Первый тезис. То, что сейчас наблюдается в России, нельзя назвать полноценным онлайн-образованием, нельзя сформировать отношение к онлайн-обучению, потому что сейчас весь процесс отлаживается на коленке и в экстренном порядке. Большая часть негативных эффектов, которые наблюдаются, связана именно с этими обстоятельствами, заявил корреспонденту ИА REGNUM директор Центра общего и дополнительного образования НИУ ВШЭ Сергей Косарецкий.

«Фактически значительная часть детей вообще не имеет доступа к тому, что называется онлайн-образованием. Нет полноценной учебной платформы, где есть подготовленный контент, где есть автоматическая проверка заданий, где есть интересные интерактивные материалы. Очень небольшая часть детей имеет именно это.
Сейчас наблюдаются варианты переноса живых практик в дистанционный режим. Еще хуже, если материалы или задания перефотографируются или пересылаются по электронной почте.
Поэтому важно не смешивать два сюжета: экстренную ситуацию, в которую мы попали, и то, как реально может в перспективе при предварительной подготовке разворачиваться дистанционное образование.
Второй тезис. Нельзя оценивать нынешнюю ситуацию как полноценное онлайн-образование, но она обнажила то, что страна, заявляя и реализуя несколько лет соответствующие национальные проекты по цифровизации, оказалась к этому неготова.
То есть те учебные платформы, которые сегодня были бы востребованы, стали доступны только ограниченному числу учеников. В этом смысле программа цифровизации последних двух лет была фактически, на мой взгляд, не реализована и обнаружила наши проблемы.
Третий тезис. Ключевая проблемы сейчас — цифровой разрыв. Когда говорится об онлайн-образовании, надо понимать, что разные семьи, разные территории оказались в принципиально разных условиях.
В крупных городах с хорошим интернетом дети имеют возможность пользоваться качественными платформами. В отдаленных территориях часто у семей нет интернета, нет гаджетов, компьютеров. В сложной ситуации оказались многодетные семьи, где может быть одно устройство на всю семью, а родителям тоже нужно работать удаленно.
Это вызывает наибольшее беспокойство, ситуация обострилась, потому что такие дети отстают в обучении на 2−3 месяца. Цифровой разрыв между обеспеченными техническими средства детьми и необеспеченными усилится.
К плюсам онлайн-образования можно отнести, во-первых, самоорганизацию детей. Если у ребенка есть полноценный доступ к возможности вовлекаться в образование, то он начинает действовать без внешнего контроля учителя. Тренировка навыков самоорганизации в этих условиях очень важна.
Во-вторых, онлайн — это, действительно, проба обучения в цифровой среде. Она некачественная во многих случаях, но всё равно умение использовать каналы для коммуникации нужны. И это пригодится в будущем, потому что это возможность фактически самообразовываться.
Появится возможность учиться не только в каком-то определенном месте, куда надо прийти, а возможность учиться непрерывно, используя разнообразные ресурсы образования. Мне кажется, это позитивный опыт.
Для учителей этот стресс тоже будет позитивен в какой-то степени, потому что они смогут стать более компетентными и более толерантными к использованию цифровых технологий для преподавания.
В практиках посткарантинного будущего доля онлайн-занятий увеличится. Для решения отдельных задач онлайн-практики станут использоваться чаще, а значит, разнообразят возможности детей и будут способствовать качеству образования. При этом онлайн-обучение не должно заместить полностью очное образование», — высказал свое мнение Сергей Косарецкий.

Читайте также: Школа онлайн. Проблемы и трудности дистанционного обучения — все новости