Утопить пиво в водке. Госдума пытается ограничить рекламу пива

Москва, 30 июля 2004, 11:53 — REGNUM  

Несколько недель назад лидер фракции ЛДПР Владимир Жириновский пригрозил Госдуме путчем, который, якобы, уже давно назревает в стране. И если вы думаете, что причиной гнева Владимира Вольфовича и многих других депутатов стали монетаризация льгот или изменение ставки Единого социального налога, то вы плохо знаете российских законодателей. Перед началом летних каникул их гораздо больше взволновали не макроэкономические показатели и перспективы развития России на ближайшие годы, а пивной алкоголизм, которым, по их мнению, страдают россияне.

30 июля Госдума в третьем чтении рассмотрит поправки к Федеральному закону от 18 июля 1995 года "О рекламе". Как отмечает Лента.ru, все эти поправки предполагают введение различных ограничений на рекламу пива. Во-первых, в случае, если закон будет принят, рекламные ролики, пропагандирующие употребление этого слабоалкогольного напитка, будут запрещены к показу в период от 07 до 22 часов. Во-вторых, в целях рекламы пива (и не только телевизионной) отныне будет запрещено использовать образы людей и животных. Понятно, это нанесет удар по известным пивным брэндам, центральной темой которых являются милые звери или русские богатыри. Хозяева этих брэндов будут вынуждены разработать и вывести на рынок обновленные марки, что обойдется каждому из них в сумму от 500 тысяч до миллиона долларов. Однако еще хуже придется тем компаниям, чья продукция пока не пользуется широкой популярностью или только готовится к выходу на рынок. Их шансы победить старожилов пивной отрасли в конкурентной борьбе будут фактически сведены к нулю. От этого, понятное дело, проиграют в первую очередь потребители.

Ограничения, как известно, стимулируют творчество. Если у рекламистов, обслуживающих пивные брэнды, отнимут право пользоваться образами людей и животных, на их долю останутся растения, насекомые, сказочные персонажи и инопланетяне. Далеко не факт, что реклама пива с участием обаятельных пушистых марсиан или гномиков оттолкнет потребителей этого напитка. Зато она даст телезрителям возможность не скучать во время рекламных пауз.

Многие из формулировок законопроекта не вызывают особых возражений. Например, в рекламе пива запрещается создавать впечатление, будто его употребление необходимо для достижения карьерного, спортивного или личного успеха, убеждать аудиторию увеличивать количество употребляемого напитка, "дискредитировать лиц, не употребляющих пиво", "обращаться непосредственно к несовершеннолетним", "содержать информацию о безвредности пива или о его полезности для организма". Однако при этом законопроект полон перлов, вызывающих в лучшем случае недоумение. Например, по мнению его авторов, реклама пива не должна "содержать информацию о том, что его употребление является одним из способов утоления жажды". Понятно дело, если россияне не узнают об этом свойстве желтого напитка из рекламы, сами они о нем никогда не догадаются.

Кроме продавцов, производителей и потребителей пива, принятие поправок ударит по участникам рекламного рынка, и телевизионщикам. В настоящий момент 10 процентов телерекламы приходится на пивную продукцию. Кроме этого, пивные брэнды часто становятся спонсорами трансляций спортивных матчей. Если депутаты проголосуют против пивной рекламы, то рынок рекламных услуг будет терять около 500 миллионов долларов в год, а телезрители лишатся возможности бесплатного просмотра многих спортивных программ.

При этом западный опыт говорит о том, что все предлагаемые депутатами меры вряд ли приведут к снижению потребления пива. Дело в том, что четкой корреляции между объемом пивной рекламы и продажами этого напитка нет. В Великобритании, например, затраты на рекламу пива выросли на 58 процентов за последние 12 лет, а объем потребления снизился на 17 процентов за тот же период. В Европе есть страна, уже столкнувшаяся с последствиями введения жестких ограничений на пивную рекламу. В 1991 году во Франции под давлением лобби винопроизводителей был принят соответствующий, причем очень жесткий, закон. В результате, пивовары направили рекламные бюджеты в соседние страны, потребление пива не сократилось, зато госбюджет начал ежегодно терять по 100 миллионов долларов. В настоящий момент французское правительство обсуждает перспективы пересмотра "антипивного закона".

Даже если предлагаемые ограничения и приведут к сокращению потребления пива, это вряд ли будет способствовать улучшению здоровья нации. Если говорить о людях в возрасте от 18 до 24 лет, они, отказавшись от пива, с большой вероятностью отдадут предпочтение легким или тяжелым наркотикам. Что касается представителей старшего поколения, то они с удовольствием вернутся к водке, по-прежнему милой сердцу любого россиянина.

В связи с последним соображением небезынтересно обратить внимание на историю обсуждаемого проекта поправок. Он был разработан более двух лет назад депутатом Госдумы третьего созыва Виктором Семеновым. Но тогда в проекте не содержались пункты, запрещающие рекламировать пиво в прайм-тайм и использовать образы людей и животных. Эти изменения были внесены уже позже и совсем другими депутатами во втором чтении закона в сентябре 2002 года. О законе благополучно забыли - правовое управление аппарата Госдумы нашло в нем ряд внутренних противоречий. И вдруг депутаты вернулись к его обсуждению уже в парламенте следующего созыва.

Кроме Владимира Жириновского, на жестких ограничениях рекламы пива настаивают такие влиятельные народные избранники как Любовь Слиска. Причем теперь депутаты не находят в проекте никаких противоречий. Любопытно, что хотя реклама алкогольных напитков (например, водки) в России также ограничена, в этом случае закон запрещает только "обращаться к несовершеннолетним, использовать образы физических лиц в возрасте до 35 лет, а также высказывания или участие лиц, пользующихся популярностью у лиц в возрасте до 21 года". Таким образом, в случае принятия поправок, водка в России будет рекламироваться лучше, чем пиво. Это наводит на весьма невеселые размышления. Хотя некоторые депутаты, искренне пекутся о здоровье молодежи, возникает впечатление, что большинство из них гораздо больше беспокоятся о судьбе отечественной водочной промышленности, которая с ростом потребления слабоалкогольных напитков теряет продажи. Теперь же Госдума пытается сделать все, чтобы россияне вернулись к своему любимому сорокаградусному напитку.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
28.04.17
Карабах: факторы сдерживания военной эскалации в исторической ретроспективе
NB!
28.04.17
Война России и США на Ближнем Востоке: сценарий из недалекого будущего — II
NB!
28.04.17
Нагорный Карабах: на троих поговорили, а дальше?
NB!
28.04.17
Украина проигрывает ЛНР по доступности цен на самое необходимое
NB!
28.04.17
ООН: Антироссийские санкции оказались неэффективными
NB!
28.04.17
Москва второй день подряд стоит в девятибалльных пробках
NB!
28.04.17
«Бизнес может компенсировать курортный сбор туристам услугами или скидками»
NB!
28.04.17
В музей прорыва блокады Ленинграда привезли танки
NB!
28.04.17
Значительный поток наркотиков в РФ идет с Украины — Путин
NB!
28.04.17
Тиллерсон: Угроза северокорейской ядерной атаки на Сеул и Токио реальна
NB!
28.04.17
МИД РФ: Москва учтёт стратегические последствия принятия Черногории в НАТО
NB!
28.04.17
Офшор в Крыму: «Инвестиции не с Запада, но из Латинской Америки и АТР»
NB!
28.04.17
Радио REGNUM: второй выпуск за 28 апреля
NB!
28.04.17
ДНР ожидает на майские праздники провокации со стороны ВСУ
NB!
28.04.17
«Главный эффект от сборов – мы прекратим терять курортную инфраструктуру»
NB!
28.04.17
Италия: «Спасающие мигрантов в море НПО связаны с контрабандистами»
NB!
28.04.17
Шаг к алкоголизации: торговлю водкой через интернет считают неприемлемой
NB!
28.04.17
В 2018 году флот России получит первую атомную «Суперакулу» с «Калибрами»
NB!
28.04.17
Кавминводы без курортного сбора не превратить в «мировой курорт»
NB!
28.04.17
Коррупция в департаменте Югры: новые дела и фигуранты
NB!
28.04.17
Энергетический фундамент России
NB!
28.04.17
Тайна охотничьей резиденции Николая II в Карсе