О свободе передвижения между РФ и Белоруссией жителей Союзного государства
Москва, 19 сентября, 2020, 20:40 — ИА Регнум. По информации РИА Новости, на 14 сентября с. г. запланирован визит президента Белоруссии А. Лукашенко в Россию. Одной из тем российско-белорусской встречи в верхах будет углубление интеграции в рамках Союзного государства. Договор о его создании был подписан 8 декабря 1999 г., а 26 января следующего года Россия ввела его в действие. Согласно ст. 2 Договора, одной из его целей является «неуклонное соблюдение основных прав и свобод человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права».
Названные права зафиксированы в целом ряде международных договоров. Так, часть 2 статьи 13 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. и ч. 2 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г. слово в слово повторяют одно и то же положение: «Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную». Эта же норма инкорпорирована в Конституцию Российской Федерации. Часть 2 ст. 27 Основного закона нашей страны гласит: «Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию».
Согласно ч. 3 ст. 12 вышеназванного Международного пакта: «Упомянутые выше права не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом, необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других и совместимы с признаваемыми в настоящем Пакте другими правами». Исходя из вышеприведенного положения Пакта, применительно к нынешней ситуации с коронавирусом основой приостановки реализации права на выезд за границу может быть только норма закона, например, о чрезвычайном положении.
Распоряжением № 635-р
Новеллы 763-го распоряжения правительства конкретизированы в разделе разъяснений «Выезд из Российской Федерации возможен для граждан Российской Федерации следующих категорий», размещенных на сайте Пограничной службы ФСБ России. При этом формулировки предпоследнего абзаца разъяснений ПС ФСБ можно понять таким образом, что гражданину Российской Федерации лишь на основании этих разъяснений, даже не являющихся нормативным актом, может быть отказано в реализации его вышеназванных, по сути дела, безусловных прав, гарантируемых и международными договорами, и Конституцией Российской Федерации.
Вместе с тем положения ч. 4 ст. 15 Конституции РФ предусматривают: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». В рассматриваемом случае речь идет о введении на основании даже не закона, а подзаконного акта (распоряжения правительства РФ) правил, отменивших на практике действие одного из положений не только международных соглашений, но и Конституции России.
Во избежание аналогичных ситуаций в будущем хотелось бы, чтобы были приняты меры, позволяющие гарантированно предотвращать их возникновение. К таким мерам можно было бы отнести разработку закона, устанавливающего иерархию нормативных актов в нашей правовой системе. Применительно к рассматриваемой ситуации такой закон позволил бы Прокуратуре РФ более эффективно исполнять положения ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»
Предстоящая встреча лидеров России и Белоруссии представляет собой удобный повод для того, чтобы сохранить и углубить не только интеграцию, но и чисто человеческие связи двух братских народов. Основания для этого В. В. Путину дают полномочия, устанавливаемые положениями ч. 2 ст. 80 Конституции Российской Федерации, согласно которым «Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина».
Справочно: Белоруссия в связи с коронавирусом не вводила запрет на въезд в республику или выезд из нее. Одним из основополагающих принципов создания ЕС было создание условий, гарантирующих свободное передвижение людей, товаров, капитала и услуг между участвующими в нем государствами. Это положение соблюдается и при коронавирусе.
Так, используя раздел «Часто задаваемые вопросы Генеральному консульству Финляндии в Петербурге во время коронапандемии» можно получить нижеприведенную информацию о правилах, действующих в одной из стран ЕС — нашей ближайшей северной соседке.
Во-первых, этот раздел дает ссылку на сайт Погранохраны Финляндии, где говорится, что: «каждый гражданин имеет право покинуть Финляндию. Однако, в соответствии с законом, на право выезда из страны могут быть наложены ограничения, необходимые для обеспечения исполнения судебного разбирательства или отбывания срока наказания, а также для обеспечения исполнения воинской обязанности. Лица, направляющиеся из Финляндии в другую страну, должны самостоятельно проверять ограничения на въезд в страну назначения. В стране назначения могут действовать собственные ограничения для путешественников».
Первый абзац ссылки заимствован из ст. 9 Конституции Финляндии, согласно второму абзацу которой: «Каждый имеет право выезжать из страны. Законом могут быть установлены необходимые ограничения этого права в интересах правосудия и исполнения наказания, а также для обеспечения обязанности по защите Отечества».