Популяция кабарги (безрогое животное, напоминающее по наружному виду лань, с длинными верхними клыками) в Алтае-Саянах, на Дальнем Востоке и в других регионах России, а также в Монголии стремительно сокращается из-за неконтролируемого браконьерства. Об этом говорится в новом отчете TRAFFIC Европы и WWF, опубликованном TRAFFIC Europe (Брюссель, Бельгия).

Специалисты этих организаций выявили, что в России приблизительно 80% всей добытой кабарги приходится на браконьерский промысел. В Алтае-Саянском регионе из-за браконьерства численность популяции этих животных на сегодняшний момент находится в критическом состоянии и составляет всего лишь пятую часть от общей популяции вида в 1970-80-х годах. Контрабанда кабарожьего мускуса как минимум в 5 раз превышает объемы официально разрешенной торговли. В период с 1999 по 2000 год был нелегально продано порядка 400-450 кг струи кабарги в год. Для этого надо было уничтожить 17000 - 20 000 самцов кабарги.

В связи с тем, что основной угрозой для популяций кабарги является широкомасштабное коммерческое браконьерство, обусловленное спросом на кабарожью струю со стороны Китая и других стран Восточной Азии, WWF России и TRAFFIC призывают к объединению усилий стран Тихоокеанско-Азиатского региона ( в первую очередь, Китая, Монголии, Республики Корея) в противодействии нелегальной торговле этим ценным товаром.

Как сообщили ИА REGNUM во Всемирном фонде дикой природы (WWF), необходимо создание эффективных межгосударственных механизмов контроля над торговлей мускусом и иными ценными продуктами животного и растительного происхождения, которые пользуются повышенным спросом в восточной медицине.

Спрос на мускус (кабарожью струю) со стороны восточной медицины есть и будет оставаться высоким, и одних силовых мер по усилению охраны будет недостаточно. Браконьерская добыча процветает, потому что есть обширный черный рынок, а государственные органы пустили процесс формирования рынка товаров восточной медицины на самотек, заявили WWF России и TRAFFIC. Они считают задачей первостепенной важности разработку и претворение в жизнь стратегии по охране кабарги. В ее основу должны лечь реально работающие экономические механизмы, которые позволят эффективно регулировать промысел, вытеснить торговцев-нелегалов с рынка, а также заметно поднять доходность охотничьего промысла для охотников.

Координатор проектов TRAFFIC Europe-Russia Алексей Вайсман считает: "У нас есть опыт разработки и вполне успешной реализации видовых стратегий, для тигра, зубра, леопарда и пр. Но до сегодняшнего дня мы разрабатывали стратегии для видов, которые надо спасать от исчезновения. В случае же с кабаргой мы имеем возможность и обязаны вмешаться в процесс на той стадии, когда, вопрос спасения еще не стоит. В этом случае мы говорим о стратегии сохранения вида, основанной на устойчивом использования ресурса популяции. Сложившаяся сейчас полукриминальная ситуация на рынке животного и растительного сырья ведет к разграблению природных запасов. Конечная стоимость кабарожьего мускуса может в пять раз превышать цену золота. Однако охотники получают копейки за свой очень нелегкий, а порою и опасный труд, а львиная доля прибылей достается китайским перекупщикам. Достаточно сказать, что цена, по которой струя покупается у российского охотника, отличается от цены мускуса в Гонконге в 20-25 раз. Мы сейчас начали работу над тем, чтобы навести порядок в промысле и обороте кабарожьей струи и иных, подобных ей товаров, чтобы сделать и промысел, и торговлю легко контролируемыми и, что немаловажно, гораздо более прибыльными для тех, кто живет и работает в тайге".

Справка: Кабарга мускусная (Moschus moschiferus), единственный представитель сем. Moschidae из отряда жвачных млекопитающих; безрогое животное, напоминающее по наружному виду лань, с длинными верхними клыками (особенно развитыми у самцов), загибающимися у верхушки назад. Самец на задн. части брюха имеет мешок, выделяющий мускус. Вод. в Азии от Гималайских гор и Кохинхины до 60 сев. шир.