Как уже сообщало ИА "REGNUM", Прокуратура Самарской области по поручению Генеральной прокуратуры начала осуществлять следственные действие в отношении компании "Волготанкер". Согласно информации, поступившей в редакцию, в в середине 1998 года НК "ЮКОС" стал владельцем 31 процентного пакета акций ОАО "Волготанкер". А в конце 1998 - начале 1999 гг. в пароходстве наметилось противостояние двух групп акционеров: группы компаний, контролируемых НК "ЮКОС" и группы иностранных акционеров - компании "Беринг Восток Капитал Лимитед" (Великобритания).

С этого момента представителями НК "ЮКОС" в Совете директоров ОАО "Волготанкер" неоднократно предпринимались активные шаги и конкретные действия, направленные практически на развал пароходства как единого уникального в стране и области транспортного узла по перевозке нефтепродуктов на внутреннем и внешнем рынках.

В январе 1999 года на Совете директоров ОАО "Волготанкер" представители НК "ЮКОС" предложили план реструктуризации пароходства по одному из двух возможных вариантов: в первом варианте - создание двух хозрасчетных компаний ("Волготанкер-Юг" и "Волготанкер-Север"), во втором варианте - создание тех же компаний и холдинга в г. Самаре с образованием юридического лица или без такового. Многие квалифицированные специалисты прогнозировали, что в случае реализации указанного проекта произойдет развал компании, возникновение социальной напряженности, потеря контроля за деятельностью стратегической компании со стороны государства, нанесение ущерба национальной безопасности РФ.

Несмотря на принятые меры, в конце 1999 года две противоборствующие группы акционеров договорились о фактическом разделе пароходства, при этом основная часть активов пароходства отошла к НК "ЮКОС", а часть рентабельного флота в количестве 16 танкеров, работающих в бассейне Каспийского моря - иностранным акционерам. Указанная сделка привела к фактической потере ОАО "Волготанкер" каспийского рынка нефтеперевозок, вследствие чего были затронуты геополитические интересы России в этом регионе.

До осени 1999 года англичане располагали блокирующим пакетом акций ОАО "Волготанкер", но затем уступили его часть (13%) инвестиционной компании "Газинвест", входящей в состав холдинга "Волгопромгаз". Остальные акции иностранцы продали представителям НК "ЮКОС", которым к 2000 году удалось сконсолидировать в своих руках 62% акций и получить большинство мест в Совете директоров пароходства.

В сентябре 2000 года 62% акций ОАО "Волготанкер", принадлежащих НК "ЮКОС", были формально переданы топ-менеджерам пароходства Александровичу, Дукаревичу, Азарову, имеющим давние партнёрские отношения с НК "ЮКОС" по структуре "Роспром".

Формальный уход "ЮКОСа" из числа акционеров пароходства был вызван желанием руководства нефтяной компании сохранить имидж "публичной компании европейского типа", который могли бы скомпрометировать открытые связи с "Волготанкером", использующим схемы увода финансовых средств за рубеж через оффшорные компании.

О том, что уход "ЮКОСа" произошёл лишь формально, свидетельствует тот факт, что при "продаже" акций пароходства никакого движения в реестре акционеров не произошло, и держателями акций по-прежнему являются кипрские компании "CORANTE HOLDING LIMITED" и "POREX HOLDING LIMITED".

Начиная с мая 2000 года, наступил период постоянных реорганизаций управленческих структур ОАО "Волготанкер" и ее 17 дочерних предприятий. В частности, в г. Москве создается дочернее общество ООО "Волготанкер - АМС" с уставным капиталом в размере 3 млн. рублей (100% капитал ОАО "Волготанкер").

После создания ООО "Волготанкер - АМС" последовали планомерные действия по переводу управляющих функций пароходства в Москву. Первоначально все промышленные, а затем и эксплуатационные ЗАО потеряли всю самостоятельность путем заключения договоров о передаче полномочий управляющей организации в лице ООО "Волготанкер - АМС", что привело к лишению ОАО "Волготанкер" прав на свои дочерние предприятия.

По заключению специалистов из числа бывшего руководящего состава пароходства, создание ООО "Волготанкер - АМС" по форме не противоречит законодательству России. Вместе с тем, согласно закону РФ "Об акционерных обществах", передача управляющих функций, при этом передача главных и основных направлений деятельности не допускается.

Чтобы узаконить свою деятельность только в декабре 2000 года с третьей попытки добилось согласования Министерства по антимонопольной политике на подобные действия.

В процессе второй реорганизации пароходство полностью передало свои полномочия дочерней фирме ООО "Волготанкер - АМС", включая контроль за финансовыми потоками. Практически ОАО "Волготанкер" приступило к работе по смете, ежегодно защищая статьи расходов в своей дочерней компании, одновременно являющейся управляющей. Введенная система управления не способствовала эффективной работе пароходства, о чем свидетельствовали экономические показатели работы общества.

Так, согласно анализу результатов финансовой деятельности ОАО "Волготанкер" за 2000 год, проведенного специалистами компании "Ьерингс-Восток" (компания являлась держателем 13% акций "Волготанкера") на основании бухгалтерского баланса ОАО "Волготанкер", значительно снизилась прибыльность предприятия как в абсолютном, так и в относительном выражении. В частности, чистая прибыль за 2000 год составила отрицательный результат: - 45 млн. рублей, в то время как аналогичный показатель за 1999 год составил 713 млн. рублей. В то же время, по оценкам специалистов, даже в самых неблагополучных условиях пароходство способно иметь чистую прибыль 300-400 млн. рублей в год.

Указанная тенденция сохранилась и в последующие годы. Изучение финансовых документов предприятия показывает, что валовая прибыль ОАО "Волготанкер" составила: в 1999 г. - 1065753 тыс. руб., в 2000 г. - 100883 тыс. руб., в 2001 г. - 71443 тыс. руб., в 2002 г. - 18920 тыс. руб. Налоговые отчисления в бюджеты всех уровней составили: в 1999 г. - 313928 тыс. руб., в 2000 г. - 57470 тыс. руб., в 2001 г. - 24676 тыс. руб., в 2002 г. - 10418 тыс. руб. Данные обстоятельства ярко свидетельствуют о низкой профессиональной подготовке менеджеров управляющей компании "Волготанкер-АМС" в области торгового мореплавания.

Весной 2001 года управляющей компанией ООО "Волготанкер-АМС" был проведен тендер на право коммерческой эксплуатации флота ОАО "Волготанкер". По условиям тендера предлагалась перевозка 6,4 млн. тонн нефтепродуктов по цене 10,4 долларов США за тонну на общую сумму 69 млн. долларов. Тендер выиграла датская компания "VTMS" ("VOLGOTANKER MARIN SERVICES"), возглавляемая вице-президентом ООО "Волготанкер-АМС" Кацнельсоном И.Л. (гражданином США) и являющаяся зависимой от ОАО "Волготанкер" (по схеме: компания "VTMS" - дочерняя по отношению к ОАО "Волготанкер"). По оценкам специалистов, предлагаемая по условиям тендера ставка фрахта была занижена приблизительно в 1,5 раза, что в конечном итоге привело к недополучению ОАО "Волготанкер" суммы в 30-60 млн. долларов. Кроме этого стало известным, что тендер был проведен с нарушениями, исходя их следующих обстоятельств:

· компания "VOLGOTANKER MARIN SERVICES" создана дочерней фирмой ОАО "Волготанкер" - "VM 530" и таким образом является зависимой от пароходства;

· для участия в тендере кроме датской компании были приглашены другие фрахтователи "Волготанкера" - фирмы "Аргомар", "Луктранс", "Навитанк", которые в силу ограниченных финансовых возможностей заведомо не могли составить конкуренцию датчанам.

В результате передачи права на оперирование флотом компании "VTMS" ОАО "Волготанкер" лишилось контроля над главными вопросами производственной деятельности: заключение договоров на перевозку, выбор выгодных грузопотоков, получение денежных средств за перевозки и транспортные услуги.

Таким образом, есть основания предполагать, что НК "ЮКОС", формально отойдя от руководства ОАО "Волготанкер", по-прежнему через доверенных лиц, которыми являются Александрович, Дукаревич, Канцельсон (гражданин США), Азаров (имеет двойное гражданство России и Израиля), осуществляет контроль за финансово-экономической деятельностью пароходства и проводит целенаправленную политику на развал крупнейшего в Европе наливного пароходства, на 20% принадлежащего государству и имеющего стратегическое значение для экономики нашей страны.