19 апреля продолжила свою работу 11 пленарная сессия Госсовета РТ. Главным в повестке дня остается обсуждение проекта новой Конституции Татарстана - депутаты рассмотривали Основной Закон уже в третьем чтении.

Дискуссия среди депутатов разгорелась уже при обсуждении поправок в преамбуле: "Настоящая Конституция, выражающая волю многонационального народа Республики Татарстан и татарского народа...". Депутат Штанин предложил убрать словосочетание "татарского народа" - он мотивировал свое предложение тем, что понятие "многонациональный народ" уже включает в себя и "татарский". "Я понимаю эмоции многих депутатов на этот счет, но подобных вещей в Конституции быть не должно", - заявил Штанин. Его оппонентом по традиции стал депутат Туфан Миннулин, который не только предложил оставить словосочетание "татарского народа", но и вынести эти слова вперед: "татарского народа и многонационального народа республики...". Он выступал на татарском: "Если мы не напишем так, то получится, что татарский народ будет записан как бесплатное приложение к журналу "Мурзилка", - сказал Т. Миннулин.

Присутствовавший на заседании президент РТ Минтимер Шаймиев поделился своим мнением: "Не будет ли это выглядеть так, словно мы выступаем от имени всего татарского народа - в том числе и от имени тех, кто проживает за пределами Татарстана и не принимает Конституцию РТ?"

Итоги голосования по этой поправке вызвали общее замешательство, и Ф. Мухаметшин предложил проголосовать за то, чтобы "переголосовать этот вопрос", да и то после тех, что попроще. Депутаты, согласившись, что вопрос требует обдумывания, взяли тайм-аут по этой поправке. Но дебаты продолжились. В итоге Мухаметшин предложил "не обсуждать статьи, за которые в принципе уже проголосовали, и прения закрыть...". Но следующая поправка по поводу "полноправности Татарстана" также спровоцировала дискуссии. Депутат Индус Тагиров заявил, что если мы не будем настаивать на своей полноправности, то "скоро Татарстан приравняют к Самарской или Кировский области, и это будет некорректно, так как мы нарушим волю татарского народа, который голосовал за суверенитет и возможность быть полноправным субъектом в РФ".

Мухаметшин же настаивал на том, чтобы слово "полноправный" было исключено, так как "не несет законодательной нагрузки". "Не будем кривить душой, - сказал в частности спикер Госсовета РТ, - ведь мы в составе Российской Федерации и объединены с ней "известным договором", что записано в следующей статье". Голосование показало, что с ним согласилось 102 депутата. Вообще, когда спикер намеревался прервать затянувшиеся дискуссии или хотел настроить депутатов "конструктивно", он говорил следующее: "уважаемые депутаты, я прошу поддержать...".

Так же единодушно парламентарии проголосовали за то, что "...никто не может присвоить власть Республики Татарстан -.... это преследуется федеральным законодательством".

Комментируя в перерыве свое предложение вычеркнуть из преамбулы слова "....и татарский народ", депутат А. Штанин заявил: "Можете ли вы представить себе, чтобы в Конституции России появилось такое - "выражает волю многонационального народа Российской Федерации и русского народа"? Мы же создаем прецедент для российских фашистов...".