В Чувашском художественном музее выставка мастера пленэрной живописи

Чебоксары, 10 августа 2004, 15:13 — REGNUM  В центральном зале Чувашского государственного художественного музея завтра открывается памятная выставка живописи и графики Бориса Михайловича Белоусова. Изобразительное искусство Чувашии сегодня трудно представить без произведений этого мастера пейзажа, - утверждают его коллеги. - Его яркий колористический дар наиболее полно проявился в пленэрной живописи. В экспозиции представлено около ста работ художника. Экспозиция выставки объединяет лучшие произведения художника из собрания Ч Г Х М и из частного собрания П. П. Белоусовой. Основные темы, звучащие на этой выставке - "Образы города Чебоксары в творчестве Белоусова Б. М.", "Пейзажи Чувашии", "Крымские пейзажи" и "Подготовительные этюды к жанровым полотнам".

Борис Белоусов -уроженец русского села Чуварлеи Алатырского района, лучшие свои картины он посвятил Чебоксарам и Волге. С детских лет он тянулся к искусству, но лишь пройдя трудные дороги Великой Отечественной войны, в 23 года поступил на учебу в чебоксарское художественное училище. Учителями Белоусова были известные художники-педагоги - Н. К. Сверчков, В. С. Гурин, Р. М. Ермолаева. Уже тогда он поражал наставников и студентов тонкостью цвета в постановках и трудолюбием. Закончив училище успешно, он дважды ездил поступать в институт им. И. Е. Репина Академии художеств, но принят не был. Вернувшись в Чебоксары, Белоусов с головой уходит в живопись и устраивается на работу в творческие мастерские Художественного фонда.

В 1953 г. в творческой командировке по Янтиковскому району он создает в чувашской деревне серию блестящих по колориту натурных пейзажей. Один из них - "Дворик" - представлял искусство республики на Выставке художников Р С Ф С Р в Третьяковской галерее в 1958 г. и был закуплен в передвижной фонд Р С Ф С Р. А ранее, в 1954 г., участвуя на Выставке художников Р С Ф С Р рисунком-панорамой "Чебоксары", художник получает за него Диплом второй степени. Белоусов пишет и жанровые полотна - "Ночная молотьба", "Вирусологи" и др., но истинное призвание находит в пейзажной картине. Скромный, замкнутый в общении, но всегда доброжелательный к людям, он ставил для себя высокую планку, ориентируясь на мастеров русской пейзажной школы - И. Левитана, А. Куинджи и Ф. Васильева.

Во второй половине 1960-ых годов происходит расцвет творчества Бориса Белоусова. Не поддаваясь влиянию новых направлений современного искусства, в т. ч. "сурового стиля", он целеустремленно работает на пленэре над сериями этюдов для больших панорамных картин. В эти годы художник создает свои классические произведения, вошедшие в "золотой фонд" чувашской живописи - "Радуга над городом" и "Ледоход на Волге" ("Чебоксары. Ледоход"). Многие этюды к этим полотнам великолепны по цветовой оркестровке и имеют самостоятельное художественное значение. Наибольший успех у зрителей и профессионалов выпал на долю "Ледохода на Волге". Картина была показана на выставке "Большая Волга" в Ульяновске и на выставке художников автономных республик в Москве.

В 1970 г. Борис Белоусов совершает творческую поездку на Черное море, в Крым. Здесь, в Абхазии он написал большой цикл морских и горных пейзажей, ставший одной из вершин его живописного мастерства. В декабре 1974 г. в Чувашской художественной галерее была открыта персональная выставка Белоусова Б. М., посвященная его 50-летию. Художник представил 170 произведений живописи и графики.

В марте 1977 г. Борис Белоусов ушел из жизни в расцвете своего дарования. Его произведения до сих пор любимы и интересны широкому зрителю, пройдя испытание временем. Кудесник пленэрной живописи, он смог соединить в своих картинах проникновенную лирику и монументальность. В лучших полотнах мастера есть настроение и мелодика любимых им с детства русских народных песен.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.