Нетаньяху о ядерной программе Ирана: Это очень плохая сделка
За последнее десятилетие ни одна острая проблема не привлекала внимание премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху больше, чем вопрос о ядерной программе Ирана. Чтобы не допустить появления у Тегерана «атомной бомбы» и тем самым не нарушить ядерную монополию Израиля на Ближнем Востоке, глава кабмина пошел на серьезное обострение отношений с администрацией Барака Обамы и на внешне противоестественное сближение с Эр-Риядом.
Сторонники Нетаньяху в американском истеблишменте пошли еще дальше: «в пику» усилиям администрации, ведущей переговоры с Ираном, они организовали выступление израильского премьера в конгрессе США, не известив предварительно об этом шаге Белый дом.
«Конгресс имеет право приглашать, кого он хочет и когда хочет. Но это приглашение показывает, что конгресс недоволен политикой президента и, в частности, выступает против сделки с Ираном по вопросу обогащения ядерной руды. Очень смешно сказал юморист журнала New Yorker Энди Горовиц: Боннер назвал Нетаньяху лучшим сотрудником в борьбе против Обамы. Конгресс постоянно находится в конфликте с Обамой», — заявил американский обозреватель Алекс Байер в интервью ВВС.
В команде президента не скрывали, что, пригласив Нетаньяху, республиканцы желали «дать администрации Обамы по носу». Белый дом предупредил, что переговоры с Ираном, которые в идеале должны породить рамочное соглашение к концу марта, вступили в критическую стадию, а выступление Нетаньяху на Капитолийском холме против намечающейся сделки может их осложнить.
Предварительная договоренность о содержании выступления
Когда все дипломатические средства были исчерпаны, Белый дом заявил, что выступление израильского премьера представляет собой попытку вмешательства во внутреннюю политику Соединенных Штатов. Помощница Обамы по национальной безопасности Сьюзан Райс заявила, что речь Нетаньяху может оказать «разрушительное» воздействие на отношения между двумя странами.
По мнению ряда обозревателей, истинной причиной беспокойства администрации Обамы было то, что Нетаньяху мог обнародовать подробности закрытых переговоров, которые официальные лица вели с Тегераном.
Ранее официальный представитель Госдепартамента Мари Харф предостерегла Тель-Авив от разглашения подробностей, которые обсуждались конфиденциально на засекреченных брифингах с израильской стороной. «Разглашение любой информации такого рода, разумеется, нарушит доверие», — подчеркнула Харф.
Скорее всего, израильский премьер убедил Белый дом в том, что секретная информация не станет достоянием общественности. Буквально за несколько часов до его прилета в Вашингтон изменилась и риторика американской администрации. Так, госсекретарь Джон Керри сгладил последние нападки своих коллег в адрес Нетаньяху, заявив, что рад приветствовать его в США.
Аншлаг в конгрессе
Белый дом давно объявил, что Обама пропустит выступление Нетаньяху. Официальная причина: президент США не желает вмешиваться в предвыборную кампанию в Израиле (голосование намечено на 17 марта). Американским обозревателям осталось лишь отметить, что это правило соблюдалось Белым домом не всегда: в Израиле высадился целый десант политтехнологов, которые в прошлом работали у Обамы, а сейчас помогают оппонентам Нетаньяху.
На выступлении израильского премьера в конгрессе также не присутствовали и госсекретарь Джон Керри, который улетел в Женеву на переговоры с иранцами, и вице-президент США Джозеф Байден. Некоторые конгрессмены от Демократической партии демонстративно также проигнорировали это мероприятие.
«Каждый член конгресса имеет право на один лишний билет на такие мероприятия, которые обычно перепадает кому-то из его друзей или избирателю из округа. Выступление израильтянина вызвало такой ажиотаж, что эти контрамарки пользуются бешеным спросом, и конгрессмены выпрашивают их у коллег, которые собираются блеснуть своим отсутствием. Если пустые места все равно останутся, их заполнят помощники конгрессменов-республиканцев», — написали американские СМИ накануне визита главы израильского правительства.
Так и случилось. Во время выступления Нетаньяху на Капитолийском холме был «полный аншлаг».
Речь Нетаньяху
Премьер-министр Израиля начал свое выступление со слов благодарности республиканцам и демократам за поддержку, которую они оказывают его стране.
«Союзнические отношения Израиля и США были, есть и останутся в будущем выше политики», — подчеркнул он, вызвав овации у присутствующих.
Затем Нетаньяху перешел к главной теме. По его словам, сегодняшний Иран является угрозой не только для Израиля, но и для всего Ближневосточного региона. Как заявил Нетаньяху, идеология Тегерана уходит своими корнями в воинствующий ислам и идею джихада.
«Самая большая угроза в этом мире — это смесь воинствующего ислама и ядерного оружия. Мы не должны этого допустить», — убежден он.
Нетаньяху обвинил иранские власти в обмане инспекторов МАГАТЭ. По его словам, сделка, предлагаемая сейчас Ирану, позволит ему после снятия санкций быстро создать ядерное оружие, поскольку в распоряжении Тегерана останется огромная ядерная инфраструктура.
«Станет ли Иран менее агрессивным, если будут сняты санкции? Внешняя политика Ирана станет более агрессивной и опасной. Это знают соседи Ирана, которые тоже захотят обзавестись ядерным оружием, и в результате весь регион превратится в пороховую бочку», — сказал премьер.
Прежде чем договариваться о снятии санкций, Иран, по мнению Нетаньяху, должен прекратить свою агрессивную политику по отношению к соседям по региону, перестать поддерживать международный терроризм и угрожать существованию Израиля.
«Если Иран хочет, чтобы к нему относились как к нормальной стране, пусть он ведет себя как нормальная страна. Лучше никакая сделка, чем плохая сделка. Это очень плохая сделка. Без нее нам будет лучше», — подчеркнул Нетаньяху, подводя итог своему выступлению, которое неоднократно прерывалось бурными аплодисментами.
2 марта, накануне выступления израильского премьера, корреспондент Reuters в Белом доме Джефф Мейсон взял интервью у президента Барака Обамы. На вопрос о предстоящей речи Нетаньяху глава государства ответил следующее: «Когда мы впервые объявили об этом временном соглашении, премьер-министр Нетаньяху делал самые разные заявления. Что это будет ужасная сделка, а Иран получит помощь в $50 млрд и не выполнит соглашение. Ничего из этого не случилось. Оказалось, что в этот период Иран не развивал свою программу. Во многих случаях он даже откатил назад некоторые элементы своей программы».