Латвия готовит контрмеры в ответ на железнодорожные тарифы России

Рига, 14 июля 2004, 19:23 — REGNUM  Латвия, Литва, Эстония и Финляндия объединят свои усилия в Брюсселе в ответ на дискриминационную политику России в области железнодорожных тарифов. Об этом сегодня, 14 июля, на конференции Латвийской ассоциации транзитного бизнеса рассказал вице-премьер Латвии и исполняющий обязанности министра сообщений Айнар Шлесерс.

"Желая поддерживать порт Санкт-Петербурга, Россия не заинтересована решать этот вопрос, - пояснил он. - В свою очередь, Латвия, Литва и Эстония после вступления в ЕС пока не полностью используют появившиеся политические возможности, больше конкурируя между собой, чем сотрудничая". Но, по словам А. Шлесерса, на недавней встрече министров транспорта стран ЕС в Люблине он договорился с коллегами из Литвы, Эстонии и Финляндии подготовить совместную позицию в этом вопросе для Брюсселя.

"Если мы не сможем решить проблему железнодорожных тарифов в двустороннем порядке между Латвией и Россией, то тогда свои усилия в рамках ЕС сложат четыре государства сразу, - подчеркнул вице-премьер. - Эта четырехсторонняя позиция в Брюсселе, надеюсь, положит начало нового вида диалога между ЕС и Россией в отношении нашего региона". При этом А. Шлесерс добавил, что в отдельных областях сотрудничество с Россией все-таки развивается: "Особенно там, где они заинтересованы: например, увеличиваются грузопотоки угля через все наши порты. Но это не тот груз, на котором можно заработать наибольшую добавочную стоимость. Нефть, металлы и многое другое идет в обход Латвии".

Транзитники поинтересовались у премьера, далеко ли зашло четырехстороннее сотрудничество? Как выяснилось не очень, но на следующей встрече министров транспорта ЕС А. Шлесерс пообещал призвать коллег из Литвы, Эстонии и Финляндии определиться насчет конкретных совместных действий в Брюсселе. Что касается самих тарифов, то, как пояснил вице-премьер, проблема не в них - они практически одинаковые, а в тарифных скидках, которые Россия применяет для своих предпринимателей. "Мы призываем, чтобы РФ применяла одинаковые тарифы и льготы для всех, кто работает в конкретном секторе, - пояснил А. Шлесерс. - И четырем странам этого добиться будет намного легче, нежели каждой по отдельности".

По словам вице-премьера, решение вопроса о железнодорожных тарифах Латвия может связать и со вступлением России во всемирную торговую организацию. В разговоре с корреспондентом ИА REGNUM он пояснил: "Если Россия желает вступить в ВТО, то она должна предлагать одинаковые условия бизнеса во всех направлениях, так как, открывая рынок для себя, надо соответственно давать возможность работать и другим". В данном контексте он предложил взглянуть на огромную по сравнению с Прибалтикой карту России: "Один Санкт-Петербург не в силах справиться со всем транзитом, и потенциальные возможности в этом плане есть и у Латвии, и у Эстонии и у Литвы. Грузы, тот же уголь, которые идут через Прибалтику невозможно одним махом завернуть на Санкт-Петербург - в России тогда начнется просто хаос". Кстати, ИА REGNUM А. Шлесерс рассказал, что на упомянутом совещании в Люблине он встретился и с министром транспорта России, причем весьма продуктивно: "Российский министр дал понять, что понимает нашу позицию, и пообещал, что свою они еще сформулируют. В общем, разговор состоялся, Россия о проблеме проинформирована, и я жду ответных ходов с ее стороны". По словам А. Шлесерса, он дал понять российской стороне, что не желает больше встречаться и разговаривать с различными посредниками.

"Я считаю, что правительство России получило официальное приглашение к разговору, который со своей стороны мы готовы вести на уровне межправительственных комиссий или министерств. К нам, конечно, могут ездить различные политики - там, Рогозин и другие, но переговоры мы будем вести лишь с позицией в России, то есть, правительством и Кремлем", - подчеркнул А. Шлесерс.

В свою очередь гендиректор Латвийской железной дороги (ЛЖД) Андрис Зоргевиц обратил внимание ИА REGNUM на то, что Латвия находится в невыгодных конкурентных условиях еще и по сравнению со своими соседями. "В транзитном коридоре Балтийского региона мы в наихудшем положении, нежели литовцы и эстонцы: у эстонцев есть 200-километровый подводной путь Нарва-Таллин, у литовцев - Калининградский анклав, за счет которого можно поддерживать высокие расценки, - пояснил А. Зоргевиц. - Мы же вынуждены серьезно напрягаться, чтобы сохранять свои позиции: стоимость железнодорожной тонны-километра в Латвии в два раза ниже, чем в Эстонии и на 40% ниже, чем в Литве, кроме того, ЛЖД перевозит в два раза больше пассажиров, нежели Литва и Эстония вместе взятые, что, естественно, отражается и на грузоперевозках".

О железнодорожных тарифах РФ. На взгляд А. Зоргевица, "создание искусственных тепличных условий" для российских терминалов происходит за счет российских производителей и не отвечает интересам России в целом. "Мы живем в открытом экономическом пространстве, и сотрудничество России с ЕС становится все теснее: со временем границы все меньше будут оказывать влияние на хозяйственные связи, - уверен гендиректор ЛЖД. - Поэтому, России не следовало бы тратить деньги налогоплательщиков на строительство терминалов там, где они, может быть, экономически нецелесообразны". А. Зоргевиц напомнил ИА REGNUM, что ряд терминалов в Балтийском регионе - Вентспилсе, Риге, Таллине, Клайпеде - строились на средства бывшего СССР: "То есть, в том числе и на деньги нынешних производителей России, и было бы абсолютно нормально, если бы последние могли пользоваться этими портами на равных конкурентных условиях".

По словам А. Зоргевица, он рассчитывает на сотрудничество, так как технологически российская и латвийская железные дороги находятся абсолютно в единой цепи. "Совместно с коллегами из России и Казахстана мы работаем над дальнейшим расширением путей сообщения в Среднюю Азию, активно включились в гуманитарные поставки в Афганистан, - добавил он. - Российские коллеги заинтересованы в таком сотрудничестве, и на финишной прямой уже подписание документа по обеспечению особого режима контейнерных перевозок через Россию и Казахстан в Среднюю Азию. И, если есть ряд проблем, уходящих корнями в политическое прошлое, то хозяйственным структурам необходимо положительно влиять на политику".

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.