"Официальные лица".

(Коммерсантъ, 15.07.04г.).

Красноярску подарили искусственное поле

Вчера в Красноярске на стадионе "Юность", расположенном на острове Отдыха, состоялось открытие первого в Красноярском крае футбольного поля с искусственным покрытием. Поле размером 66x104 м, стоимость строительства которого составила $200 тыс., стало подарком Российского футбольного союза (РФС) городу. Соглашение о строительстве спортивного объекта было подписано в августе прошлого года. Внешне поле ничем не отличается от обычного травяного газона, однако оно значительно прочнее. В церемонии открытия приняли участие губернатор Красноярского края Александр Хлопонин и президент РФС Вячеслав Колосков, которые перерезали традиционную красную ленточку. Господин Хлопонин отметил, что в крае планируется создать еще несколько полей с искусственным покрытием, в том числе на Центральном стадионе Красноярска, в Минусинске и районах края.

"Агромашхолдинг" делают прозрачнее".

(Коммерсантъ, 15.07.04г.).

Новый собственник уже просматривается

Вчера стало известно, что совладельцы "Агромашхолдинга" Юрий Коропачинский и Олег Кириллов продают свою долю в холдинге другому его собственнику - группе "Промышленные инвесторы" Сергея Генералова. Сами партнеры уверяют, что "проводят реструктуризацию активов с целью повышения прозрачности компании", но не отрицают, что после этого у "Агромашхолдинга" может появиться новый совладелец. В краевом управлении Федеральной антимонопольной службы (ФАС) предполагают, что им станет главный конкурент холдинга ОАО "Ростсельмаш".

Ъ "Агромашхолдинг" образован в марте 2003 года "Сибмашхолдингом", казахстанскими КБ "Каспийский" и "Достар-холдинг" (контролируют Кустанайский дизельный завод) и группой "Промышленные инвесторы" (ПИ) Сергея Генералова. ПИ получили 50-процентную долю в холдинге в обмен на Волгоградский тракторный завод (ВгТЗ). "Сибмашхолдинг" и его партнеры из Казахстана внесли свои активы в сельхозмашиностроении (распределение долей между ними не раскрывается). Ключевые предприятия "Сибмашхолдинга" - Красноярский комбайновый завод и "Алтайдизель", выпускающие около 40% российских комбайнов и 60% дизельных двигателей. Его годовой оборот - $200 млн. Контролируют холдинг красноярские предприниматели Юрий Коропачинский и Олег Кириллов.

О планах перевода подконтрольных им предприятий на единую акцию в рамках "Агромашхолдинга" его совладельцы объявили еще в прошлом году. Тогда же партнеры частично обменялись активами: ПИ получили долю в ПО "Красноярский завод комбайнов", "Сибмашхолдинг" - в ВгТЗ. Однако вчера информагентство Regnum со ссылкой на управление ФАС по Красноярскому краю сообщило, что Юрий Коропачинский и Олег Кириллов продают структурам господина Генералова свои доли в ПО, "Сибмашхолдинге" и "Агромашхолдинге".

Замначальника краевого управления ФАС Олег Харченко подтвердил "Ъ", что четыре сделки по продаже предпринимателями их долей акций в "Сибмашхолдинге" и "Агромашхолдинге" находятся на конечном этапе. Покупателем выступает некое ООО, недавно зарегистрированное в Москве. "Мы вышли на уполномоченного представителя этого ООО и выяснили, что оно имеет непосредственное отношение к команде, работающей на ВгТЗ, подконтрольном ПИ", - пояснил господин Харченко.

В ПИ "Ъ" вчера заявили, что движение акций предприятий "Сибмашхолдинга" действительно имеет место и бумаги переходят в номинальное держание близких к группе компаний. "Это не означает изменения структуры реальных совладельцев активов, - пояснили в ПИ. - Сегодня за "Агромашхолдингом" стоят десятки разрозненных предприятий с запутанной юридической структурой собственности, из-за чего все усилия холдинга по привлечению инвесторов оказываются тщетными.

Так что мы просто пытаемся сделать "Агромашхолдинг" прозрачной компанией". В "Сибмашхолдинге" также опровергли информацию о продаже господами Коропачинским и Кирилловым своих долей, поддержав заявления ПИ о плановой реструктуризации активов. Между тем господин Харченко отмечает, что в центральном аппарате ФАС к сделке относятся "беспечно": "Центр не выставил никаких условий для ООО, которое приобретает один из крупнейших в стране машиностроительных активов. Мы полагаем, что Сергей Генералов приобретает этот бизнес для перепродажи, причем не исключено, что покупателем станут структуры основного конкурента "Сибмашхолдинга" ОАО "Ростсельмаш"".

В "Ростсельмаше" эту информацию комментировать отказались. В ПИ подтвердили, что после реструктуризации, завершить которую предполагается к концу года, часть бумаг холдинга может быть продана стороннему инвестору, но сообщить, с кем ведутся переговоры об этом, отказались. ПИ при этом рассчитывают остаться в числе акционеров, хотя доля группы в "Агромашхолдинге" может уменьшиться. А в пресс-службе холдинга говорят, что новый собственник у него может появиться уже по итогам реструктуризации.

"Любители рыбной ловли в мутной водице".

("Сегодняшняя газета", 15.07.04)

Процесс объединения Красноярского края, Эвенкии и Таймыра вызывает множество дискуссий. Зачастую политики одного и тоже региона высказывают противоречивые мнения в отношении этого политически, экономически и психологически сложного процесса. НИА попросило рассказать о практическом опыте и проблемах объединения регионов члена комитета по региональной политике Государственной Думы красноярца Валерия Сергиенко. "Чем дальше мы втягиваемся в процесс дискуссии по поводу укрупнения регионов, объединения субъектов Федерации, уменьшения их количества в нашем федеративном государстве, тем больше убеждаемся, как далеко зашел процесс дробления, - сказал Валерий Иванович. - В регионах сформировались новые элиты, которые не хотят расставаться со своим "суверенитетом", поэтому сопротивление объединительным процессам идет громаднейшее". Региональным элитам удается исподволь убедить население в нецелесообразности этого объединения, подчеркнул депутат, в том, что оно в ходе объединения якобы ничего не приобретет. Кроме этого, процесс объединения совпал по времени с проведением административной реформы, реформы местного самоуправления, реформы межбюджетных отношений и завершением нынешнего этапа налоговой реформы. Проведение целого ряда реформ позволяет противникам объединения рассеять внимание избирателей, увести их от существа вопроса, чтобы самим иметь возможность "ловить рыбку в мутной воде".

Процессов, оцениваемых однозначно, в политической жизни не бывает, поэтому не совсем честно со стороны региональных политиков акцентировать внимание только на трудностях, убежден Сергиенко.

"Могу сказать, как член комитета по региональной политике Государственной Думы, - добавил Валерий Иванович, - что наш комитет подготовил всю объединительную документацию по созданию Пермского края. И надо сказать, пермяки получили серьезные перспективы после объединения. И округ, и область, которые составили единый край, только выиграли от этого объединения. Причем интересы, в том числе и региональных элит, были учтены, были продлены депутатские сроки. Губернаторские выборы проводить не стали, губернатора назначил президент для того, чтобы в течение двух лет потенциальные претенденты могли подготовиться к участию в выборах. Но, к сожалению, объединительный процесс в Красноярске и в России в целом пока не набрал необходимых темпов".

"По уши в цементе...".

("Красноярский рабочий", 15.07.04, Виктор Юрлов)

Пожалуй, ни одна сделка последних месяцев не вызывает столько вопросов, как продажа Красноярского цементного завода. По мнению аналитиков, крупнейшее предприятие продали с нарушениями законодательства. При этом найти нового собственника не могут до сих пор. А цена на красноярский цемент неудержимо растет. Однако краевые власти (и законодательная, и исполнительная) нашли уникальный выход из положения.

"Цемент, цемент... Ну и что? Цены на бензин тоже растут, так что займитесь-ка лучше "Юкосом", уважаемые антимонопольщики...", - примерно таким образом рассудили в краевой администрации. В логике этот прием называется "подменой тезиса". В политике - обычным правилом игры.

Между тем региональное управление федеральной антимонопольной службы (УФАС) до сих пор не зарегистрировало сделку по приобретению на торгах Красноярского цементного завода. "У нас есть претензии к новым собственникам", - говорит заместитель руководителя УФАС по Красноярскому краю Олег Харченко. По его мнению, торги прошли с нарушением законодательства. Фактически в них принял участие только один хозяйствующий субъект - "Топкинский цемент".

УФАС располагает очень интересными документами. Они подтверждают, что ООО "Топкинский цемент" по договору займа передало фирме "Сибирский ток" деньги в сумме 150,1 млн рублей, на которые и был приобретен цементный завод. "Это является доказательством того, что аукцион прошел не по правилам, - считает Олег Харченко. - Действительно, при стартовой цене в 150 миллионов рублей завод ушел за 150 и одну десятую миллиона. Есть отчего насторожиться.

Любопытно, что и директор проданного завода Игорь Храпов, одновременно являющийся управляющим ООО "Топкинский цемент", не отрицает того, что "Сибирский ток" - аффилированная структура, и активы завода переведены на вновь образовавшееся предприятие ООО "Красноярский цемент". "Такая схема была разработана для того, чтобы зарегистрировать завод на территории Красноярского края, а не уводить налоговую базу в оффшоры, в данном случае в Кемерово", - заявил он.

Как бы то ни было, но "Топкинский цемент" получил полный контроль над ценами на цемент в крае. Ведь Красноярский цементный завод - единственный местный производитель гидроцемента, который используется в строительстве Богучанской ГЭС, о необходимости завершения которого заявили не только руководители РАО ЕЭС, но и президент. Так что у владельцев предприятия, выпускающего водостойкий цемент, появляется возможность диктовать условия. Если реальный собственник Красноярского цементного завода не будет обозначен, топкинцы смогут оказывать влияние не только на внутренний, но и на внешний рынок цемента. "Если топкинцы завысят стоимость цемента, стоимость строительства возрастет в разы", - считает Олег Харченко.

По словам начальника управления по связям с общественностью компании "Евросибэнерго" (компания управляет энергетическими активами "Базэла", владеющего блокпакетом акций Богучанской ГЭС) Игоря Агейчева, механизм строительства энергообъекта в любом случае будет запущен, вне зависимости от каких-либо факторов. "О прекращении строительства говорить нельзя, потому что это может обернуться техногенной катастрофой, инвестор будет обязательно найден", - подчеркнул он. - Проблемы со строительным материалом оттянут время реализации проекта, что чревато техногенной катастрофой. ГЭС необходимо достраивать сейчас".

Пока УФАС искало реального собственника, а держатели цемента дружно заявляли, что ситуация под контролем, случилось то, что, собственно, и ожидалось. Отпускная цена на цемент возросла с 1050 руб. за тонну до 1450 руб. В связи с чем исполнительная и законодательная ветви власти решили вмешаться в процесс. По настоянию группы депутатов была созвана внеочередная сессия Законодательного Собрания для обсуждения вопроса о законности сделки и росте цен на цемент. Сессия получилась, мягко говоря, нестандартной.

По словам первого заместителя губернатора Льва Кузнецова, предприятие работает, люди получают зарплату, а с собственником ведется конструктивный диалог о регулировании цен. Парадокс в том, что администрация края до сих пор не в курсе, кто же является новым собственником предприятия. Иными словами, с кем-то они ведут переговоры. Но пока не знают, с кем. Тем не менее возможная прибыль того, кого нельзя называть, уже подсчитана. Депутат Игорь Захаров заявил, что новые собственники, затратив на приобретение производственного комплекса 5 млн долларов и еще 10 млн на модернизацию производства, в течение ближайших 4-5 лет заработают около 200 млн долларов США.

Вот здесь и прозвучали вопросы о возможной причастности высокопоставленных чиновников краевой администрации к этой сделке. Представителям администрации эти намеки сильно не понравились. Лев Кузнецов заявил, что депутаты совершенно неправильно расставляют приоритеты в своей работе. Вместо того, чтобы ставить под сомнение проведение конкурса и цены цементного завода, надо бы принять соответствующие меры по "беспредельному росту цен на нефтепродукты". Иными словами, на тему цементного завода наложили табу. Зато уже 2 июля на основании обращения все того же г-на Кузнецова УФАС по Красноярскому краю возбудило уголовное дело в отношении торгового дома "Юкос-М".

Переводить стрелки настолько грамотно и аккуратно до сих пор не удавалось никому. "Юкос" пнули? Пнули. Сейчас это модно. Народ порадовали? Порадовали - мол, не дадим просто так цену на бензин повышать! УФАС фронт работ обеспечили? Обеспечили. Внимание общественности и того же УФАС от чудо-сделки по продаже цементного завода отвлекли? Отвлекли. И вроде как все при деле. Кто-то - при денежном, а кто-то - при уголовном...

Жаль только, что распределение это происходит не в соответствии с законом, а в соответствии с интересами чиновников.

"Жители приравненных к Северу территорий останутся без льгот".

("Известия-Красноярск", 15.07.04, Анна Снежная)

Осенью в Госдуме РФ будет рассмотрен пакет законов о северных льготах. Об этом на днях сообщил депутат Госдумы от Таймырского автономного округа Виктор Ситнов. Такое решение было принято в связи с тем, что северянам приходится тратить гораздо большие суммы, чем жителям материка, в то время как сумма денежных выплат будет везде одинаковой. По информации ИА "Норильские новости", парламентер пообещал, что северяне ничего не проиграют от замены льгот на денежные выплаты. По его словам, пакет законов о северных льготах будет рассмотрен после того, как Госдума примет основной закон о монетизации: "В определении северных надбавок мы не проиграем. Проиграют только те районы, которые называются "приравненными к районам Крайнего Севера". Стоит отметить, что к таким территориям в Красноярском крае относятся: Богучанский, Енисейский, Кежемский и Мотыгинский районы, а также города Енисейск и Лесосибирск с территорией, находящейся в их административном подчинении.

"Александр Калягин хлопочет за наш ТЮЗ".

("Красноярский рабочий", 15.07.04)

Красноярский театр юного зрителя, которому в этом году исполняется 40 лет, планирует в октябре представить в столице свой творческий отчет, в связи с чем ведутся активные поиски спонсоров.

Как нам сообщили из краевого управления культуры, к губернатору Александру Хлопонину поступило письменное обращение от председателя Союза театральных деятелей Российской Федерации, народного артиста России Александра Калягина с просьбой поддержать этот пользующийся давним авторитетом театр и помочь ему в осуществлении данного проекта. "Как было бы замечательно, - говорится в этом обращении, - если бы в преддверии 40-летнего юбилея театра, в год 70-летнего юбилея Красноярского края театр юного зрителя представил творческий отчет в Москве на сцене нового Театрального центра на Страстном, в рамках комплексной программы СТД РФ, направленной на поддержку российской театральной провинции "Театральная программа новой России".

"От этих пассажиров - одни убытки".

("Труд-Енисей", 15.07.04, Андрей Каличинов)

Северный завоз на Енисее в разгаре. По словам генерального директора ОАО "Енисейское речное пароходство" Феликса Михайловского, кампания идет "планово", на начало июля доставлено к месту назначения 72% наливных грузов, угля 39%. В ряде отдаленных районов края завоз уже состоялся, так как поставка грузов туда была возможна только по "большой воде". Всего в нынешнюю навигацию в работе задействовано порядка 500 судов.

"Более проблемно", как отметил Феликс Михайловский, проходит пассажирская навигация. Во многом потому, что здесь задействован неэкономичный, устаревший флот. Пассажирская навигация в крае состоит из двух основных составляющих: дальних рейсов на север и региональных перевозок на скоростных судах.

"Пассажирские перевозки для ЕРП убыточны. Есть некоторые районы, которые их дотируют, но даже там флот находится на уровне достаточно низкой рентабельности", - заявил Михайловский. С другой стороны, пароходство не может отказаться от подобного рода перевозок.

Крупные пассажирские суда ЕРП также находятся не в лучшем состоянии. Теплоходам "Чкалов" и "Александр Матросов" уже по 50 лет, их техническое состояние на уровне кризисного. Для модернизации каждого теплохода требуется 9 млн. рублей.

В связи с этими проблемами, вставшими весомо и зримо перед руководством ЕРП, последнее планирует обсудить вопрос пассажирских перевозок в администрации края, дабы разработать совместную программу действий. "Есть технические возможности модернизации малого пассажирского флота, но требуется серьезное вложение средств".

Наблюдатели полагают, что в данном вопросе общий язык вполне может быть найден. Енисейское речное пароходство находится в руках "Норильского никеля", а губернатор края и ряд его замов "родом" оттуда же...

"Причальные краны вытянули "шеи"...".

("Сегодняшняя газета", 15.07.04, Ольга Воронежская)

ДЕТЕКТИВЩИКИ любят описывать нестандартные ситуации, происходящие в порту, любом - морском, речном. Там есть тайна, загадка. И вечное движение. Может, оттого, что вода никогда не стоит на месте, а течет или, ударяясь о причал, словно в чаше перекатывается. Вода магнетически притягательна, а когда ее много, она превращается в легенду с тысячью историй. Одну из них рассказали в Красноярском речном порту.

В нынешнем году Красноярскому порту исполняется 70 лет, а он все живет и умирать не собирается. В прежние времена грузовая база порта была значительно больше, нежели сейчас, да и людей работало свыше 2,5 тысячи человек, а ныне осталось около 700. Юрий Юрков, гендиректор порта, считает, что порт выстоял отчасти благодаря тому, что накануне перестройки был обновлен парк портальных кранов и плавкранов. Они до сих пор исправно служат и при своевременном ремонте останутся в рабочем состоянии еще надолго.

Порт, чтобы нормально существовать, по словам Юрия Михайловича, должен все свое имущество использовать с максимальной отдачей и получать прибыль из всего. В целом деятельность порта можно разделить на три категории: портовые работы, к которым относятся погрузка и выгрузка судов, внепортовые работы (сдача в аренду своего имущества) и производство нерудных строительных материалов.

На протяжении всей истории Красноярского речного порта основной его задачей являлась переработка грузов для доставки их в северные регионы края, в первую очередь - сырья для нужд Норильского горно-металлургического комбината. В последние годы заявки от Норкомбината остаются неизменными.

В планах навигации 2004 года - расширение общей грузовой базы, в том числе за счет двукратного увеличения перевозок серы из Дудинки. Возрастет также добыча и реализация нерудных строительных материалов. Песчано-гравийную смесь портовые работники берут прямо в центре города: порт подрядился чистить болотистую протоку возле острова Татышев. И красноярцам польза - на острове появится новый пляж, и для порта выгода, так как прежде песчано-гравийную смесь везли с месторождения, расположенного за 50 км от города.

Обслуживает порт и сторонние судоходные компании, но их доля незначительна. В мае в Злобинском районе грузили контейнеры с товарами народного потребления и оборудование на частные суда, следующие в Эвенкию. В портовых мастерских круглый год ремонтируют контейнеры, изготавливают деревянные поддоны и многое другое.

Юрий Юрков в порту работает 21 год, из них 16 лет главным руководителем. Он говорит, что костяк коллектива остается стабильным. В период навигации по мере необходимости дополнительно набираются докеры и приемосдатчики. Люди вовремя получают зарплату, а с мая она повысилась на 10%. В свой юбилейный год портовики намерены сработать прибыльно. В общем, им не до детективных вымыслов, их жизнь похожа на обычную жизнь портовых людей. А жизнь трудяг-кранов - на жизнь живых жирафов, гордо вытянувших шеи... Порт, разместившийся поперек железнодорожного моста, виден издалека, в любую погоду - по многометровым устремившимся к небу кранам.

"Короткой строкой".

("Труд-Енисей", 15.07.04; Краевое радио "Центр России", 15.07.04)

Красноярский речной порт и Красноярская железная дорога намерены организовать единый диспетчерский узел - "для более оперативного регулирования грузопотоков". В порту уже работает железнодорожный филиал, занимающийся координацией перевозки грузов. Ряд специалистов полагают, что это только первый шаг на пути создания единого мультимодального узла (хаба) для всех видов транспорта: железнодорожного, речного, автомобильного и авиационного. Особую значимость реализации идеи создания мультимодального узла придают огромные расстояния, характерные для Красноярского края.