Правительство РБ одобрило Концепцию развития межбюджетных отношений в Республике Бурятия на 2005 год и на период до 2007 года. В Постановлении на этот счет отмечается, что разработка данной Концепции вызвана необходимостью изменения системы межбюджетных отношений в республике в условиях реформирования местного самоуправления и принятых в 2003 г. федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".

Как сообщили ИА REGNUM в пресс-службе президента и правительства РБ, в рамках реализации данных законов перед правительством Бурятии стоит задача создания системы финансовой помощи бюджетам других уровней, направленной на выравнивание бюджетной обеспеченности местных бюджетов, доступа граждан, вне зависимости от места их проживания, к основным бюджетным услугам и социальным гарантиям при одновременном создании стимулов для проведения на республиканском и местном уровнях рациональной и ответственной налогово-бюджетной политики, развития эффективного использования налогового потенциала, повышения эффективности бюджетных расходов.

Кроме того, как говорится в разделе "Задачи в области межбюджетных отношений" данной Концепции, необходимо решить проблему совершенствования межбюджетных отношений, предусматривая действия по пяти основным направлениям: первое направление - изменение бюджетного устройства Республики Бурятия. Здесь необходимо решить две ключевые проблемы: ввести два уровня или вида муниципальных образований (районные и поселенческие) и закрепить за каждым из них конкретные расходные обязательства.

Второе направление - разграничение расходных полномочий по трем позициям - определению уровня и структуры расходов, выделению средств и финансированию тех или иных бюджетных обязательств.

Третье направление - четкое и стабильное распределение доходных источников. За республиканским и местным бюджетами должны быть на долгосрочной основе закреплены собственные доходные источники, т.е. разделение доходов между бюджетами разных уровней должно устанавливаться не ежегодными законами о республиканском бюджете, а законом на долгосрочную перспективу. При этом доходы местных бюджетов должны быть разделены на гарантированные федеральным законодательством и "дополнительные", определяемые на республиканском уровне.

Четвертое направление - бюджетное выравнивание, изменение механизма межбюджетного регулирования.

Пятое направление - управление муниципальными финансами. Необходимо разработать систему мониторинга кредитоспособности и качества управления муниципальными финансами и одновременно обеспечить соблюдение органами местного самоуправления финансовой дисциплины, вплоть до введения в установленном порядке в отношении органов местного самоуправления, не выполняющих свои обязательства перед населением, бюджетополучателями, кредиторами, внешнего финансового управления.