Вчера вечером в Астрахань, предваряя визит премьер-министра Фрадкова на открытие железнодорожной ветки "порт Оля - станция Яндыки", прилетел из Москвы министр транспорта РФ Игорь Левитин. Целью прибытия стало совещание, организованное в офисе компании "Росморпорт" (что в районе завода им. 10-летия Октября), и посвя-щенное вопросам развития астраханского транспортного комплекса.

Предваряя многочисленные выступления присутствующих морских, речных и прочих чиновников, министр начал с небольшого оправдания. Он отметил, что в на-стоящее время Минтранспорта РФ заканчивает свою реорганизацию, практически все функции между свежесозданными агентствами уже распределены, а посему необхо-димые регионам средства, которые задерживались в Москве из-за организационной суматохи, теперь будут отправляться вовремя.

Что касается астраханской проблематики, то И. Левитин определил несколько ключевых моментов, которые его интересуют более всего. Во-первых, это возможность порта Оля стать конкурентоспособным по сравнению с другими транспортными струк-турами, расположенными на маршруте коридора "Север-Юг". Эта задача тем более важна, что из-за относительно небольшой загрузки порта Оля, а также несбалансиро-ванности тарифов на грузоперевозки обработка грузов в нем почти в два раза превы-шает аналогичные показатели в других портах России. Между тем, к 2010 году объем перевалки грузов через Оля должен достичь 8 млн. тонн в год, то есть увеличиться практически в четыре раза, а это свидетельствует о большой перспективности данного порта.

Во-вторых, к транспортному коридору "Север-Юг", по мнению. И. Левитина, не-обходимо "подключить" также государства Закавказья, которым тоже есть что продать и купить. В качестве примера министр привел положение, сложившееся в Армении: се-годня, как отметил И. Левитин, эта страна практически отрезана от железнодорожного сообщения, и эту ситуацию нужно исправлять.

Также отметил член правительства и состояние автомобильных дорог в Астра-хани, из-за перегруженности которых постоянно растет число ДТП. И хотя их состоя-ние, по словам министра, "не хуже и не лучше, чем в других регионах", мы "будем продолжать заниматься этим делом всерьез, в частности, выделять средства для строительства Восточного обхода Астрахани". Кстати, в тон министру выразился и гу-бернатор Анатолий Гужвин, который заметил, что областной центр в смысле качества дорог и их заполненности автомашинами находится "в критическом состоянии", по-скольку большинство улиц проектировалось еще в прошлом веке под гужевой транс-порт.

Однако главным вопросом, который растревожил участников совещания, стал вопрос о тарифах на транспортные перевозки. Дело в том, что каждый контейнер, на-чинающий свой путь, к примеру, в Индии, и заканчивающий в Санкт-Петербурге, по степени своего перемещения через границу дорожает все больше и больше. А проис-ходит это потому, что каждое государство установило свои тарифы на перевозки, и ре-гулярно взимает их, не заботясь о том, что совершается при таком раскладе с эконо-мической эффективностью коридора "Север-Юг". Она же, как известно, лучше от этого не становится.

Впрочем, многочисленные обсуждения данного вопроса ни к чему толком не привели. По словам И. Левитина, единственным результатом стало то, что "у нас был разговор подхода к тарифной политике", однако министр выразил твердую убежден-ность, что порт Оля несмотря на отсутствие "сквозного тарифа" (то есть единого на всем протяжении маршрута) сможет быть конкурентоспособным. Подводя итоги совещания, которое продолжалось несколько часов и было за-полнено, помимо чиновных речей, выступлениями представителей транспортного биз-неса (в ходе обсуждений не раз утверждалось, что решить многие проблемы порта Оля можно только совместными усилиями с предпринимателями), губернатор Анатолий Гужвин заявил следующее. "Сегодня мы закончили первый этап решения наших задач - сделали все, чтобы связать порт Оля с транспортными коммуникациями России. И наша последующая цель - наполнить грузами и последовательно повышать эффек-тивность всего, что мы построили за эти несколько лет". Для этого, по мнению главы нашего региона, необходимо смело идти на акционирование порта Оля, привлекать к этому делу частный капитал, поскольку "ориентироваться на бюджет не очень целесо-образно". А вот что касается создания дирекции, которая могла бы стать единым цен-тром управления портами в Астрахани и Оля, то, по словам А. Гужвина, она к хороше-му не приведет, поскольку внутри структуры будет идти постоянная конкуренция между транспортниками.

"Транспортный комплекс Астраханской области, - сказал в заключение губерна-тор, - является стратегическим направлением развития экономики нашего региона, на-ряду с углеводородной, судостроительной и туристической отраслями. И мы будем де-лать все для того, чтобы создавать на территории условия для нормальной деятельно-сти транспортных организаций", сообщило РИА "Аверс".