Похоже, термин "открытый бизнес" ушел с отечественной экономической арены вместе со своим проводником Михаилом Ходорковским. О том, что бизнес должен быть прозрачным, представители крупных финансово-промышленных групп вспоминают все реже. Постепенно добыча информации превращается в искусство. Как объяснить специалистам по связям с общественностью крупных корпораций, что простым жителям региона нужна не только "парадная" информация, но и реальные сведения о производственных и финансовых показателях? Ведь в конце концов, объективные цифры более убедительны, чем тщательно спланированные PR-акции. Информационное агентство "Телеинформ" провело опрос среди ведущих журналистов нашего региона на тему, в каких компаниях труднее всего получить интересующую информацию.

1. Компании Олега Дерипаски - "Базовый элемент" и "РУСАЛ" (их считают закрытыми 11 опрошенных)

2. Банки (10)

Некоторые респонденты конкретизировали список закрытых банков: трое таким считают Иркутское управление Центробанка, двое - филиал "Альфа-банка".

3. НПК "Иркут" (8)

В Иркутске ликвидирована пресс-служба компании, отмечают наши респонденты, и теперь вся информация идет через Москву, что осложняет работу. "Получается длинно и ненужно: новость к моменту попадания в Иркутск уже "протухает", - заявил один из опрошенных.

4. "Иркутскэнерго" (6)

Некоторые опрошенные считают, что с приходом к управлению энергокомпанией представителей алюминиевого бизнеса деятельность системообразующего предприятия региона стала закрытой и дозированной. "Складывается ощущение, что пресс-служба действует не для того, чтобы помогать СМИ получать информацию об "Иркутскэнерго", а, напротив, чтобы препятствовать в "утечке информации", - отмечают некоторые из наших респондентов.

5. ЮКОС (5)

"В ЮКОСе очень дозируют информацию, требуют согласования каждого шага", -- отмечают наши респонденты. Они связывают это со сложной ситуацией, в которой оказалась в последний год компания.

6. "Сибирьтелеком" (5)

По мнению наших респондентов, в компании "осторожно относятся к журналистам и не отзываются на запросы".

7. ВСЖД (5)

Наши респонденты отмечают, что компания еще не избавилась от своего государственного статуса: "Бюрократизированная система, дают только официальную информацию и нужно много усилий, чтобы получить эксклюзив".

8. Компании Виктора Вексельберга - ТНК-ВР, ИркАЗ, "РУСИА Петролеум" (4)

Респонденты отмечают, что сложности в работе с этими компаниями появились не так давно. Ньюсмейкеры стали отказываться предоставлять информацию, ссылаясь на то, что это работа пресс-службы. "Между тем, для СМИ важна информация из первых уст, а не только в переработке пиарщиков", - полагает один из опрошенных.

"Илим Палп" (3) СУЭК (2) "Континенталь Менеджмент" (1)

9. "Вторчермет" (1)

12. ГУП Аэропорт (1)

13. ЗАО "Иркутсклеспром" (1)

14. ЗАО "Иркутскжилстрой" (1)

15. ООО СП "Игирма-Тайрику" (1)

16. ООО "Усольехимпром" (1)

17. Иркутский городской центральный рынок (1)

18. ЗАО "Северная корона" (1)

19. 20. Компании ХК "Истлэнд", в частности, Восточно-Сибирское речное пароходство" (1) Фирма "Техресурс" (1)

21. Респонденты высказали свое твердое убеждение, что большинство компаний охотно работают с журналистами тогда, когда им надо "распиарить" позитивный материал, а вне этих ситуаций они закрыты для прессы. Компании работают, как правило, со "своими" журналистами, которые ведут эти предприятия, через них передается положительная информация. "Независимому журналисту, чтобы получить какие-то цифры, надо потратить много времени, добиться множества согласований. Обычная информация становится чуть ли не засекреченной. Так меньше нежелательных утечек. Бизнес носит закрытый характер", - так характеризуют отношение бизнеса к СМИ наши респонденты.

"Обычно проблемы возникают с предприятиями среднего уровня и малыми, они всего боятся, вся их информация относится к разряду коммерческой. Крупные компании достаточно целенаправленно работают над своим имиджем. Однако те предприятия, которые имеют структурные отделения здесь, а центр в Москве, часто ссылаются на то, что не могут высказать свое мнение без указания руководства". Участники опроса также замечают, что получение информации зависит от того, как сложились отношения с пресс-службой, с какими вопросами приходят журналисты, насколько грамотно их задают.

Опрошено 25 человек.