Подписание президентом РФ Владимиром Путиным указа о необходимости принять программу развития атомной науки и технологий до 2024 года говорит о приоритете атомной отрасли в развитии национальной экономики. Об этом 20 апреля в ходе видеообращения к сотрудникам предприятий атомной промышленности заявил генеральный директор госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев.

Напомним, 16 апреля президент России подписал указ о программе «Развитие техники, технологий и научных исследований в области использования атомной энергии в Российской Федерации на период до 2024 года». В соответствии с указом документ должен быть принят правительством в течение трех месяцев. Управление и реализация программы будет идти по правилам, действующим в отношении национальных проектов, отметил Лихачев.

«По сути, наша программа — это еще один, четырнадцатый национальный проект», — сказал он.

В программе прописаны все ключевые направления развития ядерных технологий, включающие двухкомпонентную атомную энергетику, проекты атомных энергоблоков средней и малой мощности, водородную энергетику и фундаментальные научные исследования по термоядерному синтезу. По словам главы Росатома, документ закладывает основы для развития атомной науки и технологий в горизонте ближайших десятилетий.

«Когда стало известно, что президент РФ подписал этот указ, мне поступило много звонков, в том числе, от ветеранов. Они увидели такую аналогию. Начало советскому «Атомному проекту» было положено постановлением ГКО «Об организации работ по урану» в сентябре 1942 года, в самый разгар Сталинградской битвы. Даже в те тяжелейшие дни, когда до победы оставались еще долгие годы, государство все равно смотрело в будущее. Так и теперь, несмотря на все трудности, вызванные эпидемией, президент уделяет особое внимание атомной отрасли, подчеркивает ее приоритет в развитии национальной экономики. Это — знак высокого доверия», — подчеркнул Алексей Лихачёв.

По мнению главы Фонда энергетического развития Сергея Пикина, развитием науки и технологий необходимо продолжать заниматься несмотря на сложную эпидемическую обстановку.

«Процесс этот сам по себе не стремительный. Озвученные в программе проекты будут отражаться на экономике отнюдь не сейчас, а смотреть на десятилетия вперёд нужно начинать уже сегодня. Темы, речь о которых идёт в программе, долгосрочные, и Росатом развивает их не первый год», — пояснил Пикин.

Он также отметил актуальность вопросов термоядерного синтеза и плазмы. «Весь мир двигается (помимо интереса к возобновляемой энергетике) по этому пути, ибо энергия будет нужна всегда. Откуда ее будут получать — это уже другой вопрос. Не будем забывать, что атомные технологии дают нам не только энергию, но и, например, важные решения в диагностике и лечении людей, и это будет востребовано всегда и везде. Для энергодефицитных стран атомная энергетика по-прежнему не имеет аналогов. Напомню, что в мире больше миллиарда людей живут в условиях ограниченного доступа к электроэнергии. Та же Индия до сих пор не закрыла свои потребности в ней. А в Африке развитие только начинается и будет продолжаться в течение этого века», — продолжил руководитель Фонда энергетического развития.

Член комитета Государственной думы РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Денис Москвин обратил внимание на то, что решения о развитии атомной отрасли не принимаются сиюминутно, новые ядерные технологии — это результаты многих лет работы. «Даже в годы Великой Отечественной войны продолжалось развитие советского атомного проекта, и теперешняя непростая ситуация не должна остановить этот процесс. То, что президент именно сейчас подписал указ о необходимости разработки этой программы, говорит о том, что государство рассматривает развитие атомной науки и технологий как очень важную для всей страны задачу, фактически как новый нацпроект», — заявил он.

По словам депутата, основная база для программы уже создана, есть проект, который подготовлен Росатомом и согласован с правительством и заинтересованными органами исполнительной власти. «Проект предусматривает несколько направлений, которые не закончатся в 2024 году. Одно из них — создание двухкомпонентной ядерной энергетики с реакторами на тепловых и быстрых нейтронах. Дело в том, что в сегодняшних условиях ресурсная база атомной энергетики ограничивается 50−60 годами. С учетом того, что перед таким же вызовом стоит и тепловая энергетика, использующая запасы углеводородов в качестве источника энергии, а возобновляемые источники энергии ограничены неспособностью поставлять большие объемы энергии постоянно (в силу того, что ветер и солнце нам доступны не в режиме 24/7), уже к концу века планета может столкнуться с масштабным энергетическим кризисом. Поэтому атомщики прикладывают серьезные усилия к тому, чтобы ядерное топливо можно было перерабатывать и использовать не один раз», — проинформировал он.

Говоря о необходимости разработок в области управляемого термоядерного синтеза, он напомнил, что эти работы сейчас ведутся в полусотне государств, один из известных примеров — это межгосударственный проект строительства термоядерного реактора ИТЭР во Франции, в котором Россия также принимает участие. «Достижение управляемости термоядерного синтеза позволит получать экологически чистую и дешевую электроэнергию. Но чтобы к этому прийти, необходимы большие вложения, технически сложные установки, созданные из новых высокопрочных материалов», — констатировал член комитета Госдумы по экономической политике.

Еще два важных направления в программе — водородная энергетика и создание атомных станций малой мощности.

«Основной задачей водородного направления является создание высокотемпературных газоохлаждаемых реакторов для наработки водорода, а в рамках проекта по станциям малой мощности планируется вести такие разработки, как станция на базе реакторных установок РИТМ-200 и проект «Шельф-М». Эти проекты будут необходимы при реализации планов по освоению Арктики», — подчеркнул Денис Москвин.