Мубариз Ахмедоглу: Устаревшие проблемы Южного Кавказа

Баку, 2 августа 2004, 17:45 — REGNUM  Основная проблема южно-кавказского региона - проблема конфликтов. Проблема конфликтов пустила настолько глубокие корни, что на данный момент рассмотрение региона международными структурами и экспертами происходит сквозь призму конфликтов. Ожидаются конкретные шаги сторон и России в деле урегулирования конфликтов.
Конкретный шаг со стороны России невозможен. Это связано с тем, что России еще на так сильна. Для полуослабленной России, заинтересованной в сохранении влияния в регионе, конфликты имеют жизненно важное значение. Вместе с тем отношение России к конфликту препятствует усилению ее позиций в Южном Кавказе. Налицо замкнутый круг. Чтобы разорвать его, выдвинуть новую концепцию, России нужна новая политическая воля. Сегодня это невообразимо.
Россия настолько слаба, что даже непризнанные структуры, такие как Южная Осетия, Приднестровье, Нагорный Карабах и Абхазия не прислушиваются к ее мнению. Осознавая создавшуюся ситуацию, Россия сохраняет молчание. Однако Россия знает то, что Южный Кавказ состоит из трех государств, и четвертое государство здесь невозможно.
Совет Европы при принятии программы "Нового соседства" также опирается на вариант из трех государств. Вообще, у самопровозглашенных структур в таком сложном регионе, как Южный Кавказ и в нынешней геополитической обстановке государствосоздательного потенциала нет.
В Европе представлено государство с населением в 30 или немногим более тысяч человек, потенциально способное на это - Лихтенштейн. Монако также может выступить в качестве примера. В Южном Кавказе же Армения с населением в 3 миллиона 213 тысяч человек по официальной статистике до сих пор не может функционировать как независимое государство. Несмотря на то, что все атрибуты независимого государства у нее есть. Армения имеет членство в ООН, ОБСЕ, ЕС. Следовательно, налицо гарантии поведения и безопасности. Знамя, герб, гимн, денежная единица, армия и т.п. имеются. Однако это не независимое государство. В Армении также имеются политики, которые не считают Грузию и Азербайджан независимыми. Это личная проблема, а также проблема уровня политической культуры, политического анализа в Армении. Таким образом, проблема конфликта ныне и по прошествии некоторого времени потеряет свою новизну и еще более устареет. Вызвано это тем, что шаги, предпринимаемые сторонами, неэффективны.

Попытки, предпринятые президентом Грузии, остались безрезультатны. Сепаратизма в Аджарии не было. А.Абашидзе не желал выводить Аджарию из-под юрисдикции Грузии. М.Саакашвили разрешил этот вопрос. Но в разрешении аджарского вопроса (проблема Абашидзе) допущенные М.Саакашвили просчеты обходятся ему дорого. После прихода М.Саакашвили к власти отголоски "бархатной революции" были слышны не только в Азербайджане и Армении. Непризнанные структуры на территории Грузии также ощутили на себе революционную волну. Население стояло перед выбором: жить в бедной, полной проблем России или в благополучной Америке. После решения аджарской проблемы М.Саакашвили, население Абхазии и Южной Осетии было вынуждено сделать выбор в сторону бедной, полной проблем, но безопасной для них России.
Непоседливый революционер М.Саакашвили в нынешней ситуации терпит оскорбления и унижение своей армии, но не прекращает свои попытки. Дело приняло такой оборот, что "взяв в заложники" строительство трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан, он хочет вызвать противостояние России и заинтересованных в построении данного трубопровода крупных государств. Крупные государства оказывают поддержку М.Саакашвили, признают территориальную целостность и суверенитет Грузии, но сталкиваться с Россией не желают. Постепенно М.Саакашвили уклоняется в сторону курса Шеварднадзе. Естественно, различия будут. Шеварднадзе был истинным интернационалистом, М.Саакашвили же националист, к тому же, будучи революционным лидером, он должен иметь склонность к авантюристической политике.
Запад, в особенности США, ожидают от М.Саакашвили нормализации грузино-российских отношений. После развала Советского Союза Запад всегда поддерживал Грузию. В свержении режима Шеварднадзе роль Запада, в особенности США, была вызвана тем, что за последние годы нахождения Шеварднадзе у власти, создалась непрогнозируемая напряженная ситуация в грузино-российских отношениях.
В России это тоже известно. Сейчас Россия пытается построить отношения с Грузией при Саакашвили по типу тех отношений, что были в Грузии времен правления Шеварднадзе. В России надеются, что в таком случае США отвернутся от Саакашвили, но не от России. Пока же М.Саакашвили и США в начале пути, желаемого Россией.

Взгляды Армении в вопросах разрешения конфликтов абсолютно не различаются с взглядами самопровозглашенных структур. Самопровозглашенные структуры еще более приближаются к России, Армения на шаг впереди них, самопровозглашенные структуры вооружаются, Армения на шаг впереди них. Самопровозглашенные структуры проводят военные учения, Армения на шаг впереди них.

А Азербайджан больше занимается геоэкономикой. Расширение транзитных возможностей Азербайджана, превращение Азербайджана в перекресток маршрутов Север-Юг и Восток-Запад. Самый значимый успех Азербайджана заключается в способности примирения, связывания интересов Запада и России у себя. Пока в Южном Кавказе эту привилегию удалось приобрести Азербайджану. Для Азербайджана конфронтация интересов Запада и России в стране могла бы дорого обойтись. Избежание от конфронтации интересов Запада и России в стране, возникновение чуть ли не симбиоза явилось заслугой Г.Алиева. И.Алиев тоже пытается, чтобы, несмотря на предполагаемое противостояние маршрутов Север-Юг и Восток-Запад в различных регионах мира, в Азербайджане они не выступали в качестве противников. Пусть произойдет примирение. Если смог отец, то почему бы не суметь сыну? Пока же начало пути предвещает благополучный исход.

В урегулировании нагорно-карабахского конфликта позиции Азербайджана становятся все более радикальными. Эта радикальность проявляет себя в двух направлениях. В урегулировании конфликта мирным путем Азербайджан увеличил инициативность, включил новые элементы в плоскость мирных переговоров. В то же время увеличивает расходы на военную отрасль. Приоритетное направление для Азербайджана заключается в том, что при сохранении развивающейся системы отношений с Россией взять направление на интеграцию Азербайджана на Запад путем налаживания еще более перспективных полезных отношений с Западом. Развитие событий в таком случае устраивает как Россию, как США, так и Европу.

Взаимоотношения государств Южного Кавказа на сегодняшний день дает обширный материал для исследований. Грузия в разрешении конфликтов на своей территории желает получить поддержку Азербайджана и Армении. Оказываемая Азербайджаном и азербайджанцами поддержка хоть и воспринимается Грузией как малость, они ее получают.
Армения же, остерегаясь России, оказать поддержку не может. Поддержка Армении в разрешении конфликтов для Грузии особенно важна. Армения как само государство, так и опираясь на армян, проживающих в конфликтующей зоне, может оказать помощь Грузии. Не нужно забывать и армян Джавахетии. Во время активной деятельности конфликтующих сторон в Абхазии и Южной Осетии армяне показали хоть и противоречивую, но активность. "Очаг бархатной революции" Грузия желает видеть армян, проживающих на территории Абхазии и Южной Осетии, зачинщиками бархатной революции. Армяне этого сделать не могут.
Армяне также связывают определенные надежды с Грузией. Объединенные Армения и Грузия в Южном Кавказе образуют перекрестную территорию. Основная причина - воспрепятствовать Азербайджану стать узловым государством. Армения пытается организовать прохождение железной дороги, идущей из Турции в Грузию через Аджарию, по территории Армении. Формула М.Саакашвили не действует. М.Саакашвили желал видеть Армению посредником в отношениях Россия-Грузия, а саму же Грузию посредником в отношениях Турция-Армения. Неспособность Армении выступить в качестве посредника ведет за собой и нежелание Грузии становиться посредником.

В сложившейся ситуации в регионе налицо желание Ирана вывести газ на территорию СНГ (в данном случае Южный Кавказ) и Европы. В классическом понимании, Иран и Россия противники. Россия как на территории СНГ, так и на территории Европы не заинтересована в присутствии иранского газа. Россия хочет видеть себя в качестве монополиста в поставках газа как на территорию СНГ, так и на определенную часть Европы. Она недалека от этого. Россия не намерена с помощью "газовой дубинки" ограничивать возможности маневрирования. В феврале этого года при 20 градусном морозе Россия прекратила подавать газ в Белоруссию. Это наглядный пример того, что значит для России "газовая дубинка". Иран также для привлечения европейских стран на свою сторону, хочет поставлять газ по низким ценам. По мере надобности европейские страны будут играть роль тормоза в нагнетании напряженности в отношениях Ирана и США. С классической точки зрения интересы противников уже столкнулись.

Немного об Иране. Естественно, сквозь призму нашей темы отношения Ирана и США напряженны. Вместе с тем таинственно-непредсказуемы. Иран, критикуя Америку иногда подает "пас" в сторону интересов США. Восток - дело тонкое. Примеров множество. Одного достаточно - США обеспокоены передачей ведения судебного разбирательства над бывшим диктатором Ирака С.Хусейна самим иракцам, в это же время Иран выступил с предложением передать С.Хусейна Международному Суду. Вопрос до сих пор на повестке. В случае неудовлетворительного для США завершения суда на С.Хусейном, аргументы Ирана будут достаточны для ведения устраивающего США и Иран нового разбирательства. Для противостояния с США Иран использует как российскую, так и европейскую карты. Интересны взаимоотношения Ирана и Армении. Иран заинтересован в Армении, являющейся не противником, а другом США.
Руководителем Комиссии по Мусульманским Государствам при президенте США является армянин Эдвард Джереджян. Иран при необходимости посредством этого канала может создавать нужный имидж в США. Армения же может на Иран смотреть сквозь желаемую призму.
Не является тайным и неограниченное использование Ирана Арменией. Но наряду с этим в любое нужное время Армения может выступить противником Ирана.

Рассматривая транспортировку газа в Европу в контексте ирано-грузинских отношений, не должны оставаться без внимания и теплые отношения М.Саакашвили с США.
Ирано-азербайджанские отношения, в частности в политических и геополитических вопросах характеризуются недостаточностью доверия. Иран с ревностью относится к взаимоотношениям Азербайджана с США. Не опасаясь присутствия США в Армении и Грузии, взаимоотношения США-Азербайджан воспринимаются Ираном как угроза своей стране. Азербайджан взял на себя обязательства по отношению к Ирану не допустить использование своей территории третьим государством в агрессии против Ирана. Иран взял на себя те же обязательства. Но Иран почему-то это не устраивает.
Иран планировал транспортировать газ по маршруту Армения-Грузия- Черноморские терминалы - Украина-Европа.
В переговорах Ирана с Арменией речь шла о трубопроводе диаметром 1400-1500 мм. И о проведении этой линии до грузинской границы. В последнее мгновение Армения условия изменила. Диаметр трубопровода должен быть 700 мм. и конец должен быть в Ереване. Сделано это было под давлением России. При возможности транспортировать в году 10-12 миллиардов куб.м. газа при трубопроводе диаметром 1400-1500 мм., возможность транспортирования газа при трубопроводе диаметром 700 мм. составляет 1,2 - 2 миллиарда куб.м. газа. Договор был подписан при соблюдении условий Армении. Таким образом, вариант Ирана на транспортировку газа в Европу при посредничестве Армении потерпел крах. Последующие события показали, что даже при соблюдении условий Ирана, эксплуатация этого газового трубопровода была бы в зависимости от России. В Иране это понимают.
Не желая транспортировать газ через Азербайджан, Иран вел переговоры с Арменией. Сейчас же помимо Азербайджана иного маршрута нет. Азербайджан серьезный партнер, взятые обязательства выполнять способен. Азербайджан устоял под давлением России и Ирана в вопросах эксплуатации азербайджанских нефтяных ресурсов Каспия, трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан. Можно сказать с полной уверенностью, что в том случае, если комплекс условий, связанный с газовым трубопроводом Ирана устроит Азербайджан, то он выполнит и эти обязательства. Нужно принимать во внимание и заинтересованность самого Азербайджана в экспорте своего газа и присутствии на европейском рынке. Безусловна обеспокоенность России на случай транспортировки иранского газа в Европу через Азербайджан. Некоторые последние события, в особенности внезапный приезд "газового монополиста" бывшего СССР В.Черномырдина в Баку дают основание для данных утверждений.
Но оснований для оптимизма больше. Во-первых, Россия несколько раз оказывала давление на Азербайджан, но это давление нужного эффекта не оказало. В таком случае бессмысленность нового давления ясна.
Во-вторых, характеристика российско-азербайджанских отношений отличается от характеристики российско-армянских отношений.
В-третьих, Россия принимает Азербайджан как государство - энергоноситель.
В-четвертых, государственность Азербайджана крепка, присутствует внутриполитическая стабильность.
В Армении с ирано-армянским газовым трубопроводом связывали большие надежды. Принимали его как фактор, способный изменить геополитическую ситуацию в регионе. Может быть и так. Но разделительные линии не получаются по желаемому образцу Армении.

Единая политика государств региона дала бы возможность построить с Россией и Западом более перспективные отношения.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
26.03.17
Украина готова принять на «Евровидении» исполнителей от РФ, но не Самойлову
NB!
26.03.17
США озабочены ситуацией в Белоруссии и требуют освободить задержанных
NB!
26.03.17
ООН определила счастливые страны: Россия лучше Прибалтики, Украина — Уганды
NB!
26.03.17
На западе Великобритании прогремел мощный взрыв
NB!
26.03.17
83 квартиры уничтожены в результате взрыва на севере Китая
NB!
26.03.17
Савченко спела в эфире про врагов Украины
NB!
25.03.17
Бразильское мясо — уже не мясо?
NB!
25.03.17
В Москве прошла акция «Час Земли» — фоторепортаж
NB!
25.03.17
Власти Армении боятся диаспоры – интервью
NB!
25.03.17
Саакашвили заявил о возможности досрочных выборов на Украине
NB!
25.03.17
Японцы не намерены прекращать «курильский пинг-понг»
NB!
25.03.17
Президент Литвы: Россия представляет угрозу для всей Европы
NB!
25.03.17
Лидеры ЕС подписали декларацию о будущем ЕС
NB!
25.03.17
Румыния: «Кажется, только мы в ЕС воспринимаем санкции против РФ всерьез»
NB!
25.03.17
Румыния: «Надежды, которые мы лелеяли 25 или 10 лет назад, не оправдались»
NB!
25.03.17
Нагорный Карабах: Париж вновь предложил посредничество
NB!
25.03.17
Энергетика Японии без атома: угольное рабство и экономика на грани
NB!
25.03.17
Лукашенко начал «информационную войну» – в кого летят осколки?
NB!
25.03.17
Политика правительства: «Никому — ничего»
NB!
25.03.17
Рений на Курилах: почему правительство РФ «бессильно»? Ждёт японцев?
NB!
25.03.17
ГДР: «Мы хотим не только хлеба, но и убить всех русских!»
NB!
25.03.17
Мария Максакова впервые дала интервью после убийства Вороненкова