Карабахский этнограф Грачик Арутюнян в интервью ИА REGNUM опроверг умозаключения азербайджанских авторов вокруг истории города Шуши.

"Почти одновременно, правда, с некоторым опозданием, мне довелось ознакомиться с двумя статьями, опубликованными на страницах бакинских газет "Новое время" (23.04.04г.) и "Зеркало" (25.06.04г.). В них Нагорный Карабах в очередной раз упрекается в разрушении мусульманских памятников, а также в намерении превратить мечеть г. Шуши в музей с целью дальнейшей передачи ее иностранцам (кому конкретно, в статье не указывается)", - заявил Арутюнян.

"Я был бы рад, если в оставшихся под юрисдикцией Азербайджана армянских регионах или населенном пункте реставрировали бы армянскую церковь или другой какой-либо духовный объект, независимо от того, кому в последующем он будет передан. Главное, чтобы он сохранился как архитектурный памятник, рассказывающий о нашем прошлом. Что касается именно Шушинской мечети, то она, как известно, памятник персидской культуры, о чем однозначно говорят многие источники восточных авторов. Следует отметить, что даже в самом разгаре военных действий командованием сил самообороны Нагорного Карабаха было выделено специальное подразделение, перед которым стояла задача обеспечить неприкосновенность всех архитектурных памятников Шуши, в том числе, мечети, как исторической ценности", - проинформировал карабахский этнограф.

Далее Арутюнян задался вопросом автору статьи "Варварство армянских оккупантов" Н. Кулиеву, заверяющему, "что, якобы, каждый уголок Шуши хранит в себе историю азербайджанского народа: "Бывал ли он на территории Нагорного Карабаха во время военных действий или после с какой-либо миссией? Я приглашаю его в Карабах убедиться воочию, как на самом деле обстоят дела, и что кому принадлежит".

"В вышеуказанных статьях ставится также вопрос о разрушении стен Шушинской крепости. Хочу напомнить, что северная стена была разрушена в 2-х местах именно азербайджанскими властями в 60-х годах и проложена автомагистраль по территории старого армянского кладбища", - отметил Арутюнян, обратившись к автору статьи: "Был ли он в курсе событий, когда еще в мирные времена умышленно разрушились надгробные камни и кресты, установленные на могилах шести христианских кладбищ на территории города Шуши? И, наконец, что думали те люди, те азербайджанцы, которые бульдозерами стерли с лица земли все кладбища сел Бердадзорского подрайона Шушинского района, а также западных армянских сел Гадрутского района? Или привыкли уже видеть соринку в чужом глазу, не замечая бревна в собственном?"

"Как исследователь, занимающийся изучением надписей историко-архитектурных памятников и старых христианских кладбищ, могу довести до вашего сведения, что под моей рукой в настоящее время имеется порядка 1000 надписей, которые говорят о прошлом армян и русских на территории Карабаха и, в частности, г. Шуши. Разве эти факты - псевдоистория или псевдокультура, как утверждаете вы, не приводя необходимых примеров - а их у вас, уверен, нет по той простой причине, что объективно они не существует", - резюмировал этнограф.