Не успели утихнуть страсти вокруг перебежчиков из Армении Романа Таряна и Артура Апресяна, оказавшихся Баку в начале апреля текущего года, как азербайджанские СМИ сообщили о третьем армянине, который "попросил политическое убежище в Азербайджане". Согласно бакинским масс-медиа, 65-летний Испиp Казаpян, прибыл в аэропорт Бина рейсом Москва-Баку.

В отличие от первых двух перебежчиков, которые родились в Баку и в результате эскалации нагорно-карабахского конфликта стали беженцами (Апресян Артур Суренович родился в Баку в 1956 году, а Тарян Роман Грантович - в 1966 году), Испир родился в Армении в 1939 году. ИА REGNUM уточнил из достоверных источников некоторые сведения из жизни Казаряна. В частности, согласно источнику, Испир "во время службы в армии более года провел в дисциплинарном батальоне. В 1968 году был осужден на 2 года за присвоение государственного имущества. В 1974 году был вновь осужден по той же статье. После освобождения у него были отмечены психические расстройства. Развилась мания преследования. Неоднократно лечился в разных психиатрических клиниках Армении. Писал письма Бушу, Папе Римскому, Маргарет Тэтчер и Горбачеву. В 1994 году через Тбилиси попал в Кировобад (Азербайджан), а затем в Баку, с дальнейшим намерением перебраться в США. При осмотре представители МККК обнаружили у него психическое расстройство и перевезли в Садахло (грузино-армянская граница - ред.), чтобы переправить обратно в Армению".

Из слов всех троих "героев" стало ясно, что они не горят желанием остаться в Баку. Разоблачая все "ужасы" армянской действительности - начиная от наличия детей-камикадзе в Армении, заканчивая отсутствием воды и электричества, при этом лелея надежду на продолжение своего бесславного "турне" до пункта назначения - подойдет любая страна Европы, на сегодняшний день перебежчики застряли в изоляторе министерства Национальной безопасности (МНБ) Азербайджана. Как заявили в Баку Апресян и Тарян, власти Армении проводят политику террора против собственного народа. "Вместо решения социальных и экономических проблем, власти заняты гонкой вооружений. Все это сделало их жизнь, а также многих других граждан Армении невыносимой и абсолютно бесперспективной". В ходе пpесс-конфеpенции в здании МHБ они заявили, что прибыли в Азербайджан как "политические беженцы" и хотят выехать в третью страну. "Мы хотели бы остаться в Азербайджане, так как родились и выросли здесь, однако нынешняя ситуация не позволяет это сделать, и для наших семей в Армении могут возникнуть проблемы. Однако после разрешения конфликта мы хотели бы вернуться", - сказал Роман Тарян.

В свою очередь начальник управления МНБ Азербайджана Мамед Джафарли отметил, что перебежчики не поднимали вопроса о предоставлении им политического убежища в Азербайджане. Они выразили желание посредством международных организаций выехать в одну из европейских стран. Бывшие жители Баку Тарян и Апресян переехали в Армению после начала армяно-азербайджанского конфликта. В последующие годы они предприняли несколько неудачных попыток перебраться в Турцию, Грецию и Францию. После этого, они решились выбраться из Армении через Азербайджан.

"Армянский народ не хочет карабахской войны: Кочаряна надо снять, он не желает решать эту проблему мирным путем, а военным ему никто не позволит. Бакинские армяне всегда являлись противниками преступной политики Армении и руководства Нагорного Карабаха. Но всякие кочаряны, зории балаяны и другие перевернули историю. Они устроили Сумгаит, Баку. Они кричали во всеуслышание, армяне собирайтесь вместе, мы будем все вместе, будем сплоченными. Однако все это оказалось всего лишь пустыми обещаниями", - говорили на пресс-конференции армянские перебежчики.

Артур Апресян утверждает, что лично обращался к омбудсману Армении за помощью в получении лекарственных препаратов для своего больного отца. "Омбудсман помогла мне, потому что я постоянно устраиваю скандалы. А другим армянским беженцам в помощи регулярно отказывается. В беседе со мной омбудсман отметила, что в Армении и Нагорном Карабахе до сих пор содержатся азербайджанские военнопленные. По словам омбудсмана, обе стороны содержат в неволе небольшое количество как армянских, так и азербайджанских военнопленных. Когда же я заявил ей, что с момента окончания военных действий прошло больше 10 лет, и пора бы уже совершить обмен военнопленными, омбудсман отказалась комментировать эту ситуацию", - сказал Артур Апресян.

"Армянских беженцев пытаются переселить в Карабах. Каждому выделяется по 400 долларов на сборы. Однако в Карабахе нет ни электричества, ни газа, ни воды. В течение 5 лет переселившийся в Нагорный Карабах беженец обязан не покидать эту территорию", - заявил Апpесян.

Перебежчик утверждает, что Степан Демирчян (глава оппозиционной Народной партии Армении - ред.) с Ильхамом Алиевым, вполне способны решить карабахскую проблему мирным путем: "Сыновья гениальных политиков придерживаются мирной политики, и они могут найти выход из создавшейся ситуации". Высказывая свою позицию по разрешению карабахского конфликта, Артур Апресян отметил, что "Армения должна вернуть Азербайджану не принадлежащие ей (Армении) территории. После этого необходимо сесть за стол переговоров. Мы согласны на карабахскую автономию в составе Азербайджана".

Возвращаться обратно в Армению Артур Апресян и Роман Терян не собираются. Между тем, информацией о личностях перебежчиков поделились международные организации. Так, Международная рабочая группа (МРГ) по поиску без вести пропавших, заложников и освобождению пленных в зоне Карабахского конфликта, посетившая регион сразу после "сенсационных" заявлений перебежчиков, не только назвала мифом слова Таряна и Апресяна о том, что "из пленных азербайджанских детей в Армении готовят террористов-смертников для использования в Азербайджане", но и открыто заявила, что эти самые перебежчики преследовали определенную цель - эмигрировать на Запад. Однако как заявила сопредседатель МРГ Светлана Ганнушкина, намерение перебежчиков потерпело крах, поскольку их требования не соответствовали Международной конвенции по правам человека 1951 года. По словам правозащитника, Таряна и Апресяна нельзя расценивать как беженцев, так как они находятся в Азербайджане, где проживали до начала военных действий вокруг нагорно-карабахского конфликта. "А защищать их права нет повода, так как их никто не преследуют, ни в Азербайджане, ни в Армении", - отметила Светлана Ганнушкина.

Пытаясь понять мотивы, подтолкнувшие Апресяна и Таряна отправится в столь небезопасное путешествие, многие в Армении приходили к одному самому вероятному, по их мнению, умозаключению - "что-то здесь не чисто, попахивает работой спецслужб".

"Это явное предательство", - заявил депутат Национального Собрания Армении, лидер Национально-демократического союза Вазген Манукян. "По-видимому, азербайджанские спецслужбы потратили довольно большие суммы для вербовки этих лиц. А предатели фигурируют в истории любого народа", - отметил он.

Другой армянский парламентарий, лидер Демпартии Арам Г. Саркисян считает, что "перебежчики - это спланированная работа азербайджанских спецслужб с целью показать, что есть в Армении люди, желающие жить в составе Азербайджана". "Думаю, они не могут отразить истинные настроения нашего народа, и эта акция направлена на самозабавление азербайджанцев", - подчеркнул Саркисян.

"Странно... Человек едет из Москвы в Азербайджан, чтобы выразить недовольство ситуацией в Армении и просить там убежища. Я не исключаю, что с этими людьми заранее работали азербайджанские спецслужбы", - заявил член армянской делегации в ПАСЕ Шаварш Кочарян.

Председатель парламентской комиссии по внешним сношениям, представитель Армянской Революционной Федерации "Дашнакцутюн" Армен Рустамян считает, что "появление перебежчиков, это один из элементов деятельности азербайджанских спецслужб". "Это их работа, и для достижения своей цели они ни перед чем не остановятся. В этом направлении азербайджанские спецслужбы работают успешно и не жалеют средств. Я очень сожалею, что в нашем обществе находятся люди, готовые продаться врагу с целью решения своих проблем. Это предательство и такие люди никогда не будут прощены", - отметил он.

"Это просто смешно, армянин, особенно участник карабахской войны, не может просто так приехать в Азербайджан, раскритиковать политику Армении и просить там убежища. Думаю, что они агенты азербайджанских спецслужб, время которых истекло, но по тем или иным причинам не имея возможности беспрепятственно покинуть страну, они выбрали именно такой путь", - подчеркнул в свою очередь парламентарий Аршак Садоян. Он не исключил также, что перебежчики были завербованы спецслужбами Азербайджана и вся акция была заранее спланирована.

Глава Республиканской фракции Галуст Саакян выразил мнение, что "это провокационные действия со стороны азербайджанцев, направленное на усугубление ситуации". "Мы тоже можем объявить, что в Армении находятся такие же перебежчики из Азербайджана", - отметил он, не исключив, что перебежчики прибегли к такому шагу исходя из каких-то собственных побуждений. "Однако, их поступок не может характеризовать армянский народ в целом. Это предатели. В армянском народе, так же как и в других народах, на протяжении веков были предатели", - подчеркнул он.

"Если бы эти люди попросили убежища, скажем, в Швейцарии, то их еще где-то можно было понять. Но когда речь идет об Азербайджане - стране, которая по своей сути становится потомственно управляемой переходной страной со строгими авторитарными подходами, где уровень свободы ниже, чем в Армении, этот поступок, как минимум, непонятен", - заявил председатель парламентской комиссии по вопросам обороны, национальной безопасности и внутренним делам Мгер Шахгелдян. "История пока не фиксировала подобных случаев на постсоветском пространстве, особенно, когда человек едет в Баку из Москвы - это не помещается в рамки здравого мышления. Мы должны искать причины", - резюмировал он.

Тема армян-перебежчиков из Армении продолжает время от времени обсуждаться в Азербайджане, хотя и менее интенсивно, чем когда Апресян и Тарян появились в Баку в начале апреля, - отмечает азербайджанский корреспондент ИА REGNUM. Диаметрально от иных отличается мнение известного азербайджанского правозащитника, директора Правозащитного Центра (ПЦА) Эльдаpа Зейналова:

"Позиция моя, базирующаяся на международном праве по вопросам вынужденной миграции, предельно ясна. Беженец - это иностранец, который в стране своего проживания подвергался опасной для жизни, здоровья или имущества дискриминации, ищущий убежища в той стране, которую считает более безопасной. Являются ли эти армяне для нас иностранцами? Если они до карабахских событий жили в Баку, то они наши бывшие сограждане и вполне могли бы претендовать на восстановление своего прежнего гражданства. Тем более, что наши власти отнеслись к ним с нескрываемым сочувствием.

Но если даже такие лояльные возвращенцы из Армении - наши бывшие граждане не могут здесь жить, то возникает множество вопросов, на которые надо получить ответ, прежде чем, сломя голову помогать им уехать в "хлебные" европейские края. Если человек уехал из Азербайджана в 1990-м, был признан беженцем и вернувшись на родину, не может там оставаться, то это означает, что наши власти подписались под признанием, что с 1990 г. ничего не изменилось, армянам (по меньшей мере мужчинам) по-прежнему опасно тут жить.

Видимо, и сами "перебежчики" тоже так считали, если с самого начала просились в третью страну, особенно с учетом того, что до Азербайджана они сначала попробовали получить убежище в дальнем зарубежье. Возникает вопрос: как назвать ситуацию, когда двое армян, а затем третий приехали фактически "подставить" нашу страну, доказав фактом своей депортации в третью страну, что в Азербайджане армянам жить опасно и что здесь не соблюдаются права человека? Странно, что мимо этого очевидного, кричащего факта прошли именно те СМИ, которые обычно специализируются на разоблачении реальных и мнимых армянских провокаций.

Ну ладно, в Азербайджане с Арменией им жить опасно, но зачем же ехать именно в Германию или Голландию, когда сотни тысяч таких армян без проблем живут в других странах СНГ, например, в России, в Украине, даже в Беларуси? Никакого языкового или культурного барьера, рядом родные, друзья, знакомые - что еще нужно? А нужно, видимо, без проблем устроиться на шее какого-то западного государства. Они уже попытались это сделать сами. Не получилось. Теперь хотят на чужом транспорте в рай въехать. И этим "транспортом" является наше государство, которое, оплевав себя, должно дать им бумажку за семью печатями о том, что у нас плохо...".

Что бы не говорили армянские и азербайджанские политики, рассуждая о мотивах, подтолкнувших Таряна, Апресяна и Казаряна отправится в Баку, факт остается фактом - три армянина пребывают сегодня в соответствующих институтах Азербайджана и им, вероятно, не сладко. Вопрос, или даже проблема этих лиц не решена - судьба этих людей полностью зависит от воли азербайджанских властей, дорога же в Армению для них, по всей видимости навсегда потеряна.

Корреспондент ИА REGNUM по этому поводу решил узнать, а ждут ли этих людей в Ереване их родственники, которые, как никто другой в Армении, может понять и простить. Жена Романа Таряна - Аида, беседовала о судьбе своего супруга с представителями Международного Красного Креста и "какая-то журналистка из Баку, имя которой осталось невыясненным предложила организовать встречу с ним или побеседовать по телефону", - рассказала Аида нашему корреспонденту. Однако, по словам Аиды, с ее стороны последовал отрицательный ответ. "Я не могу связывать свои надежды с человеком, который бежал во вражескую страну, но в то же время теперь я его особенно жалею, так как он находится в Баку. Он ошибся, поступил необдуманно", - отметила Аида.

Отметим, что Аида живет в общежитии для беженцев из Азербайджана с двумя несовершеннолетними дочками - Маргаритой и Миленой. В настоящее время - безработная. У Романа в Ереване остались отец, мать, брат и сестра, которые также проживают в общежитии. Связь с ними Аида не поддерживает.