Два дня - 24-25 апреля - в г. Чебоксары ведущие отечественные и зарубежные эксперты в области информационных технологий будут делиться опытом, необходимым для реализации Федеральной целевой программы "Электронная Россия". В совещании принимают участие полномочный представитель Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко, министр экономического развития и торговли Российской Федерации Герман Греф, первый заместитель министра Российской Федерации по связи и информатизации Андрей Коротков.

Впервые в истории "Электронной России" собираются вместе высший менеджмент крупнейших мировых корпораций Microsoft, Intel, IBM и Hewlett-Packard, руководители информационных служб федеральных и региональных органов власти, ведущие российские эксперты в области Интернет-технологий.

В преддверии совещания корреспондент ИА "ВолгаИнформ" встретился с Президентом Чувашии Николаем Федоровым.

- Объясните, как и почему небольшая и небогатая республика становится местом проведения федерального совещания, посвященного вопросам создания "Электронного правительства" в России?

- Если коротко, то именно потому, что небольшая и небогатая. Результаты нашей работы в сфере информационных технологий, которые уже сегодня заметны в России, будут очевидными для всех живущих в Чувашии буквально в ближайшие годы. Я уверен, что за реализацию проектов нового века - будь то участие в эксперименте по ЕГЭ или создание РИАС - наши потомки отметят, насколько мы оказались точными в определении приоритетов для обеспечения быстрого и мощного развития чувашского общества в ХХI веке.

Уже сегодня новые технологии проникли в Чувашии до самых "низов": в одной из моих рабочих поездок руководитель сельскохозяйственного предприятия признался, что глава администрации уже не имеет над ним преимуществ информационного давления: "Я сам знаю, какие решения сегодня и вчера были приняты Правительством и Президентом, знаю, сколько вы перечислили за топливо, мне не нужно обращаться к чиновнику с этими вопросами," - признался он. А это - суперконтроль над тем, что происходит между властью и обществом. Это позволяет нам работать на порядок лучше и эффективнее, это - фора, это - новые возможности и предпосылки, новые условия, которые мы создали для сильного продвижения вперед.

- Сайт администрации Президента Чувашии стал номинантом Интернет-премии-2002. Это единственное достижение республики в информационной сфере?

- Когда в Чувашии 8 лет назад был впервые создан первый республиканский Интернет-портал, и мы начали заниматься созданием информационно-коммуникационной системы Интранет, которая соединила все районы республики, большинство не верили в возможность получения реального экономического результата, считая это своего рода данью моде. Однако применение самых современных и проверенных технологий, помноженные на профессионализм и энтузиазм конкретных людей, успех и желание работать для дальнейшего развития республики, привели нас к осознанию более серьезного подхода: Чувашия приняла участие и выиграла международный тендер МБРР на выполнение программы реформирования системы управления общественными финансами, составной частью которого стало создание РИАС - Республиканской информационно-аналитической системы.

На прошедшей в ноябре прошлого года конференции, в которой приняли участие специалисты из регионов Приволжского федерального округа, Москвы и Ханты-Мансийска, причём встреча проходила в режиме видеоконференции, то есть виртуально - тоже примета времени, было решено включить проект РИАС в опорную зону проекта федеральной целевой программы "Электронная Россия".

- Что, у республики нет других проблем, как создавать себе новые? Не лучше ли заниматься решением старых?

- Экономить сегодня на создании современной инфраструктуры - это все равно, что экономить на любимой женщине: никто не знает, во что это выльется завтра. На самом деле мой опыт работы в Чувашии в качестве Президента убеждает меня в том, как это важно. Когда 9 лет назад среди приоритетов государственной политики были названы строительство жилья и дорог, газификация и развитие сфер образования и здравоохранения, мне тяжело было находить весомые и понятные для большинства аргументы, почему именно так, а не иначе, почему я не регулирую цены на хлеб так, как это было в соседней Ульяновской области, почему занимаюсь возрождением исторической части г. Чебоксары.

Не скрою, что удалось сделать много, и во многом благодаря пониманию и умению тех людей, которые готовы были и способны работать в новых условиях. Конечно, недопустимо думать, что чиновники по всей России - как чиновники, а только в Чувашии все "белые и пушистые": бюрократические система, которая создавалась в стране веками и возрождала многие свои недостатки (волокиту, канцелярщину, формализм и т.п.) вновь и вновь вопреки реформаторским желаниям властителей, продолжает существовать. В Чувашии многого удалось избежать, но не всего: постепенно пришло понимание того, что к решению системных проблем надо и подходить системно, мы пытаемся решить старые, вековые проблемы за счёт новых технологий, и европейский опыт создания "Электронного правительства" подсказывает мне, что мы обречены не только на нелегкий труд, но и на успех.