Глава Федерального агентства по лесному хозяйству обрисовал контуры новой политики в области лесопользования

Москва, 16 июля 2004, 15:42 — REGNUM  15 июля председатель Федерального агентства по лесному хозяйству Валерий Рощупкин провел пресс-конференцию, на которой представил основные данные, характеризующие проблемы лесопользования в России. Как отмечают наблюдатели, впервые за последние пятнадцать лет руководитель российской лесной службы признал крайне низкую эффективность российской лесной отрасли.

В частности, он сообщил, что стоимость одного кубического метра древесины, отпускаемого "на корню", в России составляет 1,3 доллара США. Это в 31 раз меньше, чем в Финляндии, в 21 раз меньше, чем в США и в 11 раз меньше, чем в Канаде. В частности, по такой ценет продается лес, заготавливаемый для вывоза в ту же Финляндию. По данным Гринпис России это составляет около 12% от общего объема заготовки древесины в России.

Как отметил В.Рощупкин, в мировом экспорте лесопродукции на долю России приходится 2,3%. Это в три с половиной раза меньше, чем приходится на долю Финляндии и в восемь раз меньше, чем приходится на долю Канады. Зато по экспорту "кругляка" (необработанной древесины) Россия занимает первое место - на нее приходится 30% мирового экспорта круглого леса (в 100 раз больше Финляндии и в 6 раз больше Канады).

При этом существующие платежи за использование лесных ресурсов покрывают затраты государства на лесное хозяйство менее чем на 50%. В связи с этим В.Рощупки сообщил, что Минприроды предложило Правительству увеличить отпускную цену на древесину на корню в семь раз - с 38 до 250 рублей.

Кроме того, В.Рощупкин выступил за отмену льготного лесопользования, доля которого в общем объеме на данный момент достигает 28,2%. По данным главы Федерального агентства по лесному хозяйству, потери госбюджета от льготного лесопользования состаляют 1,1 млрд. руб. в год.

При этом отмена льготного отпуска древесины приведет к повышению цен на лесопродукцию как на внутреннем, так и на внешнем рынках и сократит количество недобросовестных лесоэкспортеров, считает глава агентства.

В.Рощупкин также заявил, что необходимо отменить краткосрочную форму аренды лесного фонда, сейчас составляющую около 70% от общего объема арендованных участков) и перейти к аренде сроком до 49 лет (в настоящее время 70% приходится на краткосрочную форму аренды). По его мнению, это позволит перейти от хищнической эксплуатации лесного фонда к более цивилизованному отношению к нему и стимулирует лесопользователей к увеличению инвестиций.

В качестве механизма распределения лесных участков В.Рощупкин предложил использовать аукционы, как наиболее эффективные с точки зрения повышения доходов государства.

Еще одним приоритетом в развитии лесной отрасли он назвал развитие глубокой переработки древесины и увеличение доли лесопродукции высокого передела в структуре производства и экспорта. В связи с этим, как сообщил В.Рощупкин, Федеральное агентство намерено в третьем квартале 2004г. внести в Правительство РФ предложения по изменению таможенных режимов с целью ограничения экспорта необработанных лесоматериалов. Предполагается также отменить пошлины на вывоз продуктов деревообработки глубокого передела и упростить порядок ввоза в Россию деревообрабатывающего оборудования. По расчетам Федерального агентства по лесному хозяйству, это позволит увеличить инвестиции в российский лесопромышленный комплекс до 200 млн. долларов в год.

По мнению координатора Лесной программы Гринпис России Алексей Ярошенко, некоторые из предложенных руководителем Федерального агентства по лесному хозяйству мер противоречат друг другу как, скажем, увеличение объемов лесопользования при одновременном увеличении платежей за лесные ресурсы и уменьшении экспорта круглого леса. В краткосрочной перспективе эти цели противоречат друг другу, отметил он, - "в ближайшем будущем при увеличении платежей за лесные ресурсы объемы заготовки упадут (возможности использования древесины в России ограничены мощностью перерабатывающих предприятий, которая не может вырасти немедленно по решению правительства). То есть правительство должно или принять неизбежность временного падения объемов рубок при повышении лесных платежей, или отказаться от существенного повышения платежей в угоду "плану по валу". До сих пор правительство всегда выбирало второй вариант, фактически замораживая развитие доходности лесной отрасли". Но в целом позиция, озвученная В.Рощупкиным, "это гигантский прогресс по сравнению с предыдущими руководителями лесной службы, которые не могли предложить более умного рецепта, чем "чтобы лучше жить, надо больше рубить", - подчеркнул А.Ярошенко.

Особенно приветствуется экологами предложение по развитию мощностей по глубокой переработке древесины (производству бумаги, качественных пиломатериалов, строительных конструкций и т.д.).

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.