Отдел по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах создан в прокуратуре области в апреле 2001 года во исполнение приказа Генерального прокурора N 54 от 27 марта 2001. За 8 месяцев работы в 2001 году отделом в адрес должностных лиц предприятий транспорта принесено 15 протестов на незаконные правовые акты и направлено 20 представлений об устранении нарушений законов. На объектах Куйбышевской железной дороги в нарушение требований КЗоТ РФ установлены факты привлечения работников к материальной ответственности по истечении определенного законом срока, незаконный перевод на другую работу. Незаконные приказы опротестованы. Протесты удовлетворены.

Проверкой исполнения закона о безопасности полетов в "Международном аэропорту Самара" установлены факты осуществления аэропортовой деятельности обществами с ограниченной ответственностью "Терминал", "Пассажир-Сервис", "Энергетический комплекс" без сертификата соответствия и лицензии на осуществление деятельности по обслуживанию воздушного движения в аэропортах и на аэродромах, что в соответствии со ст. 9 Воздушного кодекса РФ и постановления Правительства РФ N 85 от 24 января 1998 г. "О лицензировании деятельности в области гражданской авиации" недопустимо. По результатам проверки прокурором области в адрес руководителя предприятия внесено представление. Должностным лицам названных предприятий объявлены предостережения. Материалы прокурорских проверок исполнения таможенного законодательства таможенными органами (Самарской и Тольяттинской таможнями) свидетельствуют о многочисленных нарушениях прав граждан и юридических лиц, допускаемых работниками таможен при производстве и принятии решений по делам о нарушении таможенных правил (НТП). Несоответствия принятых по делам о НТП решений требованиям таможенного законодательства послужили основанием для принесения протестов на 47 постановлений должностных лиц таможен и направления в их адрес 7 представлений.

Наиболее распространенным нарушением, допускаемым работниками таможен при производстве и принятии решений по делам о нарушении таможенных правил, явилось привлечение должностных лиц к ответственности по истечении двухмесячного срока, предусмотренного таможенным кодексом РФ - 19 протестов. Другой причиной нарушений таможенного законодательства явилось игнорирование изменений, вносимых в законодательство. С июня 2001 года внесены изменения в федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле", в соответствии с которым срок возврата валютной выручки от экспорта некоторых товаров увеличился с 90 дней до 3 лет с момента фактического пересечения этим товаром таможенной границы РФ. Прокуратурой опротестовано 6 постановлений по делам о НТП, в арбитражный суд направлено 4 заявления о признании постановлений, принятых без учета изменений названного законодательства, недействительными. Два заявления судом рассмотрены, и требования прокурора удовлетворены. До августа 2001 года санкции отдельных статей ТК РФ предусматривали возможность применения таможенными органами меры наказания по делам о НТП в виде взыскания стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственным объектов правонарушений. Однако Определением Конституционного суда от 6 июля 2001 г. за N 144О такое право признано исключительно за судом. Вместе с тем должностные лица продолжали применять названную меру взыскания. Такие решения прокуратурой опротестованы. Требования по отмене незаконных решений отменены вышестоящим таможенным органом - Приволжским таможенным управлением. Согласно приказу прокурора области, на отдел возложен контроль за деятельностью Куйбышевской и Сызранской транспортных прокуратур по осуществлению надзора за исполнением закона на подведомственных объектах и в таможенных органах, сообщает официальный информационный канал прокуратуры Самарской области.