"Сенаторы решают проблемы природопользования".

(Парламентская газета 27.07.04 И.Баянова).

Вчера в здании администрации Красноярского края прошла первая часть выездного заседания Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды и Комиссии СФ по естественным монополиям, посвященного законодательному обеспечению управления водными ресурсами, безопасности гидротехнических сооружений и защиты от наводнений.

А сегодня членов заседания примет Красноярский научно-исследовательский институт геологии и минерального сырья. Сенаторы проведут совещание с депутатами Законодательного собрания Красноярского края - членами постоянной комиссии по природным ресурсам, экологии и природоохранной деятельности, представителями совета администрации края, Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов РФ, учеными и специалистами. Темой станет обсуждение эффективных механизмов освоения природных ресурсов Нижнего Приангарья и создания Ангаро-Енисейской особой экономической зоны высоких технологий природопользования.

Выездное заседание продлится до 29 июля. Помимо сенаторов в работе заседания принимают участие губернатор Красноярского края Александр Хлопонин, председатель Законодательного собрания Красноярского края Александр Усс, губернатор Эвенкийского автономного округа Борис Золотарев.

"Куда пойдут налоги?".

("Красноярский рабочий", 27.07.04)

Вчера в Москве состоялась рабочая встреча Александра Хлопонина и министра финансов России Алексея Кудрина.

По словам заместителя губернатора края Александра Новака, чиновники обсуждали проблемы формирования краевого и федерального бюджетов на 2005 год. Большая часть налогов из края уходит в Москву, что, по словам руководителей края, не учитывает реалий сегодняшнего дня и нуждается в корректировке. Еще одна проблема - объединение бюджетных систем края, Эвенкии и Таймыра. Если субъекты не подпишут соответствующие договоры, то с 1 января следующего года средства в автономные округа будут поступать через Красноярск.

"Пойти в расход. Край начинает жить по новой финансовой схеме".

("Известия-Красноярск", 27.07.04, Александр Брент)

С будущего года край примет на себя денежные обязательства Таймыра и Эвенкии. Об этом заявил вице-губернатор, начальник главного финансового управления территории Александр Новак. По его словам, с 1 января 2005 года расходные полномочия Туры и Дудинки полностью переходят в ведение Красноярского края: это означает, что сумма обязательных выплат работникам бюджетной сферы и социальных пособий размером около десяти миллиардов рублей ляжет на нашу казну дополнительным бременем. Но, возможно, речь все-таки идет не о ста процентах расходов. Как выразился Александр Новак, существует вероятность "договора" или "федерального закона", по которым до 10 процентов финансирования автономных субъектов может осуществляться Москвой. Именно эту тему губернатор края Хлопонин намерен обсудить в Министерстве финансов России.

Стоит напомнить, что проблема колоссальных денежных перемещений с Севера в Красноярск активно обсуждается на страницах и в эфире местных СМИ вот уже несколько месяцев. Не прекращаются и консультации столичных и краевых чиновников: как можно судить по последней информации, наше Законодательное собрание должно увеличить собственную политическую силу в три раза, потому что теперь от него будет зависеть благосостояние Эвенкии и Таймыра. По слухам, в красноярском парламенте формируются группы лобби северных территорий, а новые амбиции спикера Александра Усса в связи с выдвижением на пост губернатора объединенного субъекта Российской Федерации могут быть связаны именно с принципиально другим политическим балансом, подаренным Москвой.

Теперь ясно - с I января мы будем жить в новом Красноярском крае Варианты денежного обращения активно апробируются уже сейчас как сообщили "Известиям" а главном финансовом управлении краевой администрации, результаты исполнения бюджета за первое полугодие таковы. Сумма доходов -14994,5 миллиона рублей, или на 106,7 % к плану, сумма расходов -14059,5 миллиона рублей, что составляет 89,7 % к намеченному объему. Но ведь это свидетельствует о тенденциях жесткой финансовой экономии - как видно из этих показателей, край постарался заработать как можно больше, а потратить как можно меньше. Столь интересных бюджетных линий в Красноярске, кажется, не было еще никогда. Экономисты ГФУ, впрочем, в эксклюзивном интервью нашей газете сообщили: "Указанный выше процент исполнения по расходам не является критичным, так как в течение первого полугодия профинансированы своевременно и в полном объеме от доводимых лимитов все основные социальные статьи: заработная плата с начислениями, оплата медикаментов, перечисления неработающего населения в фонд обязательного медицинского страхования, фонд финансовой поддержки регионов, субвенции бюджетам муниципальных образований края по федеральным и краевым законам. Ситуация по исполнению краевого бюджета в настоящее время в крае стабильная. Перевыполнение платежей по доходам позволит во втором полугодии исполнить все невыполненные обязательства по расходам".

Но существует и другая точка зрения - столичная. Так, известное деловое агентство "Маркетинг и консалтинг" приводит в недавнем исследовании жизни регионов показатели, которые существенно разнятся с подходом красноярских финансистов. "По данным на 1 июля 2004 года, -пишет обозреватель "МиК", - почти 30 процентов общего объема задолженности по заработной плате из-за отсутствия собственных средств организаций в Российской Федерации приходится на Свердловскую, Челябинскую, Оренбургскую, Омскую, Ростовскую области, Республику Саха (Якутия), Алтайский, Красноярский, Краснодарский края, в которых размер указанной задолженности составил от 608 до 819 миллионов рублей". Никакого противоречия тут нет - наше ГФУ говорите выплатах в бюджетную сферу, а "МиК" приводит данные о ситуации на частных предприятиях, но цель московских СМИ, с каждым месяцем показывающих жизнь в провинции все более темными красками, понятна - обосновать перевод выгодных налогов поближе к себе. А все, что касается бюджетного бремени территорий, - это, мол, наши проблемы, и решать их только нам. Политика двойного стандарта по отношению к Сибири со стороны Кремля продолжается

СПРАВКА "ИЗВЕСТИЙ"

Общая сумма кредитов краевого бюджета перед банковскими структурами за полгода составила 2 миллиарда 700 миллионов рублей, сообщает KNEWS. На возврат долгов в текущем году из бюджета были перечислены 2,5 миллиарда рублей. Об этом сообщил начальник главного финансового управления администрации Красноярского края Александр Новак. В итоге за 6 месяцев 2004 года долги краевого бюджета перед банковскими структурами составили 200 миллионов рублей. По словам Новака, при формировании бюджета-2004 предполагалось, что за полгода долги могут увеличиться на 1,3 млрд. рублей. Однако высокие налоговые поступления сократили зависимость Красноярского края от внешних заимствована инвестиционные кредиты красноярским предприятиям уже израсходовано 30 миллионов рублей. Около 30 процентов средств краевого бюджета, предусмотренных для погашения банковских процентных ставок по инвестиционным кредитам предприятиям края, уже израсходовано.

В бюджете текущего года на погашение процентных ставок было предусмотрено 100 миллионов рублей. По словам начальника главного финансового управления администрации края Александра Новака, отбор инвестиционных проектов проводила специальная комиссия. По итогам ее работы средства уже начали поступать на реализацию ряда программ в лесной отрасли, сфере торговли, а также других отраслях.

"Бизнесмены на вес золота. Талант предпринимателя есть лишь у трех человек из ста".

("Городские новости", 27.07.04, Валерия Максимова)

Лелеять и беречь, как считаем мы, нужно детей - именно им больше всего необходима поддержка и опора в жизни. На "капиталистическом" Западе лелеют и берегут также бизнесменов - тех, кто создает новые предприятия, новые рабочие места, разрабатывает и внедряет новые технологии, платит налоги. Депутат городского Совета, заместитель председателя комиссии по экономической политике Михаил Васильев убежден, что это правильно.

- Михаил Геннадьевич, сегодня много говорится о разграничении полномочий власти. Основная проблема, которая при этом обсуждается, - перевод основных финансовых потоков на федеральный уровень. Краевые депутаты приняли обращение по этому поводу к депутатам Госдумы. А какова ваша позиция?

- Конечно, депутатам, как и всем жителям Красноярска, хотелось бы видеть наш город финансово самодостаточным. Он таким и является. Красноярск- донор, и те доходы, которые формируются на его территории, в несколько раз превышают суммы, остающиеся в бюджете города. То есть, проще говоря, краевой центр помогает жить дотационным районам края, а край в целом - дотационным территориям России. Очень многое сегодня зависит от федерального законодательства, а оно действительно все больше ориентировано на политику централизации финансов. В этом есть свои плюсы и минусы. Минусы, чаще всего,- именно для донорских территорий, которым приходится больше помогать другим. Небольшая запятая, поставленная в федеральном законе, может привести к потерям бюджета города даже в десятки процентов от того, что есть сейчас. И поэтому очень важно на городском уровне уметь реагировать на общероссийские изменения. Но, к сожалению, не на все факторы может влиять городская и краевая власть.

Россия пока продолжает пребывать в состоянии реформ, хотя изменения 90-х годов, в том числе массовое акционирование и приватизация, уже на исходе. Но назвать время, когда масштабные реформы завершатся, пока очень сложно, хотя бы потому, что состояние экономики еще далеко от активного роста. К сожалению, не внушает оптимизма эффективность работы большинства предприятий. Верная в теории идея о том, что государственное управление менее эффективно, чем частное, на практике, как оказывается, - не всегда верна.

- А почему? Об российскую действительность разбилась еще одна красивая идея, или изначально она была не так безоблачна, как пытались представить во времена всеобщей приватизации?

- На мой взгляд, самая главная проблема, с которой столкнулись мы при переходе к новой экономике, - это кадры. Рыночные условия предполагают наличие таких качеств, которых не было и нет у большинства руководителей советских времен. Их этому просто не учили - ни вузы, ни жизнь.

Мы переживаем эпоху смены управленческих кадров, и торопить ее бессмысленно. Это объективный процесс. Чтобы пришли новые управленцы, они должны получить сначала новые знания, потом - еще и реальный опыт работы.

Все другие проблемы--дефицит финансовых ресурсов, устаревшее оборудование, невозможность реализации крупномасштабных проектов-уже следствие, причем все той же кадровой проблемы. Например, предприятию нужны дополнительные средства. Банки, как странно это бы ни звучало, финансируют на самом деле не бумаги, не документы, не предприятия и даже не интересные проекты. Банки, финансируют людей. И если грамотный управленец способен мобилизовать ресурсы, реформировать имеющееся производство, реально оценить эффективность предлагаемых проектов, то он сможет привлечь и финансы.

- Сегодняшние выпускники способны стать такой управленческой элитой?

-Нынешняя молодежь совершенно иная, чем лет двадцать-тридцать назад. У них нет опыта жизни в условиях ограничений свободы предпринимательства. И в этом их плюс. Но переходный период принес другую проблему. Сегодня студентов в России больше, чем когда-то было во всем Советском Союзе. С точки зрения общего уровня образованности это хорошо, но с точки зрения реальной экономической практики - не очень. Вузы в погоне за количеством готовят кого угодно, кроме востребованных специалистов, институты зачастую дают такое образование, с которым очень сложно устроиться на работу. В итоге город получает армию безработных выпускников с высшим образованием.

При этом студенты не готовы в большинстве своем совмещать учебу с работой, чтобы еще, например, на третьем курсе найти себе место по профилю, практиковаться, а к выпуску уже занять это место. Реальность такова, что выпускники без практики не нужны, и вряд ли она изменится. Конкуренцию выиграют те, кто это поймет и начнет предпринимать шаги по поиску конкретного места работы, зарекомендует себя перед работодателем еще задолго до получения диплома.

Последние годы выявили еще одну проблему: огромный дефицит кадров рабочих специальностей. Для эффективной работы промышленных предприятий нужно иметь не только грамотных управленцев, но и рабочие руки, которые способны производить качественную продукцию, властям города совместно с работодателями нужно готовить целевые программы подготовки специалистов всех уровней. Без формирования политики подготовки производительных сил в городе мы не сможем реализовать те серьезные планы развития до 2010 года, которые сейчас обсуждаются.

- Что должно быть основным в экономической политике города в нынешних условиях, когда влияние местной власти на бизнес весьма ограничено?

- Да, у города не так много рычагов прямого управления экономикой, поскольку в муниципальной собственности незначительное количество предприятий, а те, которые есть, в большинстве своем выполняют социальные функции или не играют доминирующей роли на рынке. Но остаются рычаги косвенного влияния на предпринимательскую активность - местное налогообложение, ставки арендных платежей. И их можно использовать для развития экономики.

Сейчас все говорят об удвоении ВВП, но сделать это с помощью существующих предприятий практически невозможно. Ни КрАЗ, ни "Красноярскэнерго", ни другие крупные предприятия нашего города не способны удвоить производство. Они работают, по сути, на пределе своих мощностей, когда прирост в доли процента-уже достижение. Надежда на удвоение экономического потенциала может быть связана только с развитием и поддержкой новых предприятий малого и среднего бизнеса, которые должны возникнуть за эти годы. Это даст Красноярску не только увеличение ВВП, но и реальные рабочие места, зарплату, налоговые поступления.

- А люди у нас готовы стать предпринимателями?

- Мировая статистика говорит, что только от трех до пяти процентов населения имеют то, что называется предпринимательской жилкой. Это те люди, которые на свой страх и риск способны осуществлять собственные проекты. Желающих позаниматься этим, конечно, больше - тридцать, а может быть, и 50 процентов. Пожалуй, каждый третий, если не второй, в Красноярске уже попробовал себя в бизнесе. Не у всех получилось, но, судя по цифрам, которые я привел, объективной не могло получиться. Предпринимательство-тоже большой талант. Талант, который позволяет экономике развиваться, а людям - получать заработную плату.

Для того чтобы такие таланты появились и развились на благо страны, Америке понадобилось 150 лет свободного предпринимательства. В России предпринимательство тоже было всегда, но за него в недавнем прошлом полагался срок тюремного заключений. Поэтому у нас было очень мало людей, которые на момент объявленного перехода к рыночной экономике были способны реально заниматься эффективной предпринимательской деятельностью.

Для многих жителей нашего города мелкое предпринимательство сегодня - не хобби, не "золотая жила, а единственная возможность содержать семью. Для них потеря места равносильна потере всех перспектив в жизни, возможности учить детей, помогать престарелым родителям. Но глобализация рынка ведет к вытеснению так называемых "челноков", владельцев небольших прилавков и павильончиков, и прежде всего тех, у кого отсутствует тот самый "предпринимательский талант". Таковы реалии современного мира. И их тоже нужно учитывать при разработке программы развития.

- Какие конкретные законодательные акты местного уровня, краевые законы могут помочь развитию бизнеса в целом, развитию наукоемких технологий, на которые сейчас делается ставка?

- Красноярск всегда славился наукоемкими технологиями. Но всегда существовала и другая проблема: у авторов разработок не было, как сейчас сказали бы, пиар-сопровождения. Когда новации заказывало государство, это было и не нужно. Но сейчас для того, чтобы бизнес заинтересовался этими разработками, их нужно "упаковать в обертку", выгодно представить, Пока, к сожалению, этим масштабно и всерьез никто не занимается.

Что касается законодательства, то, я считаю, мы вправе иметь и краевой закон о государственной поддержке предпринимательства, и подобные нормативные акты на уровне города, где было бы записано, на какую поддержку может рассчитывать предприниматель.

Нужно не только финансовое, но и моральное поощрение бизнесменов, чтобы они вкладывались в развитие города не только через уплату налогов, но и через какие-то дополнительные социальные программы. Например, повесить на стенах домов надписи: эту площадь благоустроил предприниматель- Иванов, этот сквер - предприниматель Петров...

Надо менять и подходы к формированию общественного сознания. До сих пор для многих горожан в понятии "предприниматель" содержится больше негативного смысла. В который раз приходится говорить и о СМИ, большинство сюжетов которых посвящено обыскам, арестам, задержаниям предпринимателей, нарушающих законы и инструкции. У обывателя складывается представление, что только люди в погонах разного цвета пополняют бюджет страны. Но, уверяю вас, далеко не все предприниматели-преступники и негодяи. По большей части это люди, которые создают экономический базис города и страны.

- Но ведь первая и главная задача бизнесмена - получать прибыль. И она почти противоположна задаче власти защищать интересы жителей. Не так ли?

- Не так. Да, у бизнеса главная задача - получить прибыль. Иначе предприятие просто перестанет работать и развиваться. Но, если пренебречь экономическими тонкостями, именно прибыль, создаваемая в бизнесе и перераспределяемая государством через налоговую и бюджетную системы, является источником благополучия всего общества.

Основная задача власти - обеспечить жизнь на территории. Безопасную, благополучную с точки зрения доходов, цен и доступности основных товаров и услуг. Для всех жителей. И в отношении бизнеса власть должна делать то же самое - обеспечивать, во-первых, безопасность, не столько физическую, конечно, а в большей мере - юридическую безопасность ведения бизнеса. Во-вторых, бизнесмен такой же горожанин, и к нему нужно относиться как к жителю города, как к налогоплательщику, как к избирателю, в конце концов. Когда власть и бизнес это осознают, тогда они готовы сотрудничать и тогда в обществе есть прогресс.

"Нефтяная стратегия, подтвержденная наукой".

("Красноярский рабочий", 27.07.04, Михаил Щукин)

Богатство "Роснефти" будет прирастать Сибирью

Жизнь подтверждает верность стратегии мышления специалистов государственной компании "Роснефть", которые не сомневались в перспективности нефтяных месторождений Красноярского края. Напомним, что дочерним структурам "Роснефти" ООО "Енисейнефть" и ООО "Таймырнефть" принадлежат лицензии на освоение двух месторождений в этом регионе - Ванкорского и Северо-Ванкорского.

Недавно стартовало бурение первой разведочной скважины "Ванкор-10" в Туруханском районе Красноярского края. По данным на конец июня, буровики из дочерней структуры "Роснефти" ООО "Пурнефтегаз-бурение" уже углубились в землю более чем на тысячу метров. А в начале 2004 года специалисты "Роснефти" начали бурение первой поисковой скважины "Северный Ванкор-1" на другом участке - Северо-Ванкорском.

Может быть, это случайное совпадение, но недавно выяснилось, что запасы углеводородного сырья в структурах Ванкорского блока оказались гораздо выше предполагаемых. Гигантский горизонт нефти высотой 27 метров найден на месторождении в Туруханском районе. Прежде считалось, что Ванкор содержит около 150 млн тонн нефти, но теперь этот показатель может быть увеличен в несколько раз. Еще одним подтверждением нефтяного богатства Красноярского края стало открытие сибирских ученых, опровергающее доводы скептиков о том, что углеводородов в сибирских недрах не так уж и много. Как утверждает академик из Новосибирска Алексей Конторович, предполагаемые объемы еще одного, только что обнаруженного месторождения нефти в Енисейском районе Красноярского края оцениваются примерно в 2 млрд тонн.

"Роснефть" намерена доказать на практике предположение о неисчерпаемости сибирских углеводородных богатств. Уже в будущем году добыча на Ванкоре может увеличиться в три раза - с 500 тысяч тонн в год до 1,5 млн тонн. В 2007 году планируется начать промышленную разработку месторождений ванкорской группы. К этому времени компания сможет добывать не менее 2,5 млн тонн нефти, а еще через год - в 2008 году - увеличит объем нефтедобычи до 6 млн тонн.

Долгосрочные проекты "Роснефти" в регионе чрезвычайно выгодны бюджету Красноярского края, который ежегодно будет дополнительно получать около 28 млрд рублей налоговых платежей. Также немаловажно, что в первые 5 лет освоения Ванкорского и Северо-Ванкорского месторождений планируется создать до 15 тысяч новых рабочих мест. А 50 выпускникам нефтяных вузов из Уфы и Перми - геологам, инженерам-механикам, буровикам, химикам-технологам этим летом уже посчастливилось найти работу на предприятиях дочерней структуры "Роснефти" - "Пурнефтегаза".

Стать сотрудником этой стабильной государственной компании стремятся многие сибиряки, но работать в суровых природных условиях с полной отдачей сможет не каждый, хотя в ближайшие 5 лет "Роснефть" постарается максимально улучшить условия труда и быта для буровиков-нефтяников. Вскоре компания "Пурнефтегаз" начнет модернизацию вахтовых рабочих поселков. Расположенные на месторождениях 114 старых временных общежитий снесут и взамен построят 14 более удобных и комфортабельных капитальных зданий.

В этом году "Роснефть" пересмотрела свой бизнес-план по проведению геологоразведочных мероприятий в Красноярском крае в сторону увеличения. Планируемая сумма капиталовложений выросла с ранее планировавшихся 534 млн рублей до более чем 1 миллиарда. Без сомнения, богатство и стабильность "Роснефти" будут прирастать Сибирью, но для того, чтобы эти грандиозные планы воплотились в жизнь, необходимо не только вложить в разработку перспективных месторождений немалые средства, но и проявить немало профессионального упорства.

"Редеют ряды сибиряков".

("Красноярский рабочий", 27.07.04, Виктор Решетень)

В минувшую субботу в "Красноярском рабочем" были опубликованы данные Всероссийской переписи населения 2002 года по населенным пунктам края. Если сравнить эти цифры с теми, что были опубликованы в спецвыпуске "Макроэкономика районов края" еще в 2000 году при губернаторе Лебеде, горькая получается статистика. Буквально за два года ряды сибиряков-красноярцев поредели на добрую сотню тысяч человек.

Особенно эта тенденция заметна в Абанском, Бирилюсском, Богучанском, Боготольском, Енисейском, Мотыгинском, Краснотуранском, Северо-Енисейском, Саянском, Партизанском и Шушенском районах, где численность населения за это время сократилась на две и более тысячи человек. Впрочем, такой участи не избежали практически все сельскохозяйственные районы края, за исключением Березовского, Емельяновского, Ермаковского и Нижнеингашского.

Феномен "четверки", выпадающей из общего ряда, на мой взгляд, объясним. Скажем, Емельяновский район, где численность населения, если верить цифрам, возросла на 3,6 тысячи человек, а равно с ним и Березовский, привлекательны своей близостью к краевому центру. В южном Ермаковском районе прирост в 170 человек наверняка дали переселенцы из беспокойной Тувы. Другое дело - Нижнеингашский район. Объективных причин для роста населения, тем более за тысячу человек, здесь нет, но факт, как говорится, налицо. Может быть, заключенные, коих в районе великое множество, после освобождения стали оставаться на ставшей родной земле?

Печально, но массовое сокращение населения в последние годы наблюдается не только в депрессивных сельскохозяйственных районах, которые больше всего пострадали от непродуманных экономических реформ, но и в городах. Лидером этого явления, несомненно, стал Норильский промышленный узел, где численность жителей сократилась на 27 тысяч человек. Более шести тысяч потеряли в Лесосибирске, чуть меньше - в Назарове и Шарыпове, более трех тысяч - в Дивногорске, от двух до трех тысяч - в Заозерном, Игарке, Минусинске, Северо-Енисейском. Не стали исключением из этого правила даже закрытые города Железногорск и Зеленогорск, где, как известно, уровень жизни заметно выше, чем в среднем по краю. Лишь в Канске население выросло на три тысячи человек.

Всероссийская перепись была проведена в 2002 году, а на дворе уже вторая половина 2004 года. И хотя в последнее время официальная статистика говорит о снижении темпов сокращения населения страны, на деле, по крайней мере, у нас, жителей с каждым днем становится все меньше и меньше. Могу предположить, что приведенные выше данные на сегодняшний день устарели, и в наших городах и весях людей стало еще меньше, чем два года назад. Любой из нас может с ходу назвать населенный пункт, где закрыли школу из-за нехватки детей. Целые деревни исчезают с лица земли.

Самое страшное в этой ситуации, на мой взгляд, заключается в том, что вместе с ушедшими людьми (а население края сокращается в большей степени из-за высокой смертности и малой рождаемости) зарастают бурьяном не столько наши поля и нивы, сколько вся малая родина. Значит, все больше и больше сибирской земли остается без догляда.

"15% норильчан-азербайджанцы".

(Комсомольская правда-Красноярск, 27.07.04, Алексей Наумов)

В Норильске сосуществует более десятка национальных диаспор. По официальной статистике МВД, здесь проживает около 18 тысяч татар, 2 тысячи казахов, свыше тысячи ингушей и чеченцев. Но больше всего в заполярном городе азербайджанцев. Зарегистрированных - около 7 тысяч человек, но местные специалисты-демографы уверены, что кавказцев значительно больше - около 30 тысяч из 220-тысячного населения Норильска.

Не исключено, что следующим мэром Норильска может стать представитель национальной диаспоры, например, азербайджанец.

"Власти Норильска смогли оценить насущные проблемы горожан".

("Известия-Красноярск", 27.07.04)

Администрация заполярного города получила полные результаты социологического исследования, проведенного сотрудниками Института социально-политических исследований Российской Академии наук. Как сообщает ИА "Таймырский телеграф", в числе первоочередных мер, которые необходимо предпринять для оздоровления общей ситуации в НПР, эксперты выделили следующие направления: проводить активную миграционную политику, стимулировать отъезд на "материк" незанятого населения и пожилых людей, создавая для этого необходимые условия; создать эффективные и надежные финансовые механизмы накопления средств населением для дальнейшей жизни на "материке"; провести модернизацию производства, снизить уровень неквалифицированного и ручного труда; улучшить условия льготного кредитования и покупки жилья на "материке". Согласно полученным данным, значительная часть опрошенных жителей ориентирована на достаточно долгий срок проживания в Норильске - уехать в ближайшее время планируют лишь пенсионеры и люди предпенсионного возраста.