Специалисты санитарно-эпидемиологической службы Сахалинской области совместно с представителями ряда департаментов и управлений области проверили объекты компаний, работающих на шельфе острова. Всего обследовано 6 городков по проекту "Сахалин-1" и 7 - по проекту "Сахалин-2". Проверены также объекты их инфраструктуры с производственными участками. Не обошли вниманием проверяющие жилье и офисы компаний "Сахалинская энергия", "Эксон Нефтегаз Лимитед", подрядные организации, обеспечивающие питание и коммунально-бытовое обслуживание работников.

Выявлены нарушения в части профилактики инфекционных заболеваний: не проводится медицинское обследование иностранных граждан, иммунизация работающего персонала, организация мероприятий на случай регистрации инфекционных заболеваний и другие просчеты. Установлены нарушения сроков строительства; ввода в эксплуатацию жилья. Людей заселяют без завершенных пусконаладочных работ: по водоподготовке и очистке сточных вод, систем вентиляции; отсутствуют банно-прачечные комплексы; не завершены работы по столовым. Не решены проблемы утилизации отходов, в том числе токсичных.

В ходе проверок работы столовых выявлены нарушения: санитарно-противоэпидемического режима, технологии приготовления готовых продуктов, условий и сроков хранения и реализации продуктов; отсутствие контроля со стороны операторов за соблюдением санитарных требований. Недостаточно используется продукция сахалинских производителей. Не созданы условия труда. В недостаточной мере контролируются: параметры факторов производственной среды, использование средств индивидуальной защиты. Выявлены нарушения при работе с источниками ионизирующего излучения и потенциально-опасными химическими и биологическими веществами. За нарушения санитарного законодательства 12 должностных лиц привлечены к административной ответственности на 57 тыс. рублей, два юридических лица - на 60 тыс. рублей. Приостанавливалась эксплуатация девяти объектов.

Проверка соблюдения российского законодательства в части охраны окружающей среды показала, по проекту "Сахалин-1" за текущий год при ведении работ были допущены разливы нефтепродуктов, раствора хлористого калия и другие нарушения. По проекту "Сахалин-2" не действует система извещения органов государственного контроля о случаях нарушений природоохранного законодательства. С начала работ в органы государственного контроля управления природных ресурсов по Сахалинской области не поступают сообщения о допущенных при ведении работ нарушениях - разливах, утечках и прочих загрязнениях окружающей среды. Не выполняются рекомендации государственной экологической экспертизы по размещению отходов. Одним из нарушений организационно-правового порядка является самовольная эксплуатация объектов. Акты приемки оформляются несвоевременно, задним числом.

Проверка соблюдения законодательства по вопросам охраны труда показала, что по государственным статистическим данным в строительной отрасли в прошлом году по сравнению с 2002 произошло увеличение производственного травматизма на 21%, пострадало 52 человека, в том числе 5 - со смертельным исходом. В проверенных организациях российские нормативные документы не применяются, используются иностранные, по которым и организована работа по охране труда. В большинстве организаций на момент проверки руководители не прошли проверку знаний по охране труда. На многих предприятиях не разрабатывались или не были пересмотрены инструкции по охране труда. На ряде предприятий выявлены нарушения по эксплуатации оборудования. Дополнительные отпуска работникам за вредные условия труда не предоставляются. Ни на одном из проверенных предприятий аттестация рабочих мест не проведена. По проекту "Сахалин-2" "Сахалинская энергия" инструктажи по охране труда не проводит. В компании за 4 месяца произошло 19 инцидентов на производстве. Материалы расследования на день проверки представлены не были. Выдача спецодежды, ее ремонт, стирка и хранение не соответствуют правилам обеспечения работников спецодеждой.

Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в управлении информации областной администрации, распоряжением областных властей, органы исполнительной власти должны до 1 сентября 2004 года разработать и утвердить план мероприятий, направленных на ужесточение контроля, за соблюдением операторами шельфовых проектов законодательства Российской Федерации и Сахалинской области.