"Исправительный лагерь социализма".

(Независимая газета, 12.07.04.).

75 лет назад советское правительство узаконило рабский труд Вчерашний день отмечен в календаре годовщиной события, так или иначе отразившегося в истории пятнадцати государств, которые ранее входили в состав Советского Союза. 11 июля 1929 года Совет Народных Комиссаров СССР принял постановление "Об использовании труда уголовно-заключенных". Этот документ положил начало широкому использованию рабского труда и определил все последующее развитие советской пенитенциарной практики.

Система, при которой параллельно существовали места заключения для политических противников режима и для обычных уголовных преступников, зародилась в первые годы советской власти, когда действовали Чрезвычайные комиссии.

Тогда же постепенно вошло в правило преимущественное содержание заключенных не в тюремных, а в лагерных условиях, то есть в удалении от городов и с непременной обязанностью трудиться.

Уже в 1918 году Наркоматом юстиции РСФСР были сформулированы основные принципы пенитенциарной политики: обеспечение полной самоокупаемости мест заключения (когда доходы от труда заключенных превышают расходы на их содержание) и полного перевоспитания осужденных. В более поздние годы это стало называться "перековкой".

Созданные еще в 1919 году лагеря принудительных работ (концентрационные лагеря) формально принадлежали НКВД РСФСР, однако фактически ими руководили чекисты -тем более что председатель ВЧК Дзержинский одновременно занимал пост наркома внутренних дел. Днем возникновения лагерной системы можно считать 13 октября 1923 года. Постановлением СНК СССР от этого дня был образован Соловецкий лагерь особого назначения - знаменитый СЛОН. Предназначался он для изоляции врагов советской власти.

В 1925 году Сталин взял курс на индустриализацию. Официально провозглашалось, что индустриализация направлена на повышение благосостояния народа, однако достаточно неискушенного взгляда, чтобы понять: индустриализация носила милитаристский характер. Строилось огромное количество военных заводов, которые должны были снабдить армию техникой для "великих освободительных походов".

Строительство предприятий требовало колоссальных средств. Для их получения Сталин начал в 1929 году коллективизацию сельского хозяйства. Согнанные в колхозы крестьяне уже не могли свободно продавать хлеб, он изымался практически за бесценок, продавался за границу, а на вырученные деньги проводилась индустриализация.

Коллективизация и вспыхивавшие в ее результате крестьянские восстания привели к тому, что началось гигантское распухание лагерной системы. Это и стало предпосылкой для принятия постановления "Об использовании труда уголовно-заключенных". В нем на ОГПУ возлагалась задача "развития хозяйственной жизни наименее доступных, наиболее трудно освояемых и вместе с тем обладающих огромными естественными богатствами окраин нашего Союза, путем использования труда изолируемых социально опасных элементов, колонизации ими малонаселенных мест". Началось создание сети ИТЛ - исправительно-трудовых лагерей, которые Солженицын назвал истребительно-трудовыми. Они возникали в Сибири, на Севере, на Дальнем Востоке и в Средней Азии. Туда в последующие годы хлынул миллионный поток заключенных, своим рабским трудом осуществлявших "великие сталинские стройки".

Все лагеря, существовавшие на территории Советского Союза, можно, таким образом, разделить на две группы: на лагеря особого назначения - с 1918 по 1929 год, и исправительно-трудовые - с 1929 года. (Нацистская Германия стала использовать труд заключенных лишь в 1942 году под давлением обстоятельств военного времени. Гиммлеру уже не нужно было ничего изобретать, он взял готовую модель.) Заключенные строили дороги и крупные промышленные предприятия, осушали болота, добывали уголь и золото, заготавливали и отгружали лес. Осенью 1930 года в ОГПУ было учреждено новое структурное подразделение - Главное управление лагерями. Так появилась аббревиатура ГУЛАГ, вошедшая впоследствии во все языки мира. Стали создаваться лагеря, предназначенные для реализации крупномасштабных проектов: Беломорско-Балтийского канала, Байкало-Амурской магистрали, канала Москва-Волга, строительства никелевого комбината и освоения района его расположения в Норильске.

Показателен пример Беломорско-Балтийского канала, ставшего первой великой стройкой ГУЛАГа и во многом определившего дальнейшее развитие советской лагерной системы. Канал строился "по инициативе и заданию товарища Сталина".

Установленный срок - двадцать месяцев. (Надо отдать должное эстетскому куражу вождя: не полтора и не два года, а год и восемь месяцев.) ГУЛАГ успешно справился с поставленной задачей. Солженицын приводит красноречивое сравнение: "Панамский канал, длиною 80 км, строился 28 лет, Суэцкий длиной в 160 км - 10 лет, Беломорско-Балтийский в 227 км - меньше двух лет".

При этом было выполнено распоряжение товарища Сталина: на стройку - "ни копейки валюты". Возникла новая экономическая модель, позволившая и страну очищать от ненужного человеческого материала, и возводить крупные объекты - причем такие, которые сделались символами архитектуры и промышленности: от московских высотных зданий до Норильского никелевого комбината. Жить в высотке всегда считалось престижным, промышленные гиганты стали предметом серьезной борьбы в процессе приватизации.

Морализировать по поводу великих свершений ГУЛАГа сегодня считается признаком интеллигентского слюнтяйства. Тема закрыта, о постановлении 1929 года нет даже упоминания в "Хронике России. XX век". В моде прагматичный промышленник, вышибающий прибыль из "объекта великой стройки".

Интеллигент Ключевский в свое время вывел формулу: "Мысль без морали - недомыслие, мораль без мысли - фанатизм". Россия, похоже, нашла третий вариант.

"Банкет для разведенных".

("Красноярский рабочий", 10.07.04, Эдуард Русаков)

Тема развода всегда была актуальной, и не случаен тот интерес, с которым публика приняла посвященный этой теме спектакль Норильского драмтеатра "Банкет" по пьесе Нила Саймона.

Режиссер Анатолий Кошелев и художник Михаил Мокров постарались сделать из этой простенькой, но ловко сочиненной комедии увлекательное и яркое зрелище. Типичный спектакль для легкого отдыха, а не для глубоких размышлений. Всегда ведь приятно посмотреть, как бесятся с жиру проклятые западные буржуи, которые, видите ли, "тоже плачут".

Действие происходит в банкетном зале парижского ресторана, куда неким адвокатом порознь приглашены три пары - бывшие мужья и жены. Главный инициатор светского ужина - красавица Габриэль (артистка А. Титова), решившая таким способом вернуть себе мужа Андре (засл. артист России С. Игольников), который некогда так распалил ее чувственность, что она теперь жить без него не может. "Любовь - это пустяки, - восклицает Габриэль, - а вот вечное желание не обманешь!"

Пытаются заново склеить разбитое счастье писательская чета - Клод (артист Р. Лесик) и Мариет (артистка Л. Каевицер), и третья сладкая парочка - весьма вульгарные Альбер (артист А. Ксенюк) и Ивон (артистка Л. Потехина). Оказавшиеся запертыми в банкетном зале, экс-супруги бурно обмениваются упреками и объяснениями в тлеющей еще любви, исповедуются друг другу, - и слушать все это забавно и даже смешно.

Устав от своих разговоров, почти примирившиеся персонажи с удвоенным аппетитом принимаются наконец за то, для чего их сюда позвали. И зрители тоже расходятся усталые, но довольные - ведь каждого дома ждет пусть не такой шикарный, но тоже вкусный ужин. Театр вместо аперитива - это нормально.

"Краевое здравоохранение возглавил северянин".

("КоммерсантЪ-Красноярск", 24.06.04, Наталья Ярилова)

На прошлой неделе официально было объявлено о новом назначении в краевой администрации. С 11 июня пост начальника управления здравоохранения администрации Красноярского края занимает Кирилл Константинов, ранее руководивший системой здравоохранения Таймырского автономного округа. Одновременно в системе здравоохранения Красноярского края появился еще один человек с Таймыра - Вадим Ясин, ранее возглавлявший Оганерскую городскую больницу.

Как рассказал в ходе пресс-конференции господин Константинов, в краевую администрацию его пригласил губернатор края Александр Хлопонин. Господин Константинов отметил, что долго, почти два месяца, рассматривал предложение Александра Хлопонина возглавить управление: "Я коренной москвич, и поездка на Север была для меня в некотором роде авантюрой. За проведенных здесь три года я приобрел уникальный опыт". Сейчас здравоохранение ТАО находится под патронажем Александра Князева, заместителя губернатора Таймыра по социальной работе. В пресс-службе Таймырского автономного округа сообшили, что пока не ясно - будет ли работать господин Князев на этой должности дальше, уже без приставки "исполняющий обязанности", потому что пока не известно, что по этому поводу думает Александр Хлопонин.

Также новый начальник управления здравоохранения администрации Красноярского края сообщил журналистам, что не планирует изменять существующую систему краевой медицины. "Реформа - это ерунда. Никто не знает, как нужно реформировать систему здравоохранения". А своей главной задачей Кирилл Константинов считает "довести до каждого жителя Красноярского края, где, в каком объеме и как он сможет получить необходимую медицинскую помощь".

Бывший начальник крайздрава Константин Виноградов в мае написал заявление об уходе с этой должности по собственному желанию. Сейчас господин Виноградов является директором информационно-аналитического центра управления здравоохранения края, занимается научной деятельностью и работой "по линии информатики и медицинской статистики". Он отказался "Ъ" прокомментировать свою отставку: "Я двадцать лет был публичной личностью, теперь я хочу спокойно заниматься наукой и аналитикой. Могу добавить, что с предыдущей должности я ушел с большим удовольствием".

Интересно, что одновременно с назначением господина Константинова в системе здравоохранения Красноярского края появился еще один человек с Таймыра - Вадим Ясин, ранее возглавлявший Оганерскую городскую больницу. Сейчас он занимает должность исполнительного директора краевого фонда ОМС. Место главного врача оганерской больницы занял заместитель господина Ясина - Константин Горбань.

Кирилл Константинов считает это совпадение случайным: "Краевая администрация плотно занялась кадровой составляющей региональной медицины, произошли некоторые изменения, но говорить о нашествии "северян" неверно. Я собираюсь оставить прежней всю команду управления".

"Готовь жилье смолоду".

("КоммерсантЪ-Красноярск", 24.06.04, Александра Дубинцова)

Не оправдавшие надежды программы переселения северян должны спасти новые проекты.

15 июня на Таймыре запустили пилотный проект по предоставлению ипотечных кредитов на покупку жилья за пределами округа. Суть проекта состоит в том, что семьи, работающие на Таймыре сейчас, смогут купить квартиру в любом регионе России. Достигнув пенсионного возраста, они уже не будут испытывать проблем с переездом. Специалисты окружной администрации считают, что ипотека позволит решить проблему переселения пенсионеров с Севера на материк.

Прежние переселенческие программы эффекта не дали.

С 1995 года в России работала президентская программа строительства жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера. Северянам давали готовое жилье на юге в обмен на сдаваемые государству старые квартиры. В 2000 году правительство закрыло программу. Эффективность ее была низка из-за того, что уровень жизни в заполярных регионах сильно отличался от общероссийского, и многие пенсионеры просто не хотели ехать. Сыграла свою роль и география переселения: людям предлагали ограниченный перечень городов на выбор, как правило, в небогатых регионах, что зачастую не устраивало переселенцев. До сегодняшнего дня у таймырских пенсионеров был только один вариант переселения при помощи государства - воспользоваться федеральной программой переселения граждан из районов Крайнего Севера и получить субсидию на покупку жилья.

Основное отличие от предыдущей программы - уезжающим стали предлагать не жилье, а деньги на покупку квартиры в любом городе на свое усмотрение. На субсидию может рассчитывать только инвалид или пенсионер, семья которого в полном составе выезжает на "материк". При этом передача таймырской квартиры в собственность окружной администрации - обязательное условие. Но и эта программа, как показала практика, далека от идеала. Размер субсидии устраивает не всех. Он зависит от количества членов семьи и средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья в регионе, куда пенсионер планирует переехать. Учитывая социальные нормы (для одинокопроживающего - 33 квадратных метра, для двоих - 42, для троих и более - по 18 метров на каждого), вычисляют стоимость квартиры, на которую может рассчитывать пенсионер. Но эту сумму в полном объеме получают только те, кто имеет 35 и более лет северного стажа. Чем меньше стаж работы в условиях Крайнего Севера, тем меньше государство компенсирует стоимость положенных по социальной норме метров в новой квартире (за 30-35 лет - 95 процентов, за 25-30 лет - 90 процентов, за 20-25 - 85 процентов и так далее).

По словам начальника управления по миграционной и жилищной политике администрации округа Анастасии Булгаковой, сейчас в очереди на переселение стоят почти 3700 таймырских семей. Программа предполагает финансирование как из федерального, так и из окружного бюджетов. В этом году в бюджете ТАО заложено на предоставление жилищных субсидий 4 миллиона рублей. 17 июня окружная комиссия по распределению жилья и жилищных субсидий разделила их между 9 семьями. Кроме того, на реализацию программы в этом году из федерального бюджета должны поступить 6,4 миллиона рублей. Так что в общей сложности выехать смогут чуть больше 20 семей. Понятно, что такими темпами сократить очередь в ближайшие годы вряд ли удастся. У одиноких пенсионеров, имеющих определенные медицинские показания, есть также возможность переехать в Красноярский геронтологический центр "Жарки". В данном случае пенсионер передает свою квартиру окружной администрации и 75 процентов пенсии перечисляет в геронтологический центр. Но пока все таймырские квоты в "Жарках" заняты, и уже начала скапливаться очередь. Реально работающей программой переселения, по мнению таймырских властей, может стать пилотный ипотечный проект.

По замыслу его создателей, Федеральное агентство ипотечного жилищного кредитования (АИЖК) будет предоставлять семьям ипотечные кредиты на покупку жилья на материке. Таймыр - пока первый регион в стране, который собирается работать по такой схеме: новое жилье можно купить практически в любом городе страны, а не только там, где прописан получатель кредита. Для регулирования финансовых потоков, идущих из АИЖК в округе, создано ОАО "Дом Вашей мечты", контрольный пакет которого принадлежит окружной администрации. В целом, администрация Таймыра вложила чуть более 5 миллионов рублей. Этой суммой субъект федерации будет отвечать по возможным отказам заемщиков погашать кредит. АИЖК, по словам директора ОАО "Дом Вашей мечты" Андрея Кузьминова, открыло лимит кредитования для Таймыра на 300 миллионов рублей. По мнению Андрея Кузьминова, этого хватит, чтобы удовлетворить потребности таймырцев на ближайшие 5 лет.

"Администрация борется с неплатежами".

("Красноярский рабочий", 10.07.04)

Администрация края расторгает договоры с арендаторами участков лесного фонда, имеющими задолженности по арендной плате.

В минувший четверг заместитель губернатора края Андрей Гнездилов провел второе заседание комиссии по рассмотрению результатов финансово-хозяйственной деятельности арендаторов участков лесного фонда Кежемского района, имеющих задолженности по арендной плате (первое заседание комиссии прошло по рассмотрению деятельности арендаторов Богучанского района). На заседании принято решение расторгнуть договоры аренды с двумя лесозаготовительными предприятиями, по остальным определены конкретные сроки погашения имеющейся задолженности. В случае невыполнения установленных сроков комиссией принято решение о немедленном расторжении в установленном порядке договоров аренды.

"Лесной комплекс - точка роста экономики Красноярья".

("Красноярский рабочий", 10.07.04)

Резолюция III съезда лесопромышленников Красноярского края

III съезд лесопромышленников Красноярского края принял решение одобрить краевую лесную политику, проводимую администрацией края, программным документом которой является "Концепция и основные направления развития лесопромышленного комплекса Красноярского края на 2004-2015 годы". Развитие глубокой переработки, снижение налоговой нагрузки на предприятия отрасли, дифференциация лесных податей, решение социальных вопросов, повышение инвестиционной привлекательности отрасли - направления, которые участники съезда определили, как требующие незамедлительного решения. Съезд считает, что для повышения эффективности функционирования лесного комплекса Красноярского края органы исполнительной и законодательной власти края должны сосредоточиться на решении следующих задач:

В области совершенствования лесопользования на территории края:

1. С целью повышения эффективности использования лесных ресурсов края определить среди основных направлений лесопользования предоставление участков лесного фонда в долгосрочную аренду, до 49 лет, лесозаготовителям, приоритетом для которых является рациональное использование лесных ресурсов, развитие глубокой переработки древесины, решение социальных проблем.

2. С целью упорядочения устойчивого лесопользования в деятельности лесозаготовительных предприятий отрасли ввести на территории края лицензирование лесопользования по рубкам главного пользования.

3. Внедрить дифференцированный подход при установлении конкретной ставки лесных податей, ориентированный на создание равных конкурентных условий для лесозаготовителей края и стимулирующий развитие глубокой переработки древесины.

4. С целью снижения налоговой нагрузки на лесозаготовительные предприятия края, сглаживание сезонной специфики работы, повышение эффективности финансового планирования лесозаготовительных предприятий Главному управлению развития экономики и планирования совместно с Управлением лесного комплекса Совета администрации края проработать и внедрить систему межсезонного кредитования лесозаготовительных предприятий.

5. В целях совершенствования системы договоров аренды участков лесного фонда рассмотреть возможность отмены в 2004-2005 годах дополнительных соглашений к договорам аренды участков лесного фонда, в соответствии с которыми в настоящее время применяется дополнительная финансовая нагрузка на арендаторов - сбор средств на лесовосстановительные мероприятия и ведение лесного хозяйства.

6. В целях усиления борьбы с нелегальным оборотом лесопродукции совместно с правоохранительными органами, лесной службой ГУПР и ООС МПР России по Красноярскому краю, управлением ОАО "Красноярская железная дорога", Красноярской таможней разработать систему мер, исключающих оборот лесопродукции в нарушение действующих нормативных документов; содействовать присоединению лесопромышленных предприятий края к Хартии лесопромышленников и лесоэкспортеров России и внедрению системы аудита, оказывать поддержку в работе таким предприятиям и пропаганде их деятельности.

В области добровольной лесной сертификации:

1. Содействовать на территории края внедрению национальной системы добровольной лесной сертификации в России, соответствующей международным принципам и критериям устойчивого лесопользования.

2. Создать необходимые условия в подготовке кадров и экспертов по лесной сертификации.

3. Разработать и внедрить в специализированных вузах специальность по добровольной лесной сертификации.

4. Способствовать процессу создания консалтинговых центров по добровольной лесной сертификации.

5. Использовать возможности добровольной лесной сертификации для борьбы с нелегальными рубками и рубками с нарушением законодательной и нормативной базы.

В области инвестиционной и промышленной политики в лесном комплексе края:

1. Необходимо применять бюджетные экономические преференции для внедрения на территории региона производств по глубокой переработке древесины, поскольку ориентация лесопромышленного комплекса края на развитие глубокой переработки древесины является единственно приемлемой для Красноярского края.

2. Обеспечить полную загрузку всех имеющихся мощностей по глубокой химической и химико-механической переработке древесины за счет содействия реструктуризации, реформированию и модернизации предприятий ОАО "Енисейский целлюлозно-бумажный комбинат", Красноярского биохимического завода (ООО "Линекс") и ОАО "Лесосибирский канифольно-экстракционный завод".

3. Для вновь созданных предприятий и (или) расширения существующих предприятий по химической и химико-механической переработке древесины с объемом инвестиций, эквивалентным 10 млн долларов США и более, на период окупаемости проекта, но не более 5-7 лет, разработать и внести на рассмотрение Законодательного Собрания края проект закона о предоставлении налоговых льгот в размере 100 процентов в части суммы налогов, подлежащих зачислению в краевой бюджет.

4. Стимулировать через подписание соглашений и предоставление налоговых и иных преференций развитие интеграционных процессов в отрасли, направленных на укрепление действующих и создание новых корпоративных структур вертикального и горизонтального типов, включающих производства полной технологической цепочки -от лесозаготовок и воспроизводства лесов до глубокой переработки древесины.

5. В рамках существующих бюджетных источников согласно ст. 29 и ст. 30 Закона о краевом бюджете на 2004 год предусмотреть безусловный приоритет для проектов, ориентированных на химическую и химико-механическую переработку древесины.

6. Создать краевую государственную лизинговую компанию, деятельность которой будет направлена на обеспечение предприятий лесной отрасли необходимым лесозаготовительным и лесоперерабатывающим оборудованием.

III съезд лесопромышленников Красноярского края считает целесообразным поддержать решение координационного совета МАСС о разработке Концепции развития лесного комплекса Сибири.

Участники съезда, обозначив огромную значимость институциональных преобразований, законодательных и организационных мер, осуществляемых на уровне федеральных государственных органов власти Российской Федерации, по степени своего влияния на процессы, происходящие в лесной отрасли края, приняли решение обратиться в Правительство Российской Федерации и Государственную Думу Российской Федерации с предложением решить следующие задачи.

В области совершенствования лесопользования и лесного законодательства:

1. III съезд лесопромышленников Красноярского края считает принятые законы N 95-ФЗ и 131-ФЗ неприемлемыми в части, противоречащей статье 72 Конституции РФ, в том числе касающиеся изменений в лесном законодательстве, касающихся перераспределения полномочий между участниками лесных отношений. В связи с чем предлагает сохранить существующее положение, закрепленное в лесном законодательстве, в плане разграничения полномочий между Федеральными государственными органами власти, органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. При этом расширить полномочия субъектов в сфере разработки и согласования региональных отраслевых технических регламентов.

2. Исходя из конкретных условий лесопользования, рентообразующих факторов, а также необходимости государственного стимулирования рационального использования лесного ресурса изменить следующие конкретные условия лесопользования:

а) увеличить максимальный размер лесосеки до 200 га;

б) сократить сроки угловых примыканий;

в) разрешить в особых случаях, при представлении соответствующих расчетов и обоснований, проводить условно-сплошные рубки;

г) пересмотреть действующие разряды такс по согласованию с органами власти субъектов РФ либо передать полномочия по утверждению конкретных разрядов на уровень органов власти субъектов РФ.

3. Учитывая опыт использования временных правил рубок кедра в Томской области, придать им постоянный статус в правилах рубок главного пользования Сибири и Дальнего Востока.

4. Завершить работу по формированию принципов и порядка взимания лесных платежей, обеспечивающих прогнозируемую и стабильную ситуацию при распределении лесных доходов между федеральным и региональным бюджетами, при этом считаем целесообразным закрепление существующего в 2004 году порядка распределения. Установить, что принципы и порядок распределения лесных доходов между федеральным и региональным бюджетами утверждаются на долгосрочный период, который составляет не менее трех лет.

5. Ускорить передачу ведомственных лесов, в первую очередь сельских, в единую систему управления лесами - Федеральное агентство лесного хозяйства РФ.

6. Предусмотреть порядок финансирования строительства лесных дорог, наземных и морских пограничных переходов. Разработать механизм стимулирования строительства лесных дорог за счет средств лесопользователей и лесных доходов.

7. Огромные площади территории, занятые лесами, их высокая пожарная опасность, низкая степень освоенности этих территорий делают охрану лесов от пожаров в Красноярском крае крайне сложной задачей. В связи с чем на федеральном уровне необходимо осуществлять своевременное финансирование мероприятий по защите лесов от пожаров.

В области формирования эффективной экспортной политики:

1. Предусмотреть отмену экспортных таможенных пошлин на лесопродукцию глубокой переработки с их одновременным поэтапным повышением на экспортируемые необработанные лесоматериалы.

2. Отменить таможенные пошлины на ввоз деревообрабатывающего и лесоперерабатывающего оборудования.

3. В рамках подготовки вступления России в ВТО объединить усилия соответствующих государственных органов и бизнеса в разработке гармонизированных с международными стандартами ГОСТов по качеству продукции, метрологии и методам измерения лесоматериалов, а также создание информационно-аналитического центра по мониторингу рынков сбыта.

4. Создать реестр добросовестных экспортеров лесной продукции и разработать для них методику облегченного декларирования.

5. Консолидировать в единую информационную схему таможенные службы, службы предприятий, которые занимаются отправкой, отгрузкой продукции, государственные федеральные структуры, создать единую систему учета движения лесных товаров.

6. Установить инвестиционные скидки отправителям лесных грузов в размере 30 процентов от стоимости железнодорожного тарифа при перевозке лесопродукции на экспорт в универсальных железнодорожных платформах, находящихся в собственности ОАО "РЖД", на период, необходимый для компенсации затрат, понесенных грузоотправителями, на оборудование этих платформ многооборотными металлическими стойками.

В области науки и подготовки кадров:

1. Стимулировать подготовку, переподготовку и повышение квалификации инженерно-технических, управленческих и рабочих кадров, создание целостной системы подготовки и переподготовки руководителей по стратегическому менеджменту и инвестиционному менеджменту на условиях многоканального финансирования образования.

2. Продолжить работу по созданию особой системы повышения квалификации и ускорения подготовки руководителей и специалистов лесной, лесопромышленной и смежных отраслей и подотраслей в возрасте 30-40 лет, включающей длительные зарубежные стажировки, целевые программы (аналог действовавшей в 90-е годы Президентской программы), гранты и другие формы обеспечения отрасли современными кадрами руководителей.

Участники III съезда лесопромышленников Красноярского края поручают организационному комитету направить резолюцию от имени съезда в адрес Правительства Российской Федерации, Государственной Думы РФ, соответствующих Министерств и ведомств, а также в Совет администрации и Законодательное Собрание Красноярского края, профессиональным общественным организациям (Союз лесопромышленников и лесоэкспортеров Красноярского края, межрегиональная ассоциация "Сибирское соглашение", краевые профсоюзы лесных отраслей) организовать, в рамках своей компетенции эффективное сопровождение и лоббирование положений принятой резолюции на всех уровнях исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.

Участники III съезда лесопромышленников Красноярского края, оценив высокую значимость регулярного проведения съездов лесопромышленников, считают необходимым в мае 2005 года созвать IV очередной съезд лесопромышленников Красноярского края.

Редакционная комиссия III съезда лесопромышленников Красноярского края. 29-30 июня 2004 года. Красноярск.

"Чиновники делят портфели будущего объединенного региона".

("КоммерсантЪ-Красноярск", 24.06.04, Михаил Мишкин)

На состоявшемся вчера рано утром в аэропорту "Красноярск" брифинге губернатор Эвенкии Борис Золотарев и спикер краевого парламента Александр Усс впервые прокомментировали результаты переговоров, состоявшихся в понедельник в Москве с министром экономического развития РФ Германом Грефом, министром финансов Алексеем Кудриным и главой администрации президента РФ Дмитрием Медведевым. Главным результатом переговоров, посвященных объединению Красноярского края, Таймыра и Эвенкии, по словам Бориса Золотарева, стало то, что федеральные чиновники показали "адекватность" своей позиции в этом вопросе, а также заверили сибирских губернаторов в том, что окончательно все ответы на вопросы по поводу объединения должны дать жители сливающихся регионов.

Таймырский и Эвенкийский автономные округа входят в состав Красноярского края и, согласно Конституции, являются равноправными с ним субъектами федерации. По принятым в 2003 г. поправкам к Федеральному закону "Об общих принципах организации органов госвласти в регионах" с 2005 г. значительная часть полномочий, а также доходов автономных округов переходят регионам, в состав которых они входят. Объединение субъектов должно одобрить большинство избирателей в каждом из них при явке не ниже 50% от общего числа имеющих право голоса. В 2003 г. на своих референдумах за объединение высказались Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ.

Идея объединения Красноярского края и двух входящих в него округов обсуждается уже несколько лет. Однако в последнее время, после принципиального решения федеральных властей об укрупнении "матрешечных" регионов, эта тема стала практически основной, обсуждаемой в политических кругах региона. И если губернатор Красноярского края считается одним из "локомотивов" процесса объединения, то глава ЭАО Борис Золотарев всегда был одним из главных его противников. В частности, не устраивают главу Эвенкии финансовые схемы объединения. Так, в марте 2004 года, отвечая на вопрос "Ъ", господин Золотарев заявил, что "несмотря на заверения Минфина в том, что на первоначальном этапе регионам, в главные финансовые документы которых вольются бюджеты автономных округов, будет оказываться помощь, я считаю, что на финише мы получим "грузы 200" из Эвенкии". Раскрывая суть своих претензий к правительству, господин Золотарев добавил, что "самое страшное, что может произойти - на край переложат проблемы Эвенкии, а трансфертов, которые сегодня округ получает из фонда финансовой поддержки территорий, регион вовсе лишится.

Очередным этапом объединения стали состоявшиеся в минувший понедельник в Москве переговоры губернаторов с главами министерств, которые могут повлиять на финансовые условия процесса. По информации "Ъ", глава края Александр Хлопонин представил федеральным властям финансовый план объединения, оценивающийся в 23 млрд рублей. Из которых 6 млрд - это компенсация расходов на округа, а 7,9 млрд руб. - затраты на новые инвестиционные проекты, доход от которых, по замыслу главы края, в будущем сможет заменить федеральные трансферты.

По словам вернувшихся вчера с переговоров спикера краевого ЗС Александра Усса и губернатора Эвенкии Бориса Золотарева, на встрече федеральные чиновники "подтвердили свои твердые убеждения и принципы, касающиеся процесса объединения". По словам господина Золотарева, "не нужно представлять так, что уже кто-то все решил. На всевозможных уровнях сейчас проходят консультации, а решать все будет население территорий. Наша задача как руководителей сделать так, чтобы процесс объединения прошел без ущемления прав и интересов жителей. Поэтому мы и говорим о сроках, которые должны быть разумны, и о финансовой поддержке на первом этапе со стороны центра. Но главное, чтобы мы самостоятельно могли выйти на такой уровень доходности объединенного субъекта, который бы превосходил нынешнее состояние каждого".

Отвечая на вопрос по поводу слухов о назначении Бориса Золотарева спикером парламента объединенного региона Александр Усс, улыбаясь, заявил: "Да, конечно, мы уже договорились: Золотарев будет спикером". Впрочем господин Золотарев тут же уточнил, что "мы не делим портфели, не делим деньги. Мы работаем над тем, чтобы задачу объединения решить как можно более эффективно, не ущемляя интересов ни одного из жителей. И тот факт, что мы не деремся за портфели, подтверждается тем, что мы стоим перед вами рядом, улыбаемся и обнимаем друг друга".

Говоря о возможных кадровых решениях, участники встречи никак не упомянули губернатора края Александра Хлопонина, который, в отличие от своих коллег, еще не вернулся из Москвы. Впрочем, по словам пресс-секретаря господина Хлопонина Юрия Репина, сам губернатор заявил, что пока никак не будет комментировать итоги состоявшейся в Москве встречи до своего возвращения в Красноярск (которое ориентировочно должно состояться уже в эту пятницу. - "Ъ"). Пресс-служба же губернатора сообщила СМИ, что "участники совещания признали целесообразным инициировать объединение и решили создать рабочую группу, которая в течение 2 недель составит предварительный прогноз социально-экономического развития единого региона".

Ожидается, что если оставшиеся переговоры по вопросу объединения завершатся достаточно быстро, то процесс стартует уже в июле 2004 года. Референдумы в крае и округах предполагается провести в конце марта следующего года.

Эксперты подтверждают выводы губернаторов. Так, по словам руководителя фонда "Политика", политолога Вячеслава Никонова, "укрупнение регионов - тема, заявленная государством. И вряд ли где-то удастся избежать этого. Главный вопрос только в сроках и "цене вопроса". Последняя пока неизвестна. Однако и силовым методом проблему решить не удастся".

"Чем северяне отличаются от россиян".

("КоммерсантЪ-Красноярск", 24.06.04, Вера Калабекова)

На конференции "Норильск в XXI веке" были подведены итоги комплексного социального исследования, проведенного в северном городе специалистами Института социально-политических исследований РАН в рамках федеральной программы "Как живешь Россия?". На основе проведенных опросов и круглых столов была составлена объективная картина общественно-политического и социально-экономического состояния Большого Норильска. Результаты исследований будут использованы для внесения поправок и дополнений в законодательство России в части поддержки регионов Крайнего Севера.

Не секрет, что Норильск опережает другие северные регионы по многим показателям, например, по становлению рыночной экономики, развитию социального партнерства, изменениям в общественно-политической жизни и росту благосостояния населения. Поэтому руководитель научной группы РАН, заведующий отделом социологического анализа политических процессов Института социально-политических исследований РАН Николай Мерзляков подчеркнул, что, "с точки зрения общероссийского значения, полученные данные будут весьма полезны для развития других субъектов РФ".

Проведенное исследование должно было решить сразу несколько задач. Во-первых, это учет общественного мнения при планировании деятельности компании на территории. Во-вторых, измерение "социального самочувствия" населения. В-третьих, изучение менталитета норильчан, столь загадочного до поры до времени для специалистов института. По мере обработки анкет перед социологами постепенно вырисовывался коллективный портрет жителей Норильска.

Судя по обобщенным данным опроса, социально-экономическая ситуация в Норильском промышленном районе считается норильчанами вполне стабильной: 47,7% считают, что она не изменилась за последнее время. Поэтому неудивительно, что 53% не планируют покидать НПР, что для регионов Крайнего Севера весьма высокий показатель. 27,8% респондентов заявили, что у них никогда не возникало желания покинуть Норильск. В то же время 24,2% опрошенных признали, что желание уехать на материк у них появилось в последние 2-3 года. Тем не менее, 41,9% населения считает, что в будущем ситуация в НПР будет только улучшаться.

Итак, большинство горожан, по их признанию, сейчас живут лучше, чем когда-либо ранее. Свободного времени у них мало, а когда появляется - норильчане проводят его с семьей. Северяне, как выяснилось, достаточно аполитичны. Скорее всего, это результат значительной усталости от политизированной ситуации в НПР, характерной для последнего времени. В наибольшей степени доверяют президенту Владимиру Путину (72%). Наименьший рейтинг доверия у Государственной Думы, милиции и религиозных организаций. Норильчане проявляют достаточно низкую общественную и социальную активность и практически не участвуют в деятельности каких-либо организаций, партий и объединений.

Основные жизненные ценности горожан располагаются в следующем порядке: семья, здоровье, работа, друзья, любовь. Кстати, почти 60 процентов норильчан отметили, что за последние два-три года состояние их здоровья ухудшилось, называя причиной плохую экологию, сильные переживания и стрессы, а также длительный срок проживания на Севере. Такие понятия, как Норильск, президент, порядок и справедливость, вызывают в Норильске самые добрые чувства. А вот капиталистическое общество, вахтовый метод, средства массовой информации - раздражают. Как ни странно, в список раздражителей попала и демократия. Как показал соцопрос, норильчане достаточно хорошо осознают, что уровень жизни в НПР значительно выше, чем во многих регионах страны. С этим согласились 30% опрошенных, в то время как только 16% опротестовали данное утверждение.

Выяснилось, что в Норильске фактически не существует "квартирного вопроса", по крайней мере, в той степени, в какой он характерен для России - 85% респондентов живут в отдельных приватизированных или государственных квартирах. 69% удовлетворены своими жилищными условиями, однако при этом более половины опрошенных недовольны работой коммунальных служб. Впрочем, как и медицинским обслуживанием (46,3%), и работой правоохранительных органов (36%). Норильчане (64%) выступают против развития системы платных медицинских услуг и в целом удовлетворены продовольственным снабжением региона. Даже отмечают улучшение работы общественного транспорта.

Среди наиболее характерных для страны проблем северный город прежде всего волнуют экономические трудности в государстве, коррупция и рост преступности. Если говорить о проблемах именно НПР, то наибольшую озабоченность вызывают рост цен и дороговизна жизни - об этом заявили 56,6 процента опрошенных, трудности с трудоустройством молодежи и рост наркомании (22,3%).

Горожане отметили заметное улучшение в работе норильских средств массовой информации. Более чем по 20 процентов опрошенных поставили плюс "Заполярному вестнику" и "Заполярной правде", ГТРК "Норильск". А 34,5% видят явный качественный скачок в "Северном городе". В целом, отмечают исследователи, уровень доверия к СМИ в НПР выше, чем по России. Однако при этом многие норильчане заявляют о том, что недостаточно информированы о перспективах развития комбината, а еще большая часть (60,5%) обделена информацией о перспективах города.

Для жителей НПР характерно четкое понимание особенностей распределения ответственности между городскими властями и руководством комбината.

Большинство норильчан считает, что такие вопросы, как миграционная политика, контроль над расходованием бюджетных средств, отстаивание социальных интересов населения, обеспечение политической стабильности должны быть в ведении руководства города. В свою очередь, руководство комбината должно отвечать за создание рабочих мест и материальную помощь при устройстве на материке.

Значительное большинство норильчан высказалось против национализации компании "Норильский никель", что, по мнению ученых, свидетельствует о достаточно высоком уровне доверия к ее руководству. 58,8% опасаются, что в случае национализации государственные чиновники не смогут эффективно управлять предприятием, снизится экономический эффект от производственной и хозяйственной деятельности, как следствие - заработная плата. Норильчане считают, что нынешнее руководство компании хорошо управляет собственностью (38,4%), поднимает уровень жизни в крае и экономику НПР, внедряет социальные программы, сполна платит налоги, заботится о политической стабильности в регионе.

Знают норильчане и о планах "Норильского никеля" добиться мирового лидерства и в целом даже поддерживают это стремление. А вот связи между этими планами и собственным благополучием большинство не видят. 55,6% опрошенных заявили, что превращение компании в лидера выгодно в основном ее руководству. В то же время 31,2% отметили: мировое лидерство позволит поддержать и обеспечить еще более высокий стандарт жизни на территории.

Для норильчан, как выяснилось, характерна высокая оценка собственной конкурентоспособности по сравнению с общероссийским уровнем. В целом это вполне естественно, так как человеку вообще свойственно высоко оценивать собственные знания и умения. Но, как показывает исследование, данные оценки не всегда можно считать объективными. Фактически многие норильчане увязывают свою конкурентоспособность исключительно с умением жить и работать в крайне сложных климатических условиях. Наравне с высокой самооценкой присутствует и самокритика. Более 40% признали, что на иностранных предприятиях, аналогичных "Норильскому никелю", производительность труда выше. И только 34,8% опрошенных из числа работников комбината считают, что они работают лучше, чем на аналогичных предприятиях в США и Канаде. Одновременно 47,3% опрошенных отметили, что стремятся работать как можно более эффективно, чтобы больше зарабатывать. Уверены в том, что работа в Норильске в целом тяжелее, чем на остальной территории России - 82% горожан.

А вот предпринимательская инициатива у норильчан развита слабо. Собственное дело в Норильском промышленном районе уже организовали или собираются организовывать только 5% опрошенных. 70,4% заявили, что не собираются открывать свое дело в Норильске даже в случае потери работы, а 46,5% не будут этого делать и при переезде на материк.

Опрос показал, что норильчане - достаточно самокритичные люди - 22,5% считают, что сами виноваты в своих жизненных трудностях. А 14,7% сказали, что в проблемах города и современной жизни никого не винят. Однако, по мнению 37,3% опрошенных, в трудностях виноваты местные власти. Больший показатель только у федеральных властей - 39,5%. Только 16,2% респондентов из обращавшихся в мэрию сказали, что довольны результатами их работы. А недовольными осталось 41,3%. Безусловное доверие к администрации города высказали 7,3% опрошенных, не доверяют ей 19,1%, а "скорее, не доверяют" - 25,4%.

По образованию и по уровню доходов, и по социальному статусу более 60% норильчан относят себя к среднему классу. Это высокий показатель даже по сравнению с крупными городами. Он свидетельствует: уровень жизни в Норильске значительно выше, чем в целом по стране, а также о том, что сами норильчане в большинстве своем это достаточно хорошо осознают.

"Как живет Норильск".

("КоммерсантЪ-Красноярск", 24.06.04, Юрий Недорезов)

Выявленные социально-психологические особенности ситуации в НПР позволили сделать ряд принципиальных выводов. Первое: отмечен высокий потенциал ожиданий населения относительно улучшения социально-экономической ситуации в Норильском промышленном районе. Это связано как с пониманием высокого производственного потенциала промышленности региона, так и промышленного роста по России в целом. Норильчане довольно высоко оценивают управленческий потенциал руководства комбината и ожидают от него заметного улучшения уровня жизни.

Второе: выявлены признаки усталости населения от политизированной ситуации в НПР, характерной для последнего времени. Норильчане считают, что руководство города должно брать большую ответственность за социально-экономическое развитие бюджетников, решение экологических проблем, укрепление правопорядка. Уже в ближайшей перспективе это может сыграть роль крупнейшего политически значимого раздражителя.

Третье: среди работников комбината сохраняется высокое восприятие собственной конкурентоспособности, по сравнению с россиянами в целом. Однако это связывается в большей степени со способностью работать в сложных климатических условиях, а не с более высокой квалификацией или производительностью труда. В то же время горожане хорошо понимают, что сложности жизни на Крайнем Севере компенсируются высоким уровнем социальной защищенности в Норильском промышленном районе.

"Норильские деньги пойдут в красноярские карманы".

("КоммерсантЪ-Красноярск", 24.06.04, Вероника Птицына)

Союз промышленников и предпринимателей Красноярского края намерен открыть свое отделение в Норильске. Такие планы были озвучены на прошедшем 17 июня отчетно-выборном собрании членов Союза. Открытие отделения в Норильске произойдет в ближайшие два месяца. Создание этой организации позволит значительно увеличить товарооборот между коммерческими структурами Красноярского края и норильским промышленным районом - с 400 млн руб. до 2-3 млрд руб.

В конце мая в Норильске был подписан протокол намерений о сотрудничестве между администрацией Красноярского края, Заполярного филиала ОАО "Норильский никель" и Союзом промышленников и предпринимателей региона.

Администрацию Красноярского края представлял заместитель губернатора Виталий Бобров, Заполярный филиал ОАО "Норильский никель" - и.о. директора Андрей Говоров, третью сторону представлял исполнительный директор Союза промышленников и предпринимателей Андрей Васильев. Также на встрече присутствовали и другие заинтересованные организации - ОАО "Таймырэнерго", ОАО "Норильскгазпром", ООО "Энерготех", ООО "Объединение коммунальников №1" и другие. Всего красноярская делегация состояла из 25 человек - бизнес-элиты региона. Большинство из гостей - предприятия, специализирующиеся на производстве механических изделий. Общую цель делегации можно сформулировать как "налаживание рабочих контактов". Протокол о намерениях перечисляет совместные цели: создание новых рабочих мест; увеличение поступления денежных средств на предприятия края; создание на территории Норильского промышленного района сервисных центров предприятий края по обслуживанию различных машин и механизмов.

Цель их договоренностей - расширить сотрудничество предпринимателей с Заполярным филиалом "Норильского никеля", который ежегодно закупает товарно-материальные ценности на 11 млрд рублей, из них на долю красноярских производителей приходится только 400 млн. Как рассказал "Ъ" заместитель губернатора Виталий Бобров: "Я думаю, на 2-3 млрд можно комплектующих запчастей для оборудования предприятий "Норильского никеля" закупать именно в крае. При прочих равных условиях (имеется в виду соотношение цена-качество. - "Ъ") предпочтение будет отдаваться красноярцам. Это поможет развиваться всему краю и уровень промышленного производства можно поднять на 7-8%".

Для обслуживания этого потенциального товарооборота и создается норильский филиал Союза промышленников и предпринимателей. Как рассказал исполнительный директор СПП Михаил Васильев: "Создание филиала есть для нас возможность протянуть руки до Норильска. Кооперация севера и юга возможна. Мы уверены, многие краевые предприятия способны выдержать конкуренцию с нынешними партнерами "Норильского никеля". Сегодня наша задача - свести потенциальных заказчиков и поставщиков".

Также на последнем заседании СПП был избран новый состав правления, в который вошли председатель Союза Николай Ашлапов, исполнительный директор СППКК Михаил Васильев, директор ООО "Монолитстрой" Разим Абасов, Директор красноярского представительства ОАО "ГМК "Норильский никель" Игорь Айзенберг, председатель Центрально-Сибирской торгово-промышленной палаты Валерий Костин и генеральный директор ФГУП "Горно-химический комбинат" Василий Жидков.

"Первый реальный бюджет Норильска может стать последним".

("КоммерсантЪ-Красноярск", 24.06.04, Дина Воробьева)

В этом году впервые бюджет Норильска получил название "реального" - 10,6 млрд рублей. В прошлом году городская казна северного города была равна 4,9 млрд руб, в 2002 - 5,8 млрд руб. Но не исключено, что уже в 2005 году Норильску придется умерить финансовые аппетиты из-за грядущего объединения бюджетов Красноярского края, Эвенкии и Таймыра. О бюджетной специфике Заполярья, текущей работе по приведению городской законодательной базы к федеральным стандартам, о возможной отмене северных льгот - корреспонденту "Ъ" ДИНЕ ВОРОБЬЕВОЙ рассказал первый заместитель главы Норильска ОЛЕГ ИГНАТОВ.

- Каковы основные параметры бюджета Норильска на текущий год? Немногие города-200-тысячники имеют доход в 11 миллиардов рублей...

- Расходная часть нашего бюджета в этом году - 10 миллиардов 670 миллионов рублей. Дефицит составляет 700 миллионов, но этот показатель условный. Он покрывается за счет наших собственных средств, оставшихся с прошлого года, а не за счет заемных средств, как это обычно бывает. Надо сказать, что бюджет 2004 года заметно отличается от всех его предшественников. Не секрет, что в Большом Норильске многие расходы на содержание Норильска, Кайеркана, Талнаха (Большой Норильск. - "Ъ") оплачивались компанией "Норильский никель". Это создавало проблемы в межбюджетных отношениях, потому что в главном финансовом документе не показывались наши реальные расходы. Так, например, ранее в бюджете не было блока вопросов, связанных с муниципальным заказом - это содержание улично-дорожной сети, летний ремонт, коллекторное хозяйство, освещение улиц и другое.

В этом году в бюджете нашли отражение все обязательства администрации перед городом. "Норильский никель" сейчас оказывает помощь в реконструкции социальных объектов - детских садов, кинотеатров - на общую сумму в 353 млн рублей. Также компания оплачивает частично - 250 млн руб. - капитальный ремонт жилого фонда, а именно те расходы, которые не попадают под федеральные стандарты, например, так называемый "ремонт нулевого цикла". Это сваи, на которых стоят дома в городе, здесь же вечная мерзлота. Эти деньги "Норникеля" не консолидированы с бюджетом.

В этом году нет никаких проблем, мы полностью сами себя содержим. Из 10,6 млрд рублей наши собственные доходы составляют около 9 млрд. Один миллиард мы получаем из бюджета Красноярского края, так как, согласно федеральному закону, территориальные ГО ЧС и пожарную охрану, а также сферу образования финансирует не муниципалитет, а субъект федерации.

Сложности ожидаются в следующем году, когда будет реализована реформа, касающаяся межбюджетных отношений. Сейчас на повестке дня стоит оптимизация системы расходов и сети муниципальных учреждений. Бюджет будет "подгоняться" под федеральные стандарты.

- И как на Большом Норильске отразится грядущее объединение бюджетов Таймыра, Эвенкии и Красноярского края?

- Нас это коснется в меньшей мере, чем Таймыр, мы ведь находимся полностью под юрисдикцией Красноярского края. Но и не затронуть нас объединение бюджетов не может, потому что изменятся параметры консолидированного бюджета. Под расходы Таймырского и Эвенкийского округов существовали федеральные трансферты Минфина. А донорский регион, которым является наш край, уже не может на них рассчитывать. И здесь возникает дефицит денежных средств. Как его избежать - задача макроэкономики на уровне всего края.

- Недавно в Норильске было принято положение о 90% оплате услуг ЖКХ, как и предписывает федеральное законодательство. Какие еще законопроекты нужно будет принять на местном уровне для перехода на новую бюджетную систему?

- Приведение бюджетов муниципалитета в соответствие с федеральными стандартами декларировано на высших уровнях власти, но на самом деле весьма условно. Ряд расходов муниципалитетов вообще не отражается в федеральных нормативах. Например, рекомендации Госстроя говорят о том, что для подержания зданий в нормальном состоянии необходимо проводить их капитальный ремонт, и есть нормы, как часто, например, красить кровлю. Но ни в одном федеральном стандарте не прописано сколько расходов муниципалитет может включить в бюджет. Поэтому капитальный ремонт по всей стране финансируется "по остаточному принципу".

Ни один стандарт не предусматривает расходы на дополнительное образование. А в условиях нашего города, где девять месяцев минусовая температура, нахождение детей на открытом воздухе невозможно. И муниципалитет несет большие расходы на кружки, секции, группы продленного дня и прочее. И очень острая проблема для Норильска - сохранение нынешнего уровня "социалки". Со времен Советского Союза для северных территорий соц. стандарты были выше, чем те, которые приняты на материке. А сейчас может произойти отказ от большей части достигнутого. Сейчас посыл у российского правительства такой, что северные льготы нужно заменить денежной компенсацией.

- Как Норильский промышленный район "отстаивает" северные льготы?

- Решение в таких вопросах принимается на федеральном уровне. Мы можем только давать рекомендации, что и делается. Закон "о северных" примет Госдума, но это не снимает ответственности с администрации города. В Норильске сложился определенный уровень социальных гарантий. И полномочны ли мы его резко менять? На наш взгляд - нет. У нас очень большая нагрузка в связи с программами переселения для пенсионеров. Предполагается, что человек живет на Севере непостоянно, что ему нужно купить жилье на материке. Соответственно, муниципалитет имеет программы переселения, платит за них. Это дополнительные социальные гарантии, которых возможно мы будем лишены.

"Старые планы нового руководителя оганерской больницы".

("КоммерсантЪ-Красноярск", 24.06.04, Юрий Белых)

Как рассказал "Ъ" и.о. главного врача Оганерской городской больницы Константин Горбель, никаких изменений в долгосрочном плане развития учреждения в связи с уходом Вадима Янина не предвидится. "В этом году хотелось бы запустить экспериментальную модель электронного документооборота. Это очень удобно - электронные истории болезней, это широко применяется во многих странах, а у нас только начинает появляться". Часть необходимого оборудования уже закуплена, для запуска проекта требуется еще 3 млн рублей. По словам господина Горбеля, "можно надеяться, что эти средства будут выделены из городского бюджета".

Еще в текущих планах больницы - замена старых металлических водопроводных труб на современный металлопластик. В этом году компания "Норильский никель" выделила на эти цели 70 млн рублей. Начнут заменять трубы уже этим летом, а вот когда завершат, еще неизвестно - рассчитывают на 3-5 лет.

"Резолюцию съезда комментирует первый заместитель губернатора края Лев Кузнецов".

("Красноярский рабочий", 10.07.04)

Проблемы, обсуждаемые на съезде, являются действительно важными и требуют принятия безотлагательных мер. Администрация края в связи с этим инициировала, реализует и намерена реализовать в дальнейшем комплекс мероприятий, направленных на их решение.

Некоторые из вопросов еще до съезда были вынесены Советом администрации края на рассмотрение Совета лесной отрасли. Они касаются совершенствования системы договоров аренды участков лесного фонда, применения дифференцированного подхода при расчете ставки лесных податей, введения лицензирования деятельности по заготовке древесины на территории края, повышения административной ответственности за несоблюдение требований лесного законодательства как лесопользователей, так и должностных лиц органов власти.

Практически все инициативы администрации края нашли поддержку у членов Совета лесной отрасли. Поэтому в ближайшее время, после доработки соответствующих проектов нормативных документов с учетом предложений, озвученных на совещаниях Совета лесной отрасли и III съезде лесопромышленников Красноярского края, они будут вынесены на утверждение в Совет администрации края и Законодательное Собрание края.

Вместе с тем ряд проблем впервые был предложен на съезде к общественному обсуждению. Это в первую очередь касается вопросов, связанных с несовершенством организации транспортного сообщения и таможенной политики на территории нашего региона.

Различные аспекты этих проблем широко дискутировались на одном из заседаний "круглого стола", прошедшего в рамках съезда, работой которого руководил заместитель губернатора края Андрей Гнездилов, курирующий лесной комплекс. Свое видение проблем и вариантов их решения изложили руководители Красноярской таможни, Красноярской железной дороги, Енисейского речного пароходства, других крупных предприятий.

По итогам "круглого стола" администрация края приступила к ликвидации таких до настоящего момента не разрешенных препятствий для нормального функционирования лесопромышленного комплекса края, как выстраивание схем перевозок водным и речным транспортом, загрузка Игарского морского порта, взимание платы за шлюзование грузов через плотину Богучанской ГЭС, создание таможенного терминала в городе Лесосибирске, перспективы переоборудования железнодорожных универсальных платформ для перевозки в них лесных грузов.

Решения некоторых из озвученных проблем нашли свое отражение в резолюции съезда, другие требуют дополнительного изучения. Не менее значимыми мы считаем и результаты "круглых столов", на которых обсуждены были перспективы добровольной лесной сертификации, инвестиционной и кредитной политики финансовых учреждений, перспективы создания краевой государственной лизинговой компании.

На съезде была достигнута договоренность о взаимодействии в решении проблем лесного комплекса края с руководителем Федерального агентства лесного хозяйства Валерием Павловичем Рощупкиным, результатом которой станет подписание соглашения о сотрудничестве в сфере охраны, защиты и воспроизводства лесного фонда между Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Советом администрации Красноярского края. Другая не менее важная договоренность по стабилизации и развитию лесопромышленного комплекса Красноярского края достигнута с Союзом лесопромышленников и лесоэкспортеров, вице-президент которого, Леонид Михайлович Маклюков, также принимал участие в работе съезда, на основании чего также планируется к подписанию соответствующее соглашение.