Руководство Куйбышевской железной дороги прокомментировало факт подачи прокурором Самарской области искового заявления в Арбитражный суд Самарской области к ОАО "РЖД" и ООО "САММОС" о признании недействительным договора "О предоставлении земельного участка во временное пользование" в полосе отвода у платформы Пятилетка (г. Самара), Куйбышевская магистраль.

"4 июня на вещевом рынке Кировского района произошел взрыв рядом с забором, разделяющим железнодорожные пути и торговую площадь. Владельцем рынка является ООО "САММОС", который в свою очередь получил участок в полосе отвода Кбш ЖД на правах временного землепользователя", - говорится в заявлении пресс-службы Куйбышевской железной дороги. - "В 1992 году Куйбышевская железная дорога в лице Самарской дистанции пути получила "Свидетельство о праве собственности на землю (постоянное пользование)" № 802 от 03.08.92г., согласно которому и используется земельный участок, расположенный в полосе отвода железной дороги в районе платформа "Пятилетка".
В соответствии с Федеральным законом РФ № 137-ФЗ от 25.10.2001г., юридические лица, которые имеют земельные участки в постоянном пользовании, обязаны переоформить право постоянного пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 1 января 2006 года. Таким образом, у железной дороги еще есть время для оформления документов на земельные участки, а до этого действуют свидетельства о постоянном пользовании, выданные в 1992 году. Договорные отношения ООО "САММОС" с Куйбышевской магистралью продолжаются с конца 2002 года. В соответствии со ст.90 п.2 Земельного Кодекса РФ от 25.10.2001 года № 137-ФЗ: "Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам, и юридическим лицам. Порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог определяется Правительством Российской Федерации".
До настоящего времени такой порядок прямо не установлен, однако это не означает, что имеет место правовой вакуум. Существует зарегистрированный в Министерстве юстиции ПРИКАЗ МПС РФ от 15 мая 1999 г. № 26 Ц "Об утверждении положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог", который до настоящего времени не отменен. Одновременно следует учитывать, что Правительство РФ своим постановлением от 08.08.03 № 475 создало новую редакцию Положения о Министерстве путей сообщения РФ, где подтверждено право МПС РФ "определять с учетом требований земельного законодательства Российской Федерации порядок использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода". Таким образом, Правительство РФ, уже после вступления в силу Земельного кодекса подтвердило факт делегирования полномочий по данному вопросу МПС РФ. Министерство путей сообщения не сочло необходимым выпускать новый документ. На основании вышеизложенного ясно, что следует руководствоваться вышеназванными положениями.
Руководствуясь этими документами, Самарским отделением Кбш ЖД земельный участок площадью 7635 кв.м. в полосе отвода в районе платформы Пятилетка южного парка станции Безымянка был сдан в срочное пользование ООО "САММОС". На основании договора о сдаче в аренду от 26 декабря 2002 года, временный землепользователь - ООО "САММОС" несет ответственность за содержание земельного участка и обязан "не допускать действий, приводящих к ухудшению качественных характеристик земельного участка, экологической и санитарно-эпидемиологической обстановки". Согласно этому договору, для обеспечения безопасности железной дороги, территория рынка была ограждена от железнодорожного полотна бетонным забором, в результате чего резко сократилось количество несчастных случаев на железнодорожных путях.
Согласно "Приложению к договору о передаче земли во временное пользование" Кбш ЖД и ООО "САММОС" была обозначена "договорная цена на возмещение эксплуатационных расходов". То есть плата за пользование территорией полосы отвода шла лишь на погашение расходов Кбш ЖД, сопряженных с содержанием полосы отвода. Заявления СМИ о том, что данная денежная сумма должна идти в бюджет Российской Федерации, основаны на неглубоком знании действующего законодательства.
На протяжении нескольких лет Прокуратура неоднократно оспаривала право железной дороги сдавать в аренду свободные земельные участки. В ответ Кбш ЖД разъясняла законность своих действий, с чем, в конечном итоге, соглашалась и Прокуратура. Каждая такая ситуация лишь доказывала правоту Куйбышевской магистрали. Чрезвычайное происшествие на Кировском рынке стало для Прокуратуры Самарской области очередной попыткой опротестовать право Кбш ЖД на передачу этой земли во временное пользование. Кбш ЖД продолжает доказывать свою правоту, ссылаясь на вышеназванные документы. Окончательную точку в данном вопросе может поставить лишь суд"
.