На прошлой неделе губернатор Иркутской области Борис Говорин и председатель Законодательного собрания Геннадий Истомин обратились к региональному политсовету партии "Единая Россия" с просьбой высказать свои предложения по реализации объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Такой политический демарш вызван стремлением вывести из тупика ситуацию вокруг объединения и создания нового субъекта Федерации. В то же время со стороны руководства Усть-Ордынского Бурятского автономного округа прозвучали заявления, которые можно трактовать как обвинения Иркутской области в отсутствии инициативы и едва ли не саботаже объединительного процесса.

С просьбой еще раз восстановить хронологию событий корреспондент Байкальской службы новостей обратился к члену рабочей группы по объединению области и округа, руководителю Правового управления Законодательного собрания Иркутской области Ирине Гартнер:

- Напомню, что идея объединения области с округом возникла довольно давно, эта тема имеет исторические традиции, экономические предпосылки. До 1992 года Усть-Ордынский Бурятский автономный округ входил в состав Иркутской области. Естественно, идея объединения витала в воздухе и должна была когда-то получить документальное подтверждение. Еще в 2002 году распоряжением губернатора области была создана рабочая группа по данному вопросу, в которую вошли представители администраций и законодательных органов обоих субъектов Федерации. Весной 2004 года работа получила логическое завершение, поскольку в апреле на имя властей области и округа поступило обращение инициативной группы по проведению объединительного референдума. Оно стало отправным документом. После его получения рабочая группа приступила к более детальной проработке вопроса об объединении. В этом процессе участвовали практически все заместители главы администрации области, депутаты Законодательного собрания, работающие на постоянной основе, заместитель главы округа и ряд депутатов окружной Думы.

В результате этой работы и появились такие документы, как обращение к президенту РФ, проект постановления об инициативе образования в составе Российской Федерации нового субъекта Федерации и ряд приложений. Это прогноз социально-экономических последствий объединения, предложения по реализации ст. 10 Федерального конституционного закона о порядке принятия в Российскую Федерацию и образования нового субъекта Федерации. Кроме того, в пакет входили предложения в отношении правопреемственности собственности, формирования и функционирования государственных органов на территории нового субъекта Федерации. Именно эти документы были вынесены на сессию Законодательного собрания 21 апреля.

- Были ли согласованы проекты этих документов с усть-ордынской стороной в полном объеме?

- Конечно, представители округа принимали непосредственное участие в подготовке пакета документов по объединению. Участниками рабочей группы были заместитель главы округа Владимир Булыгин, представители Главного финансового управления округа, депутаты окружной Думы. Разумеется, проекты были согласованы, более того - выработаны совместно. Именно согласованные документы и пошли на сессию Законодательного собрания. Никаких изменений они не претерпели. У нас была одна единственная правка, внесенная председателем комитета ЗС по госстроительству Борисом Алексеевым. По его предложению в прогноз социально-экономических последствий внесено дополнение. Оно касается сохранения дотаций для нового субъекта на том же уровне, на котором в настоящее время они предоставляются из федерального бюджета для округа. Это необходимо в целях установления бюджетной обеспеченности на одного жителя в новом субъекте на уровне среднероссийских показателей. Эта правка прозвучала на сессии, за нее проголосовали.

- Должна ли была иркутская сторона согласовать и этот вопрос с властями округа для совместного принятия решения?

- Нет. Эта просьба направлена в федеральный центр, как и все указанные в документах преференции, которые просят стороны. Округа наше обращение не касается и на ходе объединения оно никак не может сказаться.

- Возникал ли во время согласования документов вопрос о так называемом особом статусе округа при вхождении в новый субъект Федерации?

- Это вопрос не поднимался. Условия вхождения округа в новый субъект были прописаны совместно. Тема "особого статуса" всплыла уже на заседании окружной Думы, когда депутаты отказались принимать участие в обсуждении документов по объединению. На рабочей группе не было проблем с предложением по вхождению округа в качестве муниципального района.

- Что сейчас необходимо для того, чтобы процесс возобновился?

- Депутаты округа должны принять какое-либо решение относительно данного пакета документов. По сути, сейчас вопрос объединения повис в воздухе. Окружная Дума не предпринимает никаких действий. Депутаты округа не сказали ни "да" ни "нет". Им необходимо вернуться к этому вопросу и проголосовать за или против, возможно, отправить документы на доработку. В любом случае они должны принять какое-либо официальное решение.