О том, как создавался фильм «Солнечный удар» по произведениям Ивана Бунина, о Белой гвардии, о Крыме, гражданской войне и о том, что происходит сегодня, рассказал режиссер Никита Михалков в интервью газете «Комсомольская правда». По его словам, премьера фильма пройдет не в Москве, а в Белграде, и такой выбор совершенно не случаен. Именно Сербия в 20-х гг. прошлого века приняла около сорока тысяч беженцев из России, где полыхала гражданская война. «Премьера фильма, к которому я шел почти 40 лет, — событие для меня не просто важное, но и очень личное. Это как день рождения — день рождения фильма. А дни рождения обычно люди празднуют с друзьями. Уверен, что Сербия — это страна друзей, где, надеюсь, моя картина может быть понята и принята», — отметил режиссер.

Сам фильм основан на двух произведениях великого русского классика, это рассказ «Солнечный удар» и роман «Окаянные дни». Михалков убежден, что экранизировать нужно не произведение, а автора. В своем фильме он хотел показать зрителю того Бунина, которого представляет сам. Режиссер заявляет, что восхищен писателем, его талантом и стойкостью, ведь Ивану Сергеевичу было суждено пережить перелом истории. «Меня же поразило — насколько Бунин разный. В легком, летящем, абсолютно неосязаемом рассказе „Солнечный удар“ — он один, а в „Окаянных днях“ Бунин уже совершенно другой — оскорбленный, униженный революцией, восставший против нее, испытывающий страстную ненависть к той части интеллигенции, которая мгновенно повелась на новые посулы и нацепила банты», — отметил Михалков в интервью «Комсомольской правде».

В ходе съемок авторы сценария неоднократно перечитывали исторические справки, мемуары участников Гражданской войны, Белого движения, различные научные исследования. Михалков рассказал, что полученный материал настолько его шокировал, что какие-то вещи он даже не стал включать в фильм. Сценарий был переработан и акцент был поставлен не на разделении героев на черных и белых, хороших и плохих, а на соединении противоположностей в каждом человеке. Историческая правда в кино для Михалкова стоит на первом месте. Для своего фильма он консультировался со специалистами по истории костюма, по вопросам этикета. «Иногда есть вещи, которыми можно пожертвовать ради психологической и художественной достоверности. Самое главное знать, что ты нарушаешь. Нарушение должно идти не от серости, а от знания», — считает режиссер.

Актерский состав фильма может показаться крайне необычным зрителю. Михалков сделал ставку на актеров, которые не известны широкой публике, совсем молодых и еще «зеленых». Как он рассказал в интервью, некоторые удивительной красоты сцены были сняты будто случайно. «Например, мы снимали финал. А погоды нет — туман. Я вижу — пароход белый, туман белый, актриса, светло-голубой прозрачный шарф… снимать нечего. Я говорю: а поставьте Вику на корму корабля, дайте ей бинокль. Поставьте две камеры, пусть корабль уплывает, а она пусть стоит. Она просто смотрела в бинокль, а потом опустила его на крупном плане. И корабль стал уплывать, а мы стали снимать. И эти кадры стали квинтэссенцией финала», — рассказал режиссер.

«Солнечный удар» очень многослойная картина. Зрителю нужно проникнуться фильмом, постараться понять суть всех мелочей, которые несут в себе огромный смысл. «В фильме много аллюзий, ловушек, отсылок, начиная от Чехова и кончая Эйзенштейном, — говорит автор. — Там есть очень много вещей — то, что я называю „театр для себя“, и их надо расшифровывать. Я совершенно уверен, что люди, которые войдут в картину, погрузятся в нее и досмотрят до конца, могут захотеть посмотреть ее еще раз, для того, чтобы открыть для себя то, чего не успели при первом просмотре».

После премьеры фильма в Белграде, которая состоится на этой неделе, экранизацию увидят жители Севастополя и Симферополя. В широкий прокат фильм выйдет 9 октября, сообщает «Комсомольская правда».