительно ими пользовался, - рассказал мой собеседник. - Вышло где-то около 50 тысяч рублей в год. А теперь в виде компенсации буду ежегодно получать лишь 24 тысячи. Чувствуется разница?..

Вызывает беспокойство и другое. Свои пусть пока небольшие, но, по крайней мере, твердо обещанные правительством компенсации участники и инвалиды Великой Отечественной, блокадники, ветераны боевых действий, чернобыльцы и еще ряд категорий льготников все же будут исправно получать из федерального бюджета. А тем, кто не вошел в этот список, - ветеранам труда, труженикам тыла, репрессированным придется надеяться на благополучие бюджетов региональных. Между тем в нашем крае именно последние категории - самые массовые (немногим меньше 300 тысяч человек). Осилит ли такую армию льготников, несмотря на обещанные 3 миллиарда рублей помощи из федеральной казны и оптимистичные заверения губернатора Александра Хлопонина, "краевой кошелек" - неизвестно.

Хочется верить в лучшее. В то, что новый закон, отшлифованный в кабинетах Госдумы более чем тысячей поправок, подтвердит правительственный постулат - "никто из ветеранов не должен пострадать". Хочется верить в то, что нашим ветеранам, честно отслужившим Отечеству, не придется стоять на улице и просить милостыню. Пока же случается. Признаюсь, когда увидел не так давно у торгового комплекса "Квант" в Красноярске сгорбившегося старичка (как оказалось, в годы войны боевого летчика) с кепкой в руке и табличкой на шее, на которой были выведены ручкой жалостливые слова, смотревшего с мольбой на проходивших мимо прохожих, сердце сжалось в комок.

Кто поддержал нашумевший закон

При рассмотрении законопроекта о замене социальных льгот денежными компенсациями депутаты, не входящие во фракцию "Единая Россия", вынесли на отдельное голосование более двухсот поправок, однако все они были отклонены думским большинством. Среди отвергнутых было и предложение индексировать денежные компенсации не в соответствии с инфляцией, а в соответствии с ростом прожиточного минимума.

Институт "Общественная экспертиза", учрежденный Союзом журналистов России, проанализировал результаты голосования по законопроекту во втором, решающем чтении.

Итак, за замену социальных льгот денежными компенсациями проголосовали 304 депутата Государственной Думы (при необходимом минимуме 226), против - 120, воздержался - один, 25 депутатов не участвовали в голосовании.

Приводим результаты голосования по фракциям:

"Единая Россия": за - 290, против - 5, воздержался - 1, не голосовали 9 депутатов.

ЛДПР: за - 13, против - 14, не голосовали - 9.

КПРФ: за - 0, против - 50, не голосовал - 1.

"Родина": за - 0, против - 38, не голосовал - 1.

Из 15 депутатов, не входящих в депутатские объединения, за принятие законопроекта во втором чтении проголосовал 1 депутат, против - 13, не голосовал - 1.

Все депутаты-одномандатники от Красноярского края, входящие во фракцию "Единая Россия", проголосовали за принятие законопроекта. Это В. М. Зубов (Красноярский округ), Р. В. Кармазина (Енисейский округ), И. А. Исаков (Канский округ) и А. Н. Клюкин (Ачинский округ).

Юрий ШЕЙН, главный консультант института "Общественная экспертиза" - для газеты "Красноярский рабочий". Москва.

Справка "Красноярского рабочего":

Сегодня в Красноярском крае проживает инвалидов Великой Отечественной войны около 15 тысяч человек, участников войны - 335 человек, ветеранов боевых действий с учетом участников чеченских кампаний - более 8 тысяч человек, жителей блокадного Ленинграда - 797 человек, работавших на объектах противовоздушной обороны - 29 человек, членов семей погибших или умерших инвалидов войны, ветеранов боевых действий - 21 тысяча человек. Все они защищены федеральным бюджетом.

Вместе с тем работников тыла в крае 67 920 человек, ветеранов труда - 225 565. Компенсации этим категориям льготников должны выплачиваться из краевой казны.

"Три в одном. Процесс объединения превратился в предмет политического торга".

("Известия-Красноярск", 11.08.04, Сергей Свиридов)

Под уже состоявшееся "укрупнение" Коми-Пермяцкому автономному округу и Пермской области удалось получить от федерального центра 12 миллиардов рублей. Об этом сообщает Агентство политических новостей со ссылкой на источники в Кремле: напомним, эта сумма как минимум в четыре раза больше той, которую намерен "выдоить" из Москвы укрупняемый Красноярский край. При этом экономические и социальные аппетиты Пермской области нисколько не больше красноярских. Численность населения и промышленный потенциал этого уральского региона вполне сопоставимы с нашими показателями. На таком примере понятно: чье лобби сильнее в кремлевских коридорах, тому достанется больший кусок пирога от слияния регионов. К сожалению, ничего общего с конституционной справедливостью российская большая политика по-прежнему не имеет.

В связи с этим достаточно любопытно проследить за реакцией красноярских VIP-деятелей на последние новости относительно великого процесса. Депутат Законодательного собрания края Олег Пащенко считает, что у Красноярска развился "комплекс сильного": по его мнению, нашему региону на латание дыр в процессе объединения также понадобится 12 - 15 миллиардов рублей, а власть пока говорит только о трех миллиардах. Но, по словам депутата, в условиях работы с несколькими финансово-промышленными группами создается неверное представление о том, что средства появляются сами собой. А вот заместитель губернатора Андрей Гнездилов, к примеру, поддерживает слияние Красноярска, Туры и Дудинки потому, что, по его мнению, "это абсолютное благо".

-Можно будет скоординировать действия всех трех регионов и в области экологии, и в области природопользования, лицензирования или согласования каких-то моментов, - заявил он. - В конечном итоге, решать самим жителям, насколько это будет интересно и важно, - подчеркнул Гнездилов. - Но мне кажется, и для жителей это будет абсолютно позитивный момент, потому что будет единая структура, единые правила, будут действовать единые постановления и распоряжения, это, в целом, увеличит общий валовый продукт региона, что, соответственно, увеличит общий доход.

Депутат Законодательного собрания края Сергей Ким, напротив, считает, что какие-то выводы можно делать только тогда, когда обладаешь конкретной информацией. По его словам, на сегодняшний день вопрос объединения регионов стоит на уровне обсуждения. Никаких конкретных фактов и цифр, касающихся этого процесса, пока нет:

- Конечно, процесс объединения имеет ряд как положительных, так и отрицательных моментов. Но за неимением конкретных фактов я не могу давать какие-либо комментарии по этому поводу. Пока даже неизвестно, каким образом произойдет реорганизация властных структур в крае. Я слышал, что в СМИ прошла информация, будто кому-то уже пообещали место спикера объединенного региона. Хочу уверить, что это полная чушь, так просто должности в представительные органы власти не достаются, - отметил он.

Вполне предсказуема реакция силовиков: раньше мы слышали о высказываниях представителей МЧС и налоговых органов в пользу слияния, теперь свое слово сказал и начальник краевого УВД Юрий Астахов. Он отметил, что в России процесс объединения территорий уже стартовал:

- Если все получится, я бы предложил создать единые органы внутренних дел - это экономия средств и людских ресурсов. Но как именно это все будет происходить - пока остается под вопросом, - констатировал Юрий Астахов.

Совершенно очевидно - каждый политик или управленец старается подтянуть административное одеяло поближе к своей епархии, будь то сфера природных ресурсов или милиция. Однако никто, кроме губернатора Хлопонина, не озвучил пока скоординированную точку зрения, в той или иной степени отражающую интересы всех социальных групп и территорий... Тогда, возможно, стоит обратиться к упомянутому уже кремлевскому источнику: по мнению аналитиков, не зависимых от администрации Путина, "сам процесс такого объединения содержит в себе не только позитивные стороны, но и целый ряд "подводных камней".

Само по себе укрупнение регионов (например, в федеральные земли), по мнению эксперта, является наименее безболезненным вариантом выравнивания прав и полномочий национальных республик и округов с правами краев и областей. "Оно превращает президентов республик в руководителей достаточно небольших административных единиц, когда национально-территориальные автономии заменяются национально-культурными. Объединение регионов с уменьшением числа административно-территориальных центров сокращает число городов с более быстрыми темпами развития". Без комментариев.

"Вынужденная щедрость".

("Московский комсомолец" - в Красноярске", 11.08.04)

В бюджет края начали поступать не только налоги, но и пожертвования.

О том, что Александр Хлопонин сможет привлечь в экономику края деньги финансово-промышленных групп, говорилось еще во время губернаторской предвыборной кампании. Он, мол, свой среди олигархов, и сумеет с ними договориться. После избрания Александр Геннадиевич действительно не раз встречался с первыми лицами ФПГ. Олигархи даже ставили автографы под разного рода соглашениями. Вот только толку от этих встреч и договоренностей было немного. Деньги на "мощный экономический рывок" отчего-то не сыпались.

Недавно ситуация вдруг начала меняться. По итогам первого полугодия 2004 года, ОАО "Сибирская угольная энергетическая компания" перечислила в бюджеты городов и районов, на территории которых производится угледобыча, 368,4 миллиона рублей налоговых платежей - в 1,7 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. А с учетом сумм, направленных на погашение задолженностей прошлых лет, поступления в бюджет составили 1,2 миллиарда. Кроме того, более 900 миллионов СУЭК заплатила на основании судебного решения (налог на акции КУК, купленные по заниженной цене). Но на этом "щедрость" угольщиков не иссякла. На прошлой неделе Александр Хлопонин встретился с гендиректором СУЭК Петром Хаспековым, и тот пообещал перечислить в качестве пожертвования на нужды края 38 миллионов рублей! Чем объясняется такой "жест доброй воли" со стороны компании, скупившей когда-то за гроши угольные разрезы? Явно не проснувшейся совестью олигархов. И не возросшим обаянием Александра Геннадиевича. Говорят, на щедроты бизнесменов подтолкнул печальный пример ЮКОСа. Лучше делиться добровольно и терять часть, чем целое. Можно предположить, что, глядя на губернатора и видя за его спиной тень президента, другие олигархи поддержат начинание СУЭКа.

"Удобрение рейтинга".

("Московский комсомолец" - в Красноярске", 11.08.04, Виктор Семенов)

В администрации края - очередное назначение. У губернатора Александра Хлопонина наконец-то появился первый после увольнения "шоумена" Максима Гуревича пресс-секретарь - Игорь Астапов. Бывший заместитель начальника управления по телерадиовещанию, печати и информации. Журналисты называют Игоря Юрьевича "одним из самых вменяемых людей в команде губернатора". Он, мол, не чиновник какой-нибудь, а журналист с большой буквы "Ж": в Норильске возглавлял местную ГТРК и телекомпанию "Северный город", в Красноярске занимался восстановлением системы телевизионного вещания "Енисей". Сейчас, по слухам, является одним из авторов "внятной PR-политики" губернатора и его команды.

В последнее время участились разговоры о "неблагоприятном PR-тренде" губернатора. И действительно, несмотря на личное обаяние и определенную "харизму" Александра Геннадиевича, его рейтинг растет не слишком активно (хотя и неуклонно). Почему - понятно; никто его не поливает и не удобряет. PR-политика администрации выстраивается на редкость бестолково, как бог на душу положит. Сейчас даже если на край обрушится обещанный и долгожданный экономический рывок об этом никто не узнает. И к выборам главы объединенного региона мы придем с обаятельным, но "неправильным" губернатором и его "справедливым критиком", который сейчас занимает место спикера, но в губернаторском кресле (безусловно!) добьется гораздо большего.

Сейчас у Александра Хлопонина наконец появился шанс изменить ситуацию а корне. Правда, для этого одного назначения Астапова явно недостаточно. Вот если зона вещания системы "Енисей" будет расширена хотя бы раза в три, обильно приправлена высокопрофессиональными программами продакшн-студии Елены Сажиной и Ирины Долгушиной (а в их профессионализме не сомневаются даже недоброжелатели), приперчена соответствующей передачей с Аленой Мартыненко в качестве ведущей - тогда можно будет говорить о возможном "стремительном росте" губернаторского рейтинга". Наивно ждать, что после всего этого пристыженные "враги" примутся дружно восхвалять мудрое правление губернатора-батюшки. На то они и "враги". И аудитория их читательская и зрительская, годами завоеванная, никуда не денется. Но то, что отношение к власти независимых СМИ изменится в лучшую сторону, можно прогнозировать с достаточной уверенностью.

"Наш край - "пилотный" регион".

("Сегодняшняя газета", 11.08.04)

Красноярский край стал "пилотным" регионом в России по созданию и реализации единой системы документооборота при учете земельных участков, зданий, сооружений, а также регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Как сообщили в пресс-службе территориального управления Министерства имущественных отношений РФ по краю, это решение было принято по результатам творческого конкурса, на котором прошла презентация проектов, выбранных для реализации в регионах России.

Теперь на территории Красноярского края впервые в стране будет внедряться единая система документооборота при кадастровом учете. Чиновник станет работать только с информационной системой. Планируется, что впоследствии эта система будет расширена на всю Россию.

"Не столько бедна, сколько инертна".

("Сегодняшняя газета", 11.08.04)

Сегодня в Красноярском краеведческом музее на расширенном заседании президиума губернаторского совета будет рассмотрен вопрос об основных направлениях развития культурной отрасли региона на 2005-2007 годы.

Собравшиеся ознакомятся с программой реформирования отрасли. Ее представят начальник управления культуры администрации края Зоя Благих и глава Туруханского района Симона Юрченко.

Концепцию культурное ведомство начало разрабатывать еще в прошлом году. Этому предшествовали паспортизация всей сети краевых и муниципальных учреждений, проведение социологических и культурологических исследований, составление карты ресурсного обеспечения отрасли. Уже тогда было понятно, что сфера должна претерпеть серьезные изменения. В этом году о необходимости перемен говорили и за "круглым столом" в Министерстве культуры. Все сошлись во мнении, что "отрасль не столько бедна, сколько инертна и консервативна".

Новая концепция развития направлена в первую очередь на изменение моделей деятельности учреждений культуры. Одна из основных ее задач - сломать сложившиеся стереотипы, когда зачастую ждут дополнительного финансирования от государства, оставляя без внимания множество других возможностей по привлечению средств. Впрочем, предполагается не только структурное изменение отрасли, но также и сохранение существующих ценностей. Кроме этого, будет применяться дифференцированный подход к разным территориям. Выделение регионов с "зонами роста", депрессивных и так называемых территорий-середняков сделает решения адресными и эффективными. Но прежде чем в сфере культуры начнется перестройка, эту проблему обсудят еще не раз. На разных уровнях.

"Авиагамбит".

("Московский комсомолец" - в Красноярске", 11.08.04)

Московские перевозчики выиграли "войну за небо"?

"Красноярские авиалинии" потерпели поражение в битве за красноярское небо. В понедельник об этом во всеуслышание заявил губернатор Александр Хлопонин. Так и сказал: равный доступ к "красноярскому небу" должны получить все добросовестные перевозчики. И добавил, что поддерживает планы правительства РФ о приватизации госпакета акций (51 %) авиакомпании "КрасЭйр". Какая судьба постигнет при этом аэропорт "Красноярск", пока неизвестно.

До сих пор на региональном рынке авиаперевозок лидировала компания "КрасЭйр". С одним-единственным, но очень весомым козырем - аэропорт "Емельяново" принадлежит именно ей. В отличие, скажем, от столичного аэропорта "Домодедово", который не принадлежит ни одной авиакомпании.

"Битва за небо" началась в ноябре 2002 года, когда москвичи (авиакомпания "Домодедовские авиалинии") попытались не просто вторгнуться в наше воздушное пространство, но и наладили регулярные авиаперевозки по маршруту "Москва - Красноярск". Цены у ДАЛ были в два раза ниже, чем у "КрасЭйр", но обслуживали столичные самолеты в местном аэропорту со скрипом. Попутно "Красноярские авиалинии" судились с ДАЛ по поводу "недобросовестной конкуренции". В этой ситуации депутаты ЗС поддержали "наших", а губернатор - "чужаков". Во-первых, потому что Александр Геннадиевич - "за конкуренцию", во-вторых потому что ДАЛ были в хороших отношениях с "Норникелем".

Однако интересно не это. В прошлом году в редакции некоторых красноярских СМИ стучались посланцы другой столичной авиакомпании, пожелавшей остаться неизвестной. Они хотели вытеснить с небесных просторов Красноярска "домодедовцев" и изрядно потеснить "КрасЭйр". После нескольких скандальных публикаций проект был отложен "до лучших времен". Сейчас, судя по всему, "лучшие времена" наступили. Если москвичи еще и попытаются прибрать к рукам аэропорт "Емельяново", "Красноярским авиалиниям" придется туго.

"Мокрый ресурс губернатора".

("Московский комсомолец" - в Красноярске", 11.08.04, Владимир Котов)

После того как Александр Хлопонин, Александр Усс и некоторые другие политические фигуры региона обозначили амбиции относительно выборов губернатора объединенного края, на поверхность всплыли новые подробности сражения за... ключевые гидростанции территории. Случайно ли?

Именно в то время, когда спикер и губернатор заявили о возможном намерении баллотироваться, краевой арбитражный суд подтвердил законность дополнительной эмиссии акций Красноярской ГЭС. И тем самым бросил гирю на чашу весов Олега Дерипаски и "Русского алюминия", чьи декларации - достроить Богучанскую станцию и оживить Нижнее Приангарье - одобрил в апреле на инвестиционном форуме губернатор Хлопонин.

Ответа от Анатолия Чубайса, у которого в феврале увели контрольный пакет акций Красноярской ГЭС, долго ждать не пришлось. Из кругов, близких к РАО "ЕЭС России", в прессу попала информация о том, что Богучанская ГЭС будет законсервирована. Правительство вместо тендера на возведение объекта объявило конкурс на проведение оценочных работ. Чтобы документально обосновать похороны "Богучанки"? На первый взгляд, это близко к действительности, потому что на достройку станции требуется от 30 до 50 миллиардов рублей. А пресловутая эмиссия даст не больше полутора миллиардов...

Со стороны все это выглядит дико - по стандартам цивилизованной страны. Воюющие стороны, в конечном счете, хотят одного - заставить народ платить все больше. После эмиссии акций КГЭС "Красэнерго" объявило о вероятной потере контроля государства над гидростанцией и заверило: если $ 40 миллионов не будут найдены, населению придется оплачивать амбиции "Русского алюминия". В свою очередь, владельцы Красноярской ГЭС пообещали вложить эти средства в достройку "Богучанки", причем с ними согласился, и довольно неожиданно, Александр Хлопонин, севший весной за один стол с Олегом Дерипаской.

Узел противоречий затянулся на шее Красноярского края еще крепче, потому что возможное финансовое бремя от допэмиссии ложилось на "Норильский никель", владеющему четвертью акций "Красэнерго". Может быть, губернатор действительно отошел от никелевой колыбели, если открыто протянул руку злейшему партнеру по политическим играм края?

Но как тогда оценить усиливающееся давление на краевую администрацию со стороны Законодательного собрания во главе с любимцем Дерипаски Александром Уссом?

Заметим - это довольно-таки простой пасьянс, не учитывающий еще интересы прочих конкурирующих ФПГ и политических партий.

Давайте обратимся к фактическому раскладу экономических и общественных мощностей. Квинтэссенцией всей политики и индустрии Красноярского края no-прежнему остается энергетика: 17 миллиардов киловатт-часов в год от Красноярской ГЭС и 25 миллиардов от Саяно-Шушенской. Богучанская станция, грубо говоря, представляет собою бетонный гроб с проржавевшими перекрытиями - она построена только наполовину. Большей частью имущества Красноярской станции владеет Олег Дерипаска, контрольными пакетами двух других - структуры Анатолия Чубайса. О прибылях алюминиевых и энергетических магнатов можно судить по тому, что себестоимость киловатта на действующих станциях не превышает трех копеек, а продают этот товар по цене от 46 копеек. Населению. Предприятиям - вдвое дороже.

Если Хлопонин сделал политический выбор в пользу Дерипаски и его намерений достроить "Богучанку" - речь может идти о двух версиях развития событий. Либо власть действительно помогает "Русалу" создать на Ангаре новый алюминиево-энергетический узел первоначальной ценой в $1,5 миллиарда. Либо никто эту ГЭС достраивать не будет.

Хлопонин и Чубайс никогда не дружили домами - особенно, как говорят, их отношения испортились в 2002 году, после приснопамятного решения администрации понизить тариф для народа на 8 копеек. Сейчас Анатолий Борисович, распоряжающийся почти 70 процентами акций "Богучанки", в силах поставить крест на всех инвестиционных планах краевой администрации. Чью предвыборную кампанию в этом случае будет финансировать Дерипаска? Вопрос риторический...

"Уметь распорядиться богатством".

("Красноярский рабочий", 11.08.04, Геннадий Айвазов)

На вопросы "Красноярского рабочего" отвечает заместитель губернатора края Андрей Гнездилов

- Андрей Алексеевич, что происходит в лесном комплексе края после недавнего первого съезда лесопромышленников Красноярья?

- В ходе дискуссии, прошедшей на съезде, был дан практический срез краевой целевой программы "Стратегия стабилизации и развития лесного комплекса Красноярского края на 2004-2007 годы и перспективу до 2010 года". Власть конкретно сказала, что хочет сделать и что уже сделано и по дифференциации ставки лесного налога, и по лицензированию, и по вопросам, связанным с таможней, тарифами на транспорт, и многому другому.

Например, уже подготовлен проект соглашения о сотрудничестве с Федеральным агентством лесного хозяйства. С Союзом лесопромышленников России договорились о проведении совместной политики и заключении соглашения. В частности, по вопросам переработки отходов, поддержки приоритетных производств, долгосрочной аренды - до 49 лет - лесов для тех предприятий, которые вписываются в нашу концепцию.

- Скажите прямо, а сама концепция подвергается со стороны практических деятелей лесной отрасли какой-то критике?

- Хороший вопрос. Дело в том, что эта программа готовилась в течение года. И в какой-то степени ее можно назвать плодом коллективных усилий, поскольку в разработке участвовали лесопильщики и лесозаготовители, научные и контролирующие организации.

Понятно, что состав весьма разнородный, у каждой стороны - свой интерес. Например, те из предприятий, кто не занимается глубокой переработкой древесины, оказываются в менее предпочтительном положении. И наоборот. Но именно развитие этого индустриального направления - основная цель программы, в которой предусмотрены для этого большие стимулы.

- Если говорить о леспромхозах, скажем, Ангарского региона, они практически не в состоянии заняться глубокой переработкой, потому что находятся либо в полной собственности лесопильных комбинатов, либо в таком тесном, прокрустовом ложе договоров с ними же, что им никто не даст этого делать.

- Вы отчасти правы - правобережные ангарские леспромхозы, конечно, не будут заниматься производством пиломатериалов. Но есть примеры, когда некоторые ЛПХ удачно развили лесопиление и торгуют теперь не только круглым лесом.

- Давайте тогда договоримся, о каком лесопилении будем разговаривать. Если о "пилорамах", как экспортники называют разные мелкие предприятия, ширкающие доски себе на хлеб с маслом, - это одно. Если же о производстве экспортных пиломатериалов в больших объемах, приносящих валютную выручку стране и краю, - это совсем другое. Там культура лесопиления нарабатывается годами и десятилетиями. На подготовку только качественного бракера досок или рамщика уходит несколько лет, не говоря уж о технологах и менеджерах по продаже этих самых досок. И уточним, что важнее для подъема экономики края, в данном случае - для лесной отрасли.

- Тогда поговорим о последних. Я согласен, что кору и опилки тащить в плотах за 500-600 километров в Лесосибирск невыгодно. Про Кодинск и Богучаны - разговор отдельный. Что касается леспромхозов, особенно с правобережья Ангары, то все они практически работают на Виктора Шелепкова и Анатолия Рубцова - лидеров крупнейших лесосибирских лесоэкспортных комбинатов. Это их сырьевая база, часть которой уже под ними, часть еще просто недооформлена.

Здесь мы видим простой выход. В той, ориентированной на Лесосибирск сырьевой базе предпринять что-либо в части глубокой переработки древесины трудно, а вернее - ни к чему.

Другое дело, если объем лесозаготовок там выйдет за пределы потребления сырья комбинатами. Вот тогда надо будет организовывать лесопильное производство.

Если же говорить о более отдаленной сырьевой базе Кежемского района и организации там переработки, то возникают вопросы по плотине Богучанской ГЭС. Не говоря уж о том, что там зона затопления, есть технические и экономические сложности со шлюзованием.

Но работающие там предприятия "Кодак" и "ТТС-лес" продекларировали намерения подписать с нами соглашения. При этом они собираются использовать также и отходы древесины на основе разработок проекта "Форест", вплоть до выработки и продажи электроэнергии.

- Возможно, эти масштабные намерения и будут реализованы, но меня интересует еще один новый игрок на нашем лесном поле - компания "Континенталь менеджмент". В ее планах, насколько я знаю, не только заготовка и вывозка кругляка, но и организация переработки древесины на основе высоких технологий. Кстати, Иркутскую область компания давно и, по ее словам, успешно покорила.

- Что касается Иркутской области, то здесь лесопромышленники изначально оказались в лучших условиях, чем мы. Им достались от советской власти три мощных ЦБК. Нам же всего один, да и то маленький. Хотя именно целлюлозное производство в нынешней экономической ситуации позволяет решить проблемы с переработкой отходов как от лесозаготовок, так и от лесопиления. Между тем именно фактор отходов в экономическом плане сдерживает в нашем регионе расширение заготовок.

Например, наш Енисейский ЦБК уже полностью загружен (кстати, немного забегая вперед, можно сказать, что благодаря как раз этой компании). Что касается сырья, то и Ангарский и Ярцевский ЛПК, приобретенные "Континенталь менеджментом" в собственность, увеличили объемы рубок и количество рабочих мест, платят людям заработную плату.

Так что я могу назвать эту компанию полноправным участником лесных отношений в крае. А в Лесосибирске она хочет построить лесопильный завод мощностью 500 тысяч кубометров в год по распилу и 300 тысяч - по производству готовой продукции.

- В Лесосибирске на территории канифольно-экстракционного завода есть готовая промплощадка с развитой инфраструктурой, оборотными средствами, проектной и технологической документацией для химической переработки древесины. Нет только малости - инвестиций. Будь в крае такой завод, можно было бы забыть о проблеме отходов.

- В нашей лесной концепции немало внимания уделяется именно вопросам химической переработки древесины. Например, в планах - строительство двух ЦБК до 2015 года. На съезде было единодушно одобрено создание краевой лизинговой компании за счет средств бюджета, которая реально сможет помочь лесозаготовителям. Есть идея строительства какого-либо цеха или завода по производству древесных плит, который заберет на себя в качестве сырья тонны отходов лесодобычи и лесопиления. При этом буквально точечным ударом, с небольшими затратами в 20-25 миллионов долларов, возможно решить проблему отходов и добиться добавочного эффекта.

- Андрей Алексеевич, я понимаю, что такой большой корабль, как лесная промышленность, побитый штормами, с пробоинами в бортах сидящий на мели, команде губернатора надо сначала привести в док, откачать балласт злоупотреблений, смыть мусор воровства и незаконных рубок леса...

- Вопрос этот - сложнейший. Официально выявлено 164 случая незаконных рубок, но ни один человек реально не наказан. Что тут сказать? Кроме того, что такое нынче законодательство, к сожалению, нечего. Но власть проявляет инициативу. Мы надеемся внести соответствующие поправки в закон об административных правонарушениях. Их проект уже рассматривали на совете лесной отрасли. Надеемся, что и так называемые "сельские" леса, где махрово расцвели незаконные рубки, передадут в ведение Федерального агентства лесного хозяйства.

Очень скоро будут введены в работу таможенные терминалы. Уже железная дорога - по всем отделениям, таможня - по всем постам, это документально подтверждено, дали телеграммы об ускоренном порядке оформления всех грузов по лесопродукции. Создание таможенного терминала - на особом контроле администрации края.

Кстати?

По инициативе краевой администрации отныне районные лесные аукционы будут проводиться на краевом уровне

Подобную практику планируется начать с Богучанского района. Следует добавить, что при нововведении изменится и состав районной аукционной комиссии, в которую войдут представители Совета администрации края, силовых структур, администрации района, Государственной лесной службы. Кроме этого, членами совета лесной отрасли рассмотрен вопрос введения дифференцированных ставок арендной платы для стимулирования более глубокой переработки леса. Размер ее для лесопользователей, самостоятельно перерабатывающих древесину или являющихся стабильными поставщиками лесоперерабатывающих предприятий, будет ниже, чем для вывозящих круглый лес.

"Программа. Расти, Царь-рыбка, большая и маленькая".

("АиФ на Енисее", 11.08.04)

В ХОЛОДНЫЕ воды нашего родного Енисея под неусыпным оком заместителя губернатора Андрея Гнездилова было выпущено 500 тыс. мальков нового поголовья осетра и стерляди. Надо отметить, что краевая программа "Осетр", финансируемая из федерального и краевого бюджетов, работает уже с 1999 г. Вот уже пятый год в рыбном цехе ТЭЦ-2 выращиваются мальки осетровых рыб, а также енисейской нельмы и немецкого карпа. Выживающие из выпущенного количества 10%, по словам специалистов, не восстановят популяцию осетра, но хоть каким-то образом сохранят биологическое разнообразие Енисея.

Со слов наблюдателей, Андрей Гнездилов, несмотря на такие далеко не радующие прогнозы, остался доволен итогами проверки: "Ни один из мальков не всплыл, значит, ни одна копейка краевого бюджета даром не пропала". Хотя вполне возможно, что всплывут они чуть позже и ниже по течению либо вообще не всплывут, а лягут "мертвым" золотым грузом на дно. Ох уж эти полумеры! Ну раз, говорят специалисты, таким количеством популяцию осетра не восстановить, так давайте выращивать столько, сколько нужно. Дело-то ведь хорошее, рыбное.