Уважаемые норильчане!

На сессии Законодательного собрания края должны быть обсуждены поправки к бюджету Норильска. Только после этого мы сможем принять свой бюджет на сессии горсовета, начать работу по планированию будущего нашего города и каждого его жителя. Мы понимаем, что не застрахованы от пересмотра даже этого - не лучшего - бюджета, попыток отзыва подписей и отказа от обязательств. В последнее время это входит в норму поведения отдельных политиков. Именно поэтому подписание губернатором краевого бюджета нельзя рассматривать как победу, гарантирующую нам успех на протяжении всего года. Нет уверенности в том, что даже после принятия поправок Заксобранием края новый бюджет будет выполнен. Нынешнее кризисное состояние краевой экономики, разворачивающееся забастовочное движение могут позволить краевой власти использовать популистские лозунги типа "все отобрать и разделить". При этом всем понятно, что данные действия будут продиктованы не искренним желанием вытащить край из пропасти, а лишь интересами предвыборной борьбы.

Как вы знаете, губернатор Александр Лебедь пытался сократить бюджет Норильска в разы и за счет этого решить все краевые проблемы. В расчет абсолютно не принимался тот факт, что содержание одного жителя на Севере обходится в четыре раза дороже, чем "на материке". Тем не менее, при поддержке всех норильчан мы отстояли нормативы отчислений налогов и сборов в городской бюджет в размере 6,2 млрд. рублей.

Честное отношение к норильчанам губернатора Таймыра Александра Хлопонина и его решительная поддержка позволили достигнуть договоренности с губернатором края о том, что дополнительные доходы, полученные сверх прописанной в бюджете суммы, будут распределяться поровну между бюджетами города и края. Благодаря этому нынешний бюджет позволит городу жить и работать на минимально приемлемом уровне. При этом реальные потребности Норильска в размере 8,5 млрд. рублей признаны краевой властью обоснованными.

Непозволительным с моей стороны было бы умолчание и о том, какие потери мы можем понести. Не могу от вас ничего скрывать, ибо меня и мою команду вы выбирали совестью, голосовали за нас сердцем. Самая главная из возможных потерь - это угроза отмены компенсационных выплат, которые так долго не давали покоя краевой власти. Системный и экономический кризис в Красноярском крае, явившийся, в том числе, следствием неэффективной хозяйственной политики его руководства, вынудил Министерство финансов России искать пути оздоровления экономики края.

Неизбежным условием явилось то, что край, ставший дотационным, потерял возможность создавать дополнительные условия социальной защиты, что лишает северян каких-либо прав на получение компенсационных выплат. Позиция Минфина юридически безупречна. Парадоксально, но Норильск, являющийся с 1953 года городом краевого подчинения, стал вместе с краем дотационной территорией, не имеющей права на дополнительные социальные гарантии. В результате, по нашим расчетам, доходы бюджетников-норильчан снизились бы в среднем в три раза: с 14 до 4 тысяч рублей. Создалась реальная угроза резкого падения уровня жизни для 30 тысяч жителей нашего города.

Понимая, что нынешнее законодательство в отношении северян несовершенно и не может соблюсти их интересы, городская власть, тем не менее, отдает себе отчет в том, что закон есть закон и его необходимо соблюдать. Конечно, мы не сидим сложа руки. Мы намерены изыскивать средства на компенсационные выплаты из внебюджетных источников, постоянно поддерживаем контакты со специалистами Минфина. В настоящий момент мы ведем переговоры с руководством ГМК "Норильский никель" о построении новой экономической модели в городе, которая позволит создать систему гарантий от экономического произвола краевых властей. Защищая бюджетников всего города, мы не делим их на наших и не наших. Нужды всех из вас нам близки. Никто из норильчан не должен пострадать.

При этом мы прекрасно понимаем, что окончательное решение всего комплекса проблем лежит в правовой плоскости. Необходимо коренным образом изменить отношение государства к обеспечению достойного жизненного уровня населения Севера, особенно работников бюджетной сферы. Нельзя жить по усредненным стандартам, которые не учитывают объективных особенностей Севера, определяемых суровыми природными условиями и дорогостоящим содержанием всей инфраструктуры жизнеобеспечения и безопасности людей. Судя по заявлениям руководства Счетной палаты РФ, понимание всей несправедливости ситуации с норильским бюджетом у федерального центра есть, и это обнадеживает.

Норильск, являясь центром освоения российского Севера, играет заметную роль в экономической и общественно-политической жизни страны. Именно поэтому его жители вправе рассчитывать на достойный уровень жизни и уважительное внимание со стороны государства.