О состоянии рыбохозяйственного комплекса Севера России и мерах по выводу его из кризиса говорит председатель комитета по рыбному хозяйству администрации Мурманской области Анатолий Евенко. Рыбное хозяйство на Севере имеет более чем вековую историю. За это время здесь была создана мощная рыбная индустрия, с концентрацией основного производственного комплекса в городе Мурманске. В свое время она обеспечивала более 22% улова рыбы и 24,5% выпуска пищевой продукции всей рыбной отрасли страны, В годы подъема океанического промысла в дальних районах Мирового океана улов рыбы Северным бассейном составлял 1,7 млн. тонн.

Единственный незамерзающий Кольский залив и расположение порта Мурманска, обеспеченного всеми транспортными, энергетическими и коммуникационными связями с центральными районами России, предопределили и предопределяют дальнейшее базирование рыбной промышленности в этом городе. Здесь с рыбным хозяйством связано около 100 тысяч человек, его доля в общем производстве Мурманской области занимает чуть менее 10%, в пищевой промышленности основной объем производства падает на рыбную отрасль (свыше 70%). Порядка 70% городского и солидная часть областного бюджетов формируется за счет предприятий рыбной промышленности.

Рыболовство побережья Мурмана является единственным видом деятельности населения и по существу составляет основу жизнеобеспечения населения и функционирования прибрежных поселков и существующих военных гарнизонов. Проблемы, связанные с переводом экономики страны на рыночные отношения, отразились в целом на экономическом положении рыбной промышленности Мурманской области. В настоящее время оно оценивается как далеко не благополучное. Вылов (добыча) рыбы сократился на 53%, выпуск всей продукции на 49-50%, пищевой рыбной продукции на 30-34%. Поставка рыбопродукции на внутренний рынок сократилась в 3 раза, численность работающих на 20-22%; износ основных производственных фондов до 70% (суда, заводы).

Хотя следует отметить, что в последние 3-4 года в результате принятых администрацией области мер наметилась определенная тенденция на некую стабилизацию. Вылов довели до 1 млн. тонн, в два раза увеличились поставки рыбы через Мурманск, сохранили порт, судоремонт, перерабатывающие предприятия (37). Но это всего лишь полумеры! В настоящее время ввиду налогового бремени, усложненности таможенных и пограничных правил при заходе наших судов в собственный порт, недостаток оборотных средств у рыбопромышленников, рыбаки вынуждены большую часть объектов промысла, особенно валютоемких, поставлять в страны Европейского Союза и Норвегию.

Причины, по которым российские рыбаки предпочитают сдавать свою рыбопродукцию в зарубежные порты, заключаются в следующем: более низкая стоимость эксплуатационных расходов в скандинавских странах, прежде всего в Норвегии, по сравнению с Мурманском. Так, стоимость захода в мурманский порт, по некоторым источникам, составляет около 38 тыс. рублей, тогда как в порт Хоннингсвог (Норвегия) - 21 тыс. рублей. Обслуживание судна в мурманском порту в среднем обходится на 700 долларов США в сутки дороже, чем в портах Норвегии; более высокие сдаточные цены на рыбу. Так, один килограмм трески в Норвегии реализуется по цене около 2,5 долларов США, тогда как в Мурманске - по 1,3 доллара США; меньший период времени обслуживания судов в Норвегии. Если в портах этой страны полное обслуживание с подготовкой к выходу в рейс осуществляется в среднем за 10 часов, то в Мурманске - от одних суток и более, при этом без снабжения для выхода в море (стоимость эксплуатации судна в сутки составляет порядка 50 тыс. рублей); растаможивание груза в Мурманске увеличивает время простоя судна в порту. При этом некоторые судовладельцы вынуждены сначала выгружать продукцию на внешние терминалы (таможенные склады) и только после этого перемещать ее на свои или арендуемые склады, что увеличивает не только время разгрузки, но и себестоимость продукции; пограничный контроль при заходе в Мурманск зачастую осуществляется на рейде и занимает 2-4 часа, тогда как в Норвегии он происходит уже в порту во время погрузочно-разгрузочных и иных работ.

Из-за этих причин сворачивается развитие собственной береговой рыбоперерабатывающей и судоремонтной инфраструктуры, что ведет к потере рабочих мест и социальной напряженности в регионе. Мурманская область неоднократно заявляла на всех уровнях о том, что по существу у нас отсутствует протекционистская политика со стороны центральных федеральных органов по отношению к отечественному рыбному хозяйству, в частности - к морскому рыболовству, которая характерна для наших соседей: Норвегии, Финляндии, Швеции, Исландии, что, в свою очередь, является весьма ощутимым тормозом в дальнейшем развитии всего рыбопромышленного комплекса страны. Для нас совершенно очевидной является срочная необходимость осуществления ряда политических и организационных мер волевого характера в отношении рыбного хозяйства со стороны Правительства РФ, направленных на безусловный рост производства и обеспечение рыбой береговых предприятий и населения области.

Известно, одной из причин, приведших рыбное хозяйство к кризисному состоянию, является потеря управляемости ею на государственном и хозяйственном уровнях. С целью восстановления вертикальной структуры управления рыбным хозяйством постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.99 N 147 Государственному комитету Российской Федерации по рыболовству предписывалось в кратчайшие сроки проработать вопрос о создании в регионах с наиболее развитой рыбохозяйственной инфраструктурой территориальных органов Государственного комитета РФ по рыболовству. Администрация Мурманской области, поддерживая бассейновый принцип управления рыбной отраслью, приняла все необходимые меры по выполнению данного постановления, вплоть до согласования с первыми руководителями Архангельской области, Республики Карелия и Ненецкого автономного округа всех организационно-технических вопросов, связанных с созданием Государственного территориального департамента рыбного хозяйства Северного бассейна "Севрыба" (ГТДРХ "Севрыба"). Однако, несмотря даже на принципиальную поддержку этого важного для региона мероприятия Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным, вопрос до сих пор не решен - его попросту заволокитили. В ответ на наши конструктивные предложения от федерального органа по рыболовству идут лишь отписки бюрократического толка, В последней из них предлагается специальным постановлением Правительства РФ создать указанный департамент на базе органов рыбоохраны. На мой взгляд, это глубоко ошибочное и вредное решение. Сращивание контрольных функций органов рыбоохраны с хозяйственными и управленческими полномочиями допустить никак нельзя - это чревато негативными последствиями. Мы уверены, что только с созданием нормальных государственных органов на местах по управлению рыбным хозяйством можно говорить о следующих шагах развития рыбопромышленных комплексов рыбных субъектов федерации. В противном случае "сотрясание воздуха" будет продолжаться и далее.

Основой существования добывающих, перерабатывающих предприятий, а также производств рыбного хозяйства является обеспечение первых - достаточными промышленными квотами на вылов рыбы, а последних - загрузка рыбным сырьем. Здесь также следует отметить неповоротливость федеральных органов в подготовке типовой распределительной схемы водных биологических ресурсов, как между рыбопромышленными комплексами регионов, так и непосредственно между пользователями.

В течение последних трех-четырех лет рыбаки бассейна не могут получить ясных и понятных критериев по наделению своих предприятий промышленными квотами на вылов рыбы в море и во внутренних водоемах области, что вносит сумятицу и нервозность при ежегодном их распределении и освоении. Только недавно мы получили наконец-таки положение о распределении квот на вылов (добычу) водных биоресурсов во внутренних морских водах в территориальном: море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации между заявителями, зарегистрированными в субъектах Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью.

Данный документ не является документом прямого действия, предусматривает выпуск еще целого ряда подзаконных нормативно-правовых актов, в нем много правовых нестыковок, и ясности по-прежнему нет. Наши предложения в нем совсем не учтены, т.е. игнорирование мнения региона налицо. Мурманской области неоправданно долго задерживается выделение конкретных объемов квот для распределения их между пользователями, хотя все официальные формальности с нашей стороны соблюдаются. Одной из основных мер выхода рыбного хозяйства из кризиса, безусловно, является восстановление океанического рыболовства в дальних районах промысла, то есть направление крупнотоннажного флота в удаленные районы Мирового океана и 200-мильные экономические зоны иностранных государств, с которыми имеются межправительственные договоренности, в первую очередь с теми государствами, которые имеют долги перед Россией (Перу, Ангола, Намибия, Мозамбик и др.) и где промысел возможен в счет их погашения.

Это задача федеральных органов. Для выполнения этих мероприятий назрела острая необходимость замены устаревших затратных судов на современные более мощные и менее энергоемкие. Считаем, обновление флота возможно только на основе серьезной протекционистской политики государства: предоставления рыбакам льготных кредитов, изменения судостроительной концепции, ослабления и приведения в соответствующий порядок налогового и таможенного законодательства. Все выше обозначенное говорит о том, что рыбное хозяйство Мурманской области, Севера и в целом России является отраслью стратегической, ибо оно, развивая свою социально-экономическую деятельность на основе самовоспроизводящихся водных биологических ресурсов морей, рек, озер, обеспечивает продовольственную безопасность страны в целом.

Поэтому и "рыбный вопрос" следует рассматривать как стратегический! То есть данная отрасль ни в коем случае не должна рассматриваться соответствующими региональными и федеральными инстанциями по остаточному принципу, а также находиться в роли "пасынка" на задворках народного хозяйства России. Безусловно, нужны (не сегодня, не завтра, а вчера) срочные и неординарные решения, как на местном, так и на федеральном уровнях! Как пример: с учетом нынешних реалий, заслуживает особого внимания идея создания на базе профильных, структурных подразделений рыбного хозяйства Мурманской области открытого акционерного общества с условным названием "Научно - производственный центр". В перспективе эта организация могла бы быть преобразована в холдинговую компанию. На мой взгляд такие действия в значительной степени способствовали бы эффективной деятельности "рыбных" предприятий края, развитию прибрежного рыболовства, обновлению технологии производства рыбопродукции, интенсивным научным исследованиям и активному осуществлению промысловой деятельности за пределами 200 - мильной исключительной, экономической зоны России, а также в открытой части Мирового океана, что в конечном итоге послужило бы перестройке всей рыбной политики Росcии.