Можно уверенно говорить, что онлайн-образование эффективно в ряде ситуаций, как дополнение к очному, для повышения охвата детей по стране. Развитие всеобщей цифровой образовательной среды — один из путей обеспечить для каждого ребенка в России равные возможности в получении качественного образования, заявила корреспонденту ИА REGNUM руководитель Фонда «Талант и успех» и Образовательного центра «Сириус» Елена Шмелева.

ИА REGNUM: Онлайн-обучение — хороши или плохо? Преимущества и недостатки?

Елена Шмелева: Дистанционное образование, безусловно, имеет много плюсов, но это не панацея, особенно для общего образования, где важно очное общение детей между собой и с преподавателем. Пока сложно оцифровать химические и физические эксперименты, электротехнику, конструирование, тогда как технические творчество, умение поставить эксперимент и практика очень важны для понимания предмета и должны занимать не менее трети учебного времени.

Кроме того, нужно обладать серьезной мотивацией и самоконтролем, чтобы учиться на дому и самостоятельно формировать свой учебный план. Поэтому говорить о переходе общего образования в дистанционную форму нельзя. Но, несомненно, нужно включать в него новые интерактивные технологии, которые позволят школьникам усваивать отдельные задачи и модули эффективнее.

ИА REGNUM: Как онлайн-обучение влияет на качество образования?

Елена Шмелева: Дополнительное образование можно частично перевести в онлайн, как это сделано в «Сириусе». Центр уже два года развивает дистанционные курсы, интегрируя новые технологии в очное обучение, отбор на программы и постсопровождение выпускников. После очных программ тьюторы-преподаватели «Сириуса» удаленно работают с каждым школьником, проверяют задачи и дают персональные рекомендации. «Сириус» продолжает вести и направлять мотивированных детей вплоть до поступления в вузы и даже дальше. Более 80 тысяч школьников, наших выпускников и школьных педагогов уже прошли или проходят обучение на онлайн-платформе «Сириуса». С конца марта активность на платформе выросла в 4 раза.

В этом году такой формат индивидуального сопровождения стал доступен и тем детям, которые еще не были в Центре. Они могут поступить на открытые онлайн-курсы «Сириуса» по предметам, принципиально важным для научно-технологического развития РФ: математике, информатике, физике, — и показав во время обучения высокие результаты, продолжить подготовку с наставником из числа ведущих ученых и педагогов, которые уже несколько лет воспитывают молодые таланты в Центре.

«Сириус» создал и развивает платформу Сириус. Курсы для массового онлайн-обучения и индивидуального сопровождения школьников в России, чтобы включить в работу всех ребят, чтобы каждый имел доступ к платформе и мог заниматься с лучшими учителями независимо от региона проживания и достатка семьи.

Мы можем уверенно говорить, что онлайн-образование эффективно в ряде ситуаций, как дополнение к очному, для повышения охвата детей по стране. Развитие всеобщей цифровой образовательной среды — один из путей обеспечить для каждого ребенка в России равные возможности в получении качественного образования.

Онлайн-программы помогают «Сириусу» работать со многими школьниками из самых отдаленных регионов. Детям такие программы позволяют углубляться в науки, учиться в удобном для себя темпе, не гнаться за скоростью, а проходить темы вдумчиво, разбираться во всем материале, одновременно изучать смежные темы.

Ребята могут больше времени уделять задачам для самостоятельного решения (это, возможно, наиболее полезная часть курса, без этого обучение не будет полноценным). Вне зависимости от того, решил ребенок задачу или нет, курс позволяет посмотреть видеоразбор решения и провести обстоятельную работу над ошибками.

Мы предполагаем, что ключевым является не фиксированный темп прохождения онлайн-курса, а получение пользы от процесса. Подумал над задачей, не получилось решить — отвлекся, потом вернулся. Посмотрел видео — не понял, пересмотрел еще раз.

Именно поэтому мы сейчас разработали новый проект по дистанционному включению всех детей страны в олимпиадное движение. «Сириус» при содействии тематической площадки «Образование» ОНФ поддержал московскую инициативу по проведению в онлайн-формате пригласительного школьного этапа Всероссийской олимпиады. Попробовать свои силы в решении нестандартных задач теперь смогут школьники 4−10 классов из любого субъекта Российской Федерации. «Сириус» приглашает всех желающих пройти школьный этап Всероссийской олимпиады онлайн.

Олимпиада пройдет с 20 апреля по 29 мая на платформе «Сириуса» в формате онлайн-туров по дисциплинам, приоритетным для научно-технологического развития страны: математика, информатика, физика, химия, биология и астрономия. «Сириус» направит успешные результаты участников в регионы и предложит всем 57 губернаторам, с которыми у Центра подписано соглашение о сотрудничестве, организовать в сентябре школьный этап Всероссийской олимпиады в каждой школе в таком же формате с учетом полученного опыта, а центрам выявления и поддержки одаренных детей, создаваемым в субъектах Российской Федерации по модели «Сириуса», — использовать результаты мероприятия для приглашения на программы и мероприятия в своих регионах.

Для участия школьнику нужно подать заявку на сайте Центра «Сириус» по одному или нескольким предметам на выбор, а в дни проведения туров — найти от 1 до 4 часов (в зависимости от класса и предмета), перейти по ссылке, которая откроется в его личном кабинете, и приступить к решению задач. Этап пройдет в те же сроки, что и аналогичное мероприятие в Москве, столичные школьники участвуют централизованно через свои образовательные организации. Для всех остальных российских школьников такой образовательной организацией станет «Сириус».

Еще один новый просветительский проект Центра — «Сириус.Дома». В апреле этого года Образовательный центр запустил онлайн-марафон полезных лекций и мастер-классов для детей и их родителей, студентов и педагогов. Каждый день в социальных сетях Центра лучшие преподаватели, ученые, спортсмены и музыканты выходят для любознательных зрителей в онлайн.

Научиться управлять эмоциями, разобраться в тактиках успешных переговоров, обсудить походы князя Олега и конфликты печенегов, разобраться в механических колебаниях, геномном редактировании и нейронных сетях, разучить простые физические упражнения, заняться йогой, взяться за кисточки и написать пейзаж, создать нарративную игру или инфографику и, конечно, послушать живую музыку — ежедневно Центр предлагает сразу несколько активностей, чтобы каждый мог найти дело по интересам.

Расписание марафона публикуется ежедневно накануне вечером, а все записи доступны после трансляций. За первые полторы недели в эфир «Сириус.Дома» вышло 36 интерактивных занятий. Часть занятий ведут педагоги и руководители клубов и мастерских центра. Например, курс альтернативной истории, где на основе подтвержденных научных фактов рассуждают о том, что если бы ключевые события в истории человечества и отдельных народов не произошли.

Встречи проводят и выпускники «Сириуса» — лауреаты I Всероссийского конкурса молодых музыкантов «Созвездие». В прямом эфире ребята исполняют произведения российских и зарубежных композиторов, а также отвечают на вопросы слушателей.

Программу «Ученый диван» представляют известные ученые и исследователи из МГУ имени М.В. Ломоносова, СПбГУ, МФТИ, Дальневосточного федерального университета, НИУ МИЭТ, Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН, РНИМУ им. Н.И. Пирогова, многие из которых — получатели научных грантов РФФИ-Сириус.

Еще один формат — «Час с регионом». Мастер-классы проводят эксперты из региональных центров выявления, поддержки и сопровождения талантливых детей, создаваемых по модели «Сириуса» по поручению Президента РФ. «Сириус» ведет их научно-методическое и экспертное сопровождение.

К проекту «Сириус.Дома» присоединились и партнеры Образовательного центра: Росатом, Роскосмос, Science Slam Россия, игроки телевизионного клуба «Что? Где? Когда?», деятели театра и кино и многие другие. Отдельный блок будет посвящен популяризации математики. Авторские курсы представят Русский музей — по советскому искусству, живописи и скульптуре — и Эрмитаж — об эмоциях в искусстве.

Впереди еще семь недель апреля и мая (именно столько времени детей не будет в центре), а значит, еще минимум 120 онлайн-мероприятий ждут их онлайн.

Также Образовательный центр перезапустил Сириус.Лекториум. В архиве уже 360 лекций от ведущих ученых и преподавателей России, тренеров победителей и призеров всероссийских и международных олимпиад. Каждый день добавляются новые видео.

ИА REGNUM: Можно ли полностью отказаться от очного образования? И почему?

Елена Шмелева: Отказываться от очного образования не нужно — необходимо частично, там, где это уместно, интегрировать цифровые технологии в школах и университетах. Сейчас, в условиях карантина, стало понятно, что такой интеграции не хватает. Если бы интеграция шла постоянно и уверенно, школы и университеты легче бы перешли на дистанционный формат обучения.

Когда работают хотя бы одна-две онлайн-программы — есть на что опереться, можно оперативно оцифровать остальные по их примеру. Но если опыта нет совсем, приходится учиться с нуля и осваивать новые инструменты в считанные дни. Только планомерное внедрение цифровых технологий в образование, использование разных инструментов, повышение квалификации преподавателей поможет подготовиться к экстренным ситуациям, поможет не растеряться, а в перспективе — позволит повышать качество усвоения материала учениками.

В «Сириусе» на курсах повышения профессионального мастерства мы обучаем педагогов в том числе и тому, как подключать новые технологии к образовательному процессу. Более 5 тысяч педагогов уже прошли эти программы.

Внедрение в российских школах новых методов обучения, современных образовательных технологий, цифровых технологий — это то, чем нужно заниматься прямо сейчас, и то, ради чего мы с коллегами работаем. Улучшение технического обеспечения школ — одна из приоритетных задач нацпроекта «Образование».

Федеральный проект «Успех каждого ребенка», в частности, предполагает создание к 2022 году во всех субъектах России региональных центров выявления, поддержки и сопровождения талантливых детей — центров с самым современным технологическим оборудованием, компьютерными классами, устройствами для конференц-связи, мультимедийными панелями. И «Сириус» принимает в этом самое активное участие, отвечая за научно-методическое и экспертное сопровождение образовательных центров, создаваемых по его модели. Уже подписаны 57 соглашений с главами субъектов, в 16 из них уже проводятся профильные образовательные программы.

Региональные центры должны стать драйверами дополнительного и в том числе онлайн-образования в регионах. При поддержке «Сириуса» региональные педагоги смогут повысить квалификацию и работать с учениками своего центра дистанционно. Платформу для дистанционного сопровождения выпускников региональных центров уже апробируют в Новосибирской и Тамбовской областях, Республике Коми и Хабаровском крае.

Читайте также: Когда в школу? Как учимся? Дистанционное обучение в регионах — все новости

Читайте развитие сюжета: Жители России оценили эффективность своей работы на «удалёнке»