"Возвращение авикомендатуры".

("Красноярский рабочий", 10.08.04)

В Норильске возобновится работа авиакомендатуры для аэродромного обеспечения полетов вертолетов и самолетов. Принято решение также о развертывании там вертолетной эскадрильи поисково-спасательного отряда.

Данный вопрос губернатор края Александр Хлопонин обсудил с командующим 14-й воздушной армией ВВС России Николаем Даниловым. Эти воинские подразделения долгое время дислоцировались в Норильске, а затем приказом Министерства обороны были ликвидированы. Сейчас поисково-спасательные работы на Крайнем Севере ведутся лишь силами МЧС. Однако в условиях Заполярья этого явно недостаточно для обеспечения безопасности полетов и спасения попавших в беду людей. Кроме того, после расформирования авиационных подразделений в Норильске оказалось без работы много высококвалифицированных офицеров-авиаторов. Теперь эта ситуация будет исправлена.

"В Норильске уменьшается численность населения".

("Известия-Красноярск", 10.08.04)

Ежегодно число жителей Большого Норильска уменьшается на несколько тысяч человек. Так, согласно данным, которые приводит ИА "Норильские новости". Всероссийская перепись населения, проходившая два года назад, показала, что в Большом Норильске проживают порядка 222 тысяч человек, в том числе в Норильске около 134,8 тысячи, в Талнахе - 58,7 тысячи, в Кайеркане - 27,1 тысячи, в поселке Снежногорск - 1,3 тысячи. Если сравнить эти данные с 2000 годом, то за это время число жителей Норильского промышленного района уменьшилось более чем на 27 тысяч человек и продолжает уменьшаться до сих пор.

По состоянию на 1 января текущего года, на территории Большого Норильска проживают 220544 человека. 133436 - в Норильске, 58592 - в Талнахе, 27228 - в Кайеркане, 1288 - в Снежногорске. Только за июль этого года из Норильска выехало 839 жителей, в то время как прибыло всего 159 человек.

"Контрольный пакет нравственности. Президент назвал опорные стратегические узлы России и края".

("Известия-Красноярск", 10.08.04, Андрей Андреев)

В Красноярском крае существует девять предприятий, стратегически важных для России - семь федеральных государственных унитарных предприятий и два открытых акционерных общества. Как сказано в Указе Владимира Путина от 4 августа, эти ФГУПы и ОАО (всего в стране их несколько сотен) "осуществляют производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации". В унитарный список от нашего региона туда попали: фирма "Германий", НПО прикладной механики, завод "Красмаш", производственное объединение "Радиосвязь", химкомбинат "Енисей", ЦКБ "Геофизика" и Зеленогорский электрохимический завод. Что же касается акционерных обществ - защиту нравственности и здоровья, по мнению Кремля, у нас особенно активно осуществляют Енисейское речное пароходство и авиакомпания "КрасЭйр", где есть, соответственно, 25,5 процента и 51 процент государственных ценных бумаг.

Когда председатель российского правительства Виктор Черномырдин в 1996 году подписал указ о запрете приватизации оборонных стратегических предприятий страны, все было гораздо яснее. Шесть из семи нынешних ФГУПов, в том числе "Красмаш", "Енисей" и НПО ПМ, также попали в реестр неприкосновенных, хотя ни для кого не было секретом: "красные директора" и коллективы, попавшие в немыслимые условия из-за резкого падения объема гоcyдарственных заказов, вынуждены были идти на все возможные пути заработка. Аудитория Красноярского края не раз слышала и читала о массовой торговле техническим спиртом и "лосьонами для бритья" из-за ворот крупнейшего производителя оборонного топлива, о сковородках и скороварках, произведенных на высокотехнологичных линиях... Сегодня ситуация изменилась принципиально. Новые правители России сделали акцент в заказах на патриотизм и отечественного производителя, однако от этого денег больше не стало. И под воздействием этих прямо противоположных факторов стратегические предприятия обрели совершенно удивительный, почти фантастический колорит. А именно - на бумаге оборонная и нравственная мощь крепнет с каждым годом, а в жизни, как и при Викторе Черномырдине, разрешается почти все, что и раньше. Ракетами и порохом, как известно, сыт не будешь.

В списке унитарных предприятий наибольший интерес, сточки зрения сегодняшнего рынка, представляют собою два завода - зеленогорский и НПО ПМ. Все дело в том, что урановый "Электрохим" еще восемь лет назад ввел в эксплуатацию четыре цеха видео- и аудионосителей по контракту с известной немецкой BASF общей стоимостью 450 миллионов долларов. Судя по последней информации о запасах и производстве урана, на обороноспособность России договор с немцами никак не повлиял, зато социальная сфера закрытого административно-территориального образования только выиграла от свободной торговли современным товаром. Нет практически никаких сомнений в том, что на аналогичный шаг могли пойти и другие оборонные предприятия - весь вопрос только в выборе партнера и профиля.

Однако, как можно судить по обстановке у коллег ЭХЗ по стратегической отрасли, остальные еще только присматриваются к новым тенденциям. В пресс-службе НПО прикладной механики, например, "Известиям-Красноярск" сообщили, что сейчас предприятие готовится к тому, чтобы войти в состав акционерной космической корпорации, где сто процентов имущества, как и сейчас, непременно будут принадлежать государству. "Не секрет, что некоторая часть нашего пакета заказов относится к Министерству обороны", - сказали нам в НПО ПМ. Именно поэтому завод попал в реестр Путина, именно поэтому в ближайшем будущем частный капитал туда допущен не будет. Но не все еще потеряно для российского бизнеса - из источников, близких к оборонной отрасли Красноярского края, нам стало известно, что со временем корпорация и НПО, возможно, продадут часть акций с аукциона. Скорее всего, это произойдет только тогда, когда в России появится конкуренция профильных оборонных монополистов, сегодня у нас военные вертолеты выпускает одна компания, истребители - другая, ракеты - третья.

Относительно ОАО: здесь пока не совсем понятно, как указ Путина увязывается с решением правительства продать с торгов в 2005 году контрольный пакет акций "КрасЭйр". Тут, по всей видимости, одно из двух. Или в будущем году красноярская авиакомпания перестанет быть предприятием, "защищающим нравственность, здоровье, права и законные интересы граждан", либо все-таки с деньгами бюджета России такая "напряженка", что временно интересами высокой морали можно пренебречь.

Еще интереснее с Енисейским пароходством, где у государства блокирующий пакет "нравственности и здоровья". С геополитической точки зрения водные артерии края не менее важны для России, чем авиаперевалка через край в страны Юго-Восточной Азии - ЕнУРП выходит на Северный морской путь и, кроме того, каждую навигацию вывозит с северных окраин стратегическое сырье. Но ведь акционирование пароходства, начатое еще в 1993 году, давно привело к консолидации акций у одного сильного собственника, ОАО "ГМК "Норильский никель": как стало понятно, государство не в силах обеспечить свою безопасность и здоровье на территориях валютного экспорта. А вот промышленной корпорации это по плечу. Пока они, а отнюдь не федеральные округа, являются опорой и надеждой державы.