Сегодня новый губернатор Алтайского края встретился с общественностью. На собрание были приглашены члены и депутаты Федерального Собрания Российской Федерации, работники аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе, депутаты краевого Совета народных депутатов, главы муниципальных образований края, руководители федеральных служб и ведомств по Алтайскому краю, руководители ведущих средств массовой информации, лидеры партий и общественных организаций, руководители предприятий. Это мероприятие приурочено к своеобразной дате - 100 дням пребывания нового главы администрации Алтайского края в этой должности.

По сути, это первое публичное выступление губернатора, где он изложил свое виденье социально-экономических проблем и пути их решения.

ИА REGNUM предлагает ознакомиться с наиболее актуальными высказываниями М. Евдокимова:

"Алтайская промышленность почти наполовину формирует доходы краевого и местных бюджетов. В этой отрасли занята почти пятая часть всех работающих в крае. Сегодня у промышленности есть значительный потенциал и перспективы развития. Вместе с тем положение большей части предприятий остается сложным: почти половина их - убыточны. За все годы перестройки мы потеряли более семидесяти процентов объема производства. Предприятия испытывают технологические проблемы - средняя степень износа основных фондов на начало года составила 54,4%. Обострились проблемы подготовки кадров - продолжается "старение" персонала, утечка наиболее квалифицированных работников. На многих предприятиях - долги по заработной плате. Тяжелее всего то, что многие собственники не имеют средств для инвестиций в собственное производство. В результате происходит постепенное снижение доли налоговых отчислений во все уровни бюджетов от промышленного комплекса.

Алтайский край был и остается аграрным регионом. В сельском хозяйстве создается примерно двадцать процентов валового регионального продукта. Это делает край уникальным по сравнению с другими субъектами Федерации. Однако этот огромный по своим резервам и возможностям сектор экономики не приносит ожидаемых доходов. Половина сельхозпредприятий убыточна. Последнее десятилетие отрасль фактически не финансировалась. Многие хозяйства края пришли в упадок. Нехватка техники не дает возможности проводить сельхозработы в оптимальные сроки. По сравнению с 95-м годом сельхозтехники было приобретено почти в два с половиной раза меньше, а нагрузка на каждый трактор возросла почти в полтора раза. Из-за отсутствия в крае современной технологии заготовки кормов и дефицита комбикормов продолжается снижение продуктивности в животноводстве.

Следующий блок проблем - ситуация в жилищно-коммунальном хозяйстве. Основная проблема коммунального комплекса Алтайского края - долги. За время работы прежней системы сложилась практика постоянного увеличения задолженности муниципальных образований перед поставщиками топливно-энергетических ресурсов и услуг. Каждый год для проведения отопительного сезона привлекались дополнительные финансовые средства, но не принималось никаких мер по обеспечению их возврата, стабилизации ситуации в отрасли. В итоге за последние пять лет кредиторская задолженность жилищно-коммунального комплекса края выросла до семи миллиардов рублей. Коммунальные услуги в крае предоставляются сравнительно стабильно, но расходы по содержанию объектов коммунального хозяйства превышают доходную часть. Дефицит средств сказывается, в свою очередь, на качестве обслуживания тепло- и энергосетей. Износ коммунальной инфраструктуры в крае составляет, в среднем, более пятидесяти, а по отдельным территориям - семьдесят-восемьдесят процентов. В итоге все это отражается на потребителях коммунальных услуг.

Сложное экономическое состояние региона породило комплекс социальных проблем.

В 2003 году в крае было официально зарегистрировано около сорока пяти тысяч безработных - это максимальное значение с начала реформ. За последние пять лет количество безработной молодежи увеличилось более чем в два раза. Более семидесяти процентов безработных - женщины. Но и положение многих тех, кто работает, не намного лучше. До сих пор более сорока процентов населения края все еще живет за чертой бедности. По уровню средней заработной платы край занимает одно из последних мест по Сибирскому федеральному округу. К тому же, и без того низкая, особенно на селе, заработная плата выплачивается несвоевременно. Сумма задолженности предприятий временных форм собственности края на 1 июля 2004 года составила более восьмисот миллионов рублей. При этом задолженность организаций бюджетной сферы - 39 миллионов рублей и не более чем на месяц.

Не меньше опасений вызывает положение системы здравоохранения. В последние годы в крае наблюдается ухудшение здоровья населения. Уровень общей заболеваемости в крае в полтора раза выше среднероссийского, причем практически по всем категориям болезней. Беспокоят высокие показатели заболевания наркоманией и токсикоманией среди детей и подростков. С этим, в значительной степени, связана крайне неблагополучная ситуация по ВИЧ-инфекции: случаи заболевания есть почти во всех городах и более чем половине районов края. Особо тревожная ситуация складывается с высоким уровнем заболеваемости туберкулезом. Дело опять же в отсутствии необходимого оборудования и средств. Так, оснащение почти половины сельских врачебных амбулаторий и центральных районных больниц не соответствует стандартам. Увеличивающийся разрыв экономики и социальной сферы между селом и городом способствует массовому отъезду сельского населения, в основном, трудоспособного возраста.

В системе образования заметно отставание учебных заведений края в освоении передовых технологий обучения, использовании в учебном процессе компьютерных средств и программ.

Износ основных фондов учреждений культуры на сегодняшний день составляет 50%.

Состояние экономической системы отражается непосредственно на краевом бюджете. На протяжение последних лет бюджет края был и остается дефицитным. По уровню доходов консолидированного бюджета на душу населения край находится на последнем месте по Сибирскому федеральному округу. Низкие доходы, естественно, порождают и низкий уровень финансирования. В расчете на душу населения расходная часть бюджета края составляет около восьми тысяч рублей. Это также самый низкий в Сибирском федеральном округе показатель; он почти на треть ниже среднего по округу.

Столь глубокий системный кризис, по мнению М. Евдокимова, имеет ряд объективных и субъективных причин: "Например, край относительно отдален от поставщиков сырья и потребителей выпускаемой продукции. В результате, рентабельность производства сильно зависит от транспортных тарифов. Другая проблема - неразвитость собственной топливно-энергетической базы и нехватка ресурсов для ряда отраслей. С другой стороны, необходимо отметить, что предыдущая система принятия решений иногда была чрезмерно популистской. Привлекавшийся в край финансовый ресурс использовался для решения краткосрочных социальных задач. При этом решение основной проблемы - увеличения общей рентабельности экономической системы края - так и не было найдено. В результате - резкий спад производства в промышленности, низкая доходность в сельском хозяйстве. Так бюджет края практически лишился собственных стабильных источников дохода. Углубление кризиса вызвало рост дефицита средств и сделало почти невозможным проведение грамотной инвестиционной политики. Таково краткое описание того хозяйства, которое досталось новой администрации края. В своей предвыборной программе я настаивал на проведение полномасштабной ревизии состояния края в течение шести месяцев после вступления в должность. Сегодня прошло чуть более трех месяцев, но основные моменты ситуации, в которой находится край, уже ясны".

Относительно того, что было сделано новой администрацией за первые 100 дней, М. Евдокимов сказал следующее: "Первой задачей, с которой мы, на мой взгляд, довольно успешно справились, была посевная кампания. На бюджетные кредиты сельхозпроизводителям было выделено более 460 миллионов рублей. Благоприятные погодные условия и успешно проведенная посевная дают надежду, что в этом году мы получим хороший урожай. Продолжается инвентаризация промышленных предприятий Алтайского края. По результатам ревизии будет скорректирована инвестиционная программа, разработанная администрацией. Проведена огромная работа по оценке состояния жилищно-коммунального хозяйства края. В каждом районе пришлось разбираться, проводить экономический анализ. На основании анализа была разработана краевая программа подготовки и прохождения отопительного сезона 2004-2005 года и подготовки к следующему отопительному периоду. Сегодня программа принята к исполнению и реализуется. Естественно, что администрация выполняла свои финансово-бюджетные функции. К сегодняшнему моменту собственные доходы бюджета края составляют более пяти миллиардов рублей. За первое полугодие 2004 года из федерального бюджета получено более шести миллиардов. На шестнадцать процентов эффективнее, чем в прошлом году, исполнены расходы по приоритетным и целевым направлениям. Например, оплачивались топливно-энергетические ресурсы и жилищно-коммунальное хозяйство, выплачивались пособия, финансировалась оплата труда в бюджетной сфере. Администрация произвела внутреннюю реорганизацию, были назначены заместители главы и руководители комитетов. Дальнейшая реорганизация аппарата будет произведена в соответствии с административной реформой, проходящей в Российской Федерации в целом. Структурные изменения и кадровые назначения будут проводиться во взаимодействии с краевым Советом народных депутатов. Мы надеемся, что сотрудничество с главным законодательным органом Алтайского края увеличит эффективность кадровых решений. Хочется отметить, что ощутимо не хватает кадров новой формации: инициативных, патриотичных и грамотных. По-прежнему остается актуальной программа создания кадрового резерва администрации Алтайского края. К реализации такой программы мы приступим, как только решим самые "горячие" вопросы, которыми сейчас занимаемся. Сегодня мы продолжаем принимать хозяйство края. Я считаю, что нельзя "сломя голову" бросаться решать все проблемы, хвататься за все подряд, к чему нас призывают некоторые средства массовой информации. Прежде, чем сделать что-то важное, необходимо все тщательно продумать - "семь раз отмерь, один раз отрежь".

Будет продолжаться процесс формирования аппарата новой администрации. Принцип формирования команды один - эффективность в решении конкретных задач и проблем. Управление - это внятные цели и задачи, грамотное формирование команды и ответственность за принятие решений. "Моя задача как губернатора - взять эффективных менеджеров, грамотно поставить им задачи и жестко требовать исполнения. Этот принцип должен быть реализован в администрациях всех уровней", - подчеркнул М. Евдокимов.

Для решения проблем промышленных предприятий Алтайского края необходимо сотрудничество администрации и собственников предприятий в определении стратегии развития каждого субъекта хозяйствования. Основная целевая установка на ближайший период для всех экономических субъектов региона - перестать жить в долг, добиться рентабельности производств, увеличить капитал своих предприятий. Со своей стороны администрация разворачивает большую программу привлечения инвестиций на территорию Алтайского края. Мы будем поддерживать эффективных собственников. Будем также помогать найти свою рыночную нишу или перепрофилировать нерентабельные производства. Необходимо выбрать те предприятия и отрасли, вложения в которые могут дать максимальную отдачу для края, и оказывать им всевозможную поддержку, в том числе финансовую.

Необходимо сказать несколько слов о строительной индустрии. Важным фактором роста этой отрасли станет ипотечное жилищное кредитование. Принятие Государственной Думой Российской Федерации пакета законопроектов в области жилищного строительства и ипотечного кредитования будет способствовать дальнейшему развитию системы ипотечного кредитования в Алтайском крае.

В жилищно-коммунальном комплексе перед администрацией стоит главная задача - создать такое коммунальное хозяйство, чтобы оно было способно самостоятельно функционировать и развиваться. Конечно же, должен быть жесткий контроль тарифов. Конечно же, должна быть разумная поддержка коммунального хозяйства краевым и федеральным бюджетом. ЖКХ должно нормально работать и обновлять основные фонды быстрее, чем они изнашиваются. Внедрение энергосберегающих технологий должно снизить стоимость коммунальных услуг для населения.

В отношении сельского хозяйства хочется заметить следующее: на протяжение ряда лет до двух третей объема зерна в крае производит примерно половина предприятий. Поэтому аграрная политика будет осуществляться с учетом двух принципиальных положений. Первое - поддержка экономически устойчивых и эффективно работающих хозяйств и предприятий. Развивать убыточное производство никто не будет. Хотите быть партнерами - станьте эффективными собственниками! Второе - оздоровление производства и экономики неплатежеспособных хозяйств и постепенное восстановление их ресурсного потенциала. В этом отношении без бюджетных кредитов не обойтись. Поэтому особенно важно создать четко работающую систему контроля за их возвратом. Каждое сельскохозяйственное предприятие должно управляться таким образом, чтобы быть рентабельным, способным развиваться. Если сегодняшние руководители не могут обеспечить экономическую эффективность своих предприятий, они должны уступить свой руководящий пост более способным управленцам. Понимаю, за короткий срок все проблемы аграрного сектора не решить, но нужно предоставить возможность работать тем, кто может работать эффективно и честно".

Главным М. Евдокимов считает решение социальных проблем:

"Расходы на социальную сферу составляют около 55% консолидированного бюджета. Эти расходы будут только увеличиваться! Например, в обязанности субъектов Федерации будет вменено финансирование учреждений начального и среднего профессионального образования. Только тогда, когда край станет экономически эффективным хозяйствующим субъектом, власти смогут выполнять свои социальные обязательства перед жителями. Это значит, что бюджет края должен увеличиваться в своей доходной части. Поэтому перед всеми ветвями государственной власти и главами местного самоуправления стоит задача увеличить доходы бюджета и обеспечить экономию бюджетных средств. Сегодня доходы территориальных бюджетов в основном сформированы за счет налога на доходы физических лиц, акцизов, налога на прибыль, налога на имущество и налога на совокупный доход. Дополнительно нужно улучшить сбор земельного налога, государственной пошлины, административных платежей и сборов, налога на имущество. Это обеспечит реальный прирост дохода муниципальных бюджетов. Но этого мало. Этого недостаточно".

В связи с этим, губернатор обратился к представителям бизнес-сообщества Алтайского края: "У нас сложилась парадоксальная ситуация. Темпы роста оборота розничной торговли в крае превышают темпы роста реальных денежных доходов. Это объясняется только одним - имеет место повсеместное сокрытие заработной платы, что то же самое, что и уход от уплаты налогов. Хочу подчеркнуть, что борьба с бедностью, провозглашенная Президентом Российской Федерации, напрямую относится к Алтайскому краю и касается всех экономических субъектов, работающих на нашей земле. Только пособиями по безработице проблему бедности решить нельзя. Краю необходимы СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННЫЕ собственники. Край нуждается в СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННЫХ ХОЗЯЙСТВЕННИКАХ. Социальная ответственность бизнеса - это не только законная уплата налогов, но и новые рабочие места, которые организует собственник. Необходимо остановить уход людей с производств, своевременно устранять задолженности по зарплате, организовывать соответствующие условия труда. Эти задачи целиком лежат на руководстве предприятий. Борьба с бедностью - это создание таких условий, в которых человек может зарабатывать и повышать свое благосостояние. Необходимо повсеместно добиваться повышения заработной платы, особенно на селе. Добросовестность и обязательность предприятий в отношениях с государством будут рассматриваться как гарантии в будущих партнерских отношениях. Алтайскому краю нужна помощь. Нужна реальная помощь всех, кто живет на этой земле. Реальная помощь сегодня - это реальная ответственность за реальное дело".

К декабрю 2004 года, на основании более подробного анализа ситуации, новая администрация Алтайского края обещает разработать детальную пятилетнюю программу развития с привлечением лучших специалистов региона и Российской Федерации: "Нам всем есть, над чем работать. Главное, у администрации сейчас есть четкая система действий и реальная воля осуществить намеченное. Так что давайте приниматься за дело"- в заключение отметил он.