Главным событием прошедшей недели в Саратовской области стала пресс-конференция областного прокурора Анатолия Бондара. Газета "Толк" отмечает, что облпрокурор и "вверенное ему ведомство, скажем так, не исключает возможности внесения в гордуму представления по отстранению от должности саратовского мэра Юрия Аксененко. Если, насколько можно было понять, удастся систематизировать им содеянное. Последнее трудно, так как судьбоносные для города решения муниципальные власти принимают коллегиально и ответственного практически никогда не найдешь".

Газета "Новые времена в Саратове", наделавшая шума предыдущим выпуском, где поименно обвинила конкретных городских чиновников в конкретных преступлениях, не преминула задать облпрокурору вопрос о привлечении к уголовной ответственности мэра.

"По Аксененко пока нет стопроцентных фактов, позволяющих завести уголовное дело. Хотя только за полтора года, мы специально считали, заведено 12 уголовных дел в отношении чиновников мэрии и районных администраций. - был ответ. - Да, мы внимательно изучаем все материалы, появляющиеся в печати, в том числе и в вашей газете. Все будем проверять, и если информация подтвердится, прокуратура выйдет в городскую думу с представлением об освобождении Юрия Аксененко от занимаемой должности".

А вообще, "если у вас есть яркая личность на пост мэра, предложите городским депутатам, может, они будут сговорчивее, когда мы к ним обратимся", - предложил журналистам Анатолий Бондар.

Комментируя нынешнюю ситуацию с возбуждением уголовного дела против нынешней жены Дмитрия Аяцкова Ольги Сергеевой и управделами областного правительства Станислава Бойко, "МК в Саратове" отмечает: "Таким образом, Генпрокуратура не захлопывает, а прикрывает дело Аяцкова... Ведь не Бойко же подписывал документы, за которые его теперь делают козлом отпущения. При случае дело Аяцкова снова откроют... Не в силах побороть его самого, ударили в самое болезненное - по репутации жены. Ее фактически взяли в заложники политических амбиций Аяцкова... Осталось только тронуть самого, и, может быть, единственного любимого Аяцковым человека - его дочь Катерину, и он будет готов отдать все, даже власть, чтобы прекратить семейные унижения".

Впрочем, и будущему губернатору тоже не позавидуешь. "Будущий губернатор Саратовской области - политический камикадзе", - считает бывший вице-губернатор Саратовский области, ныне - ректор Поволжской академии госслужбы Сергей Наумов. В интервью газете "Новые времена" он заявил: "Конечно, есть регионы, где еще хуже, но и у нас картина не самая радостная. Поэтому человек, который взвалит на себя обязанности губернатора Саратовской области, это в какой-то степени политический камикадзе. Труд этот будет во многом сизифов". Кроме того, Наумов подверг критике практику получения ученых степеней чиновниками: "Я считаю, власть должна идти в науку в исключительных случаях, придерживаясь той традиции, которая существовала до 1991 года при КПСС. Тогда не самые глупые люди находились во власти, но большинство из них не покушалось на прерогативу научной элиты получать степени и звания. То, что сегодня происходит на рынке научных специалистов высшей квалификации, то есть получения кандидатских и докторских дипломов, меня очень заботит. Власти абсолютно не нужны эти дипломы, и когда они устраивают эту вакханалию, эту ярмарку получения дипломов, это выглядит ужасно. Может, именно здесь кроется и основа того пренебрежения, с которым некоторые представители нашей региональной власти стали относиться к труду, заслугам и главное - автономии саратовских вузовских коллективов?"

"Чардымский саммит показал, что теперь не бизнесмены нуждаются в губернаторе, а губернатор в бизнесменах", - так газета "Саратовская панорама" комментирует состоявшуюся в оздоровительном комплексе "Чардым" встречу губернатора Саратовской области Дмитрия Аяцкова с представителями областной деловой элиты. На встречу с главой региона были приглашены крупные предприниматели, представляющие промышленность, банковский бизнес, строительство, торговлю, общественное питание. Всего - более ста человек. Темой встречи стала проблема взаимоотношений бизнеса и власти. Особенностью этого "саммита в Чардыме" стала культурно-развлекательная программа. Если в былые времена она оплачивалась из бюджета, то теперь бизнесменам предложили оплатить банкет за собственный счет. Некоторые из представителей бизнес-элиты даже, говорят, приехали на базу со своей воблой и пивом.

Зачем нужна была эта встреча, если она в точности до деталей повторила ту, что имела место быть в октябре 2001 года? - задается вопросом "Саратовская панорама" и предлагает свой вариант ответа: "За минувшие годы вектор взаимоотношений бизнеса и власти заметно изменился. Если лет пять тому назад губернатор, в руках которого была сосредоточена вся полнота власти в регионе, мог прижать к ногтю любого непокорного промышленника, торговца или банкира, используя для этого всю мощь государственного аппарата в виде подконтрольных ему прокуратуры, УВД, налоговых органов и суда, то сегодня масштаб влияния исполнительной власти области заметно сузился. После укрепления вертикали государственной власти, создания федеральных округов и введения института полномочных представителей президента в них, произошло урезание власти губернаторов. Теперь местные морозовы, рябушинские, шмидты и даже пуришкевичи перестали нуждаться в покровительстве губернаторов и хотя бы в рамках региона добились определенной независимости. В этих условиях главе региона, хочешь не хочешь, а придется идти не только на встречу в резиденции, но и на поклон к тем, кто еще вчера, недовольно кряхтя, выделял из своих "скромных доходов" некоторое количество денег на финансирование очередного глобального проекта.

Газета "Богатей" продолжает публикацию результатов журналистского расследования деятельности Отделения ПФР по Саратовской области, которое, получив в 2000 г. 13 млн. рублей, выделенных правлением ПФР на покупку административного здания, так распорядилось бюджетными деньгами, что львиная их доля - более 8 млн. рублей - ушла частной фирме. Причем общая стоимость помещений, купленных Отделением, по справкам Саратовского центра технической инвентаризации и оценке недвижимости, составляет 3,5 млн. рублей.

И в Саратовской области наконец-то получил практическое применение закон об альтернативной воинской службе. По сообщению газеты "Саратовский Арбат", 3433 саратовских призывника отправились проходить армейскую службу. Кроме того, впервые на альтернативную службу были направлены 5 человек.

Главной проблемой для военкоматов по-прежнему остается большое число уклонистов - 2700 человек. Совместными усилиями органов внутренних дел и военных комиссариатов удалось разыскать более 700 человек. 413 из них все-таки отправились в армию.

Временно исполняющий обязанности военного комиссара области полковник Сергей Синягин рассказал журналистам о новых правилах экипировки призывников. "С осени со сборных пунктов призывники будут уезжать полностью переодетые в военную форму, начиная от носков и заканчивая шапкой", - подчеркнул Синягин. Такие меры вызваны прошлогодней трагедией в Магадане, когда один призывник умер от переохлаждения и около 80 новобранцев были госпитализированы с тяжелой формой воспаления легких.

Но новые правила порождают и новую проблему. Нужно готовить склады для хранения обмундирования, места переодевания, подгоночные мастерские, бани. Для этого необходимо 1 миллион 700 тысяч рублей. Денег пока нет, а подготовку нужно начинать уже сегодня. "Кроме того, мы отправляем своих ребят в разные войска, и все они имеют свою форму одежды. А у нас в распоряжении будет только общевойсковое обмундирование. Призывников все равно придется переодевать. Это тоже проблема", - сказал Сергей Александрович. О том, насколько целесообразно это нововведение, можно будет говорить только в конце года.

На складах области сегодня хранится свыше 600 тонн запрещенных или непригодных агрохимикатов. Из этих 600 три тонны - особо опасные ртутьсодержащие препараты, 450 - без каких-либо опознавательных знаков, - пишет газета "Неделя области". Разумеется, у региона денег на их утилизацию нет. Совершенно отсутствуют источники финансирования охраны, содержания и ремонта складов с ядовитой гадостью. Потому на последнем заседании комитета по вопросам индустриальной, строительной и коммунальной политики депутат Леонид Писной не случайно говорил про катастрофу. По одним источникам информации, цена вопроса - 56 млн. рублей, по другим - около 100. Залатать дыры в бюджете мог бы помочь рассматриваемый сейчас в областной думе законопроект об административной ответственности в природоохранной сфере. Законопроектом предусматривается зачисление административных штрафов в местные бюджеты. Пока же деньги за загрязнение окружающей среды чаще идут не на восстановление матушки природы, а на зарплату бюджетникам.

Нынешнее руководство Нижневолжской студии кинохроники попало под уголовное преследование, - сообщает газета "Толк". Государство, как это ни странно, до сих пор достаточно хорошо финансирует документальное кино. В прошлом году были выделены средства на производство 8 киножурналов "Волжские огни", нескольких документальных фильмов - речь идет о миллионах рублей. Так вот эти государственные средства, по убеждению ряда работников студии, стали благополучно перекочевывать в частную фирму "Волшебный фонарь". Его сотрудники заняли практически все пространство студии. А кинематографисты - их имена хорошо известны не только саратовцам: Д. Луньков, Ю. Нагибин, Д. Попова, А. Ибрагимова, В. Антонов и другие - были под разными предлогами от студии отлучены. За год для самой студии не было куплено ровным счетом ничего. Хотя 20% средств, отпускаемых на производство фильмов, предполагают общестудийные расходы. В том, что на самом деле происходит на студии, сейчас разбираетcя следствие.

"Когда вас будут гнать с работы, не вздумайте отстаивать свои права. Засудят", - пишет газета "Толк", и рассказывает типичную для нынешней России историю борьбы рядовых граждан за свои права. Людмила Михайловна Гаврилина проработала на предприятии "НИИХИТ-2" несколько десятков лет. Потом ее уволили. Точнее, сократили. Людмила Михайловна все же обратилась в трудовую инспекцию с просьбой проверить законность ее увольнения. Пенсионерка сочла, что по коллективному договору между работодателем и работником ей, как проработавшей на предприятии более двадцати лет, положено выходное пособие. Соответствующий пункт в официальной бумаге (договоре) действительно есть. Теоретически по нему уволенная ветеран труда должна была получить сумму, равную средней заработной плате за двенадцать месяцев. Но адвокаты акционерного общества в суде с блеском доказали, что данный пункт трудового договора всего лишь свидетельствует о: благих намерениях работодателя - когда-нибудь (в 2017 году) поощрять увольняемых ветеранов.

Гаврилина пошла в УБЭП Заводского УВД и заявила, что руководством предприятия, с ее точки зрения, нарушается закон. Начальник УБЭП Андрей Селезнев не отрицает, что полученная его службой информация вызвала определенный интерес. Работа по ее проверке велась, но ничего, что могло бы заинтересовать милицию, выявлено не было. О якобы имевших место хищениях металла на предприятии его собственники не заявляли. Нарушения с оплатой труда отдельным работникам - вроде частное дело акционеров, вмешиваться в которое милиция не имеет права. Другими словами, оперативники отработали материал, выяснили, что для них он неперспективный, и бросили - забыли о нем и о самой заявительнице. Зато руководству ЗАО "НИИХИТ-2" стало каким-то образом известно, что или, точнее, кто послужил причиной пристального внимания к предприятию правоохранительных органов.

Генеральный директор Юрий Александрович Буров подал в суд исковое заявление на бывшую свою работницу. В тексте его заявления можно встретить такие определения, как "шантаж", "вымогательство" и, конечно, "подрыв деловой репутации предприятия и руководящего состава".

Но одним из главных упреков и обвинений ответчице стало ее законное, конституционное право обращаться в суд и в правоохранительные органы, ища в них защиты своих и общественных интересов. Акционерному обществу, мол, пришлось нанимать адвокатов, чтобы защитить свои интересы в суде.