25 июля исполнилось 70 лет со дня образования Тиксинского морского порта. О его славной и грустной истории, которая началась с бухты, ЯСИА рассказал помощник руководителя предприятия Владимир Потапов.

Путь к бухте в XVII веке открыл отряд казака из якутского острога Ильи Перфильева. Позднее сюда заходил русский мореплаватель Семен Дежнев, который возвращался из Анадырского похода в Якутск. Через 100 лет бухту обозначил на карте русский мореплаватель Дмитрий Лаптев - участник Великой Северной экспедиции. Он дал ей название Губа Горелова. Бытует мнение, что это название возникло из-за горящего до сих пор угольного пласта в заливе Сого. Спустя еще 100 лет будущий адмирал русского флота Петр Анжу дал ей другое название "Губа Тикси". Последнее слово обозначает место, где можно причалить. Широко употребляемое опоэтизированное выражение "Тикси - бухта встреч" появилось в ХХ веке.

Вопрос о строительстве порта возник остро в 30-е годы, когда было доказано, что бухта пригодна для захода морских и речных судов. Местом для него выбрали залив Булункан.

В 1934 году порт вступил в строй действующих. Началась регулярная доставка грузов из западных областей в Якутию, потом вывоз угля, позже леса. До 1938 года он назывался Усть-Ленский, затем Тиксинский морской порт, первым начальником которого был Борис Михайлов.

В годы войны, несмотря на низкую механизацию и полное отсутствие кранового хозяйства, его грузооборот вырос в 3 раза. В период ленд-лиза порт переработал 1 млн. тонн грузов. В 1955 году на его базе было создано новое структурное подразделение - управление флотом, которое возглавил Михаил Хейдер-Назаров. До 1962 года в порту имелись только буксирно-лихтерные суда. Через год сюда стали поступать самоходные теплоходы - "Хасавьюрт", "Сунтар", "Кубатлы". В 1968 году пришел первый танкер "Жиганск", после чего началась замена лихтерного флота. Несколько раньше тиксинцы получили ледокол, названный в честь знаменитого полярного исследователя Семена Челюскина.

В период советского строительства порт Тикси становится одним из самых крупных на северо-востоке страны. В 1987 году он переработал за 4 месяца рекордное количество грузов - 850 тысяч тонн. К 50-летию освоения Северного морского пути за успехи в обеспечении перевозок Тиксинский морской торговый порт был награжден орденом Дружбы народов.

Перестроечные и рыночные процессы свели его работу до минимума. Сначала его возможности были востребованы наполовину, затем на треть, четверть. В 90-е - 2000-е годы переработка грузов в порту сократилась почти в 100 раз. И только в 2001 году через Тикси на экспорт стали снова отправлять лес и пилопродукцию. Затем для экспортных поставок поступила на перевалку сырая нефть.

Старожилы порта во главе с его сегодняшним руководителем Владимиром Земнуховым, работающим здесь 30 лет, живут надеждами на возрождение Великого Северного морского пути. Они сумели сохранить своими силами материально-техническую базу, гидротехнические сооружения, очистить бухту Тикси от многолетнего накопления молевого леса.

Много лет назад на берегу залива Булункан вместе с портом стали строить поселок, который в 80-е годы был одним из самых красивейших в Заполярье. 25 июля поселку Тикси также исполнилось 70 лет.