Военной прокуратурой ТОФ расследовано уголовное дело в отношении командира противолодочной эскадрильи подполковника Михаила Путятина.

Как сообщила ИА REGNUM СП ВП ТОФ Елена Шарлай, в период с декабря 2002г. по март 2003г. Путятин, являясь должностным лицом, систематически нарушал возложенные на него правила подготовки к полетам в обучении летным навыкам непосредственно подчиненного ему по службе летчика Терехова (фамилия изменена). В частности, Путятин не контролировал проведение Тереховым общей подготовки к полетам на март 2003г., допустил нарушение плана индивидуальной подготовки летчика к боевой подготовке.

"Так, 20 декабря 2002г. Путятин в нарушение "Курса Боевой Подготовки авиации ВМФ Ка-27-90" завысил Терехову оценку за полеты на вертолете Ка-27. 6 февраля 2003г. вместо запланированных полетов днем с корабля на "стопе" летчик Терехов выполнял полеты с корабля на ходу, что является более сложным видом подготовки. Тем самым Путятиным был нарушен принцип обучения: "от простого- к сложному". С целью скрыть данное нарушение Путятин внес необоснованные записи в летную книжку летчика о том, что 6 февраля 2003г. последний выполнял более простые упражнения. При этом выполненные Тереховым полеты по выдерживанию скоростного режима полета, по результатам сведений объективного контроля, должны были быть оценены Путятиным как "неудовлетворительные", но вместе этого Путятин в нарушение "Курса Боевой Подготовки авиации ВМФ Ка-27-90" оценил их на "хорошо" и документально отразил подготовленность Терехова к полетам на вертолете с корабля днем.

Путятин не организовал проведение с Тереховым запланированных тренажей по темам: "отказ двигателя", "вынужденное покидание вертолета"... 7 февраля 2003г. при поведении ночных полетов Терехов трижды не выдержал скоростной режим полета на вертолете по упражнению - с корабля на "стопе" ночью, а во втором и третьем полетах, при выполнении посадки, еще и допустил снижение вертолета по глиссаде ниже допустимого предела. За выполнение этих полетов Путятин выставил в летной книжке Терехова оценку "хорошо", вместо положенных по результатам- "неудовлетворительных". При этом Путятин в летной книжке летчика подписал разрешение на его допуск к производству тренировочных (самостоятельных) полетов по упражнению- с корабля на "стопе" ночью, без выполнения с Тереховым контрольного полета по такому упражнению.

Путятин, зная, что Терехов являлся неподготовленным к выполнению полетов по упражнению с корабля на "стопе" ночью, расписался о соответствии штатности летных экипажей в плановой таблице полетов на 26 марта 2003г., допустив тем самым его 26 марта 2003г. к выполнению ночных полетов по упражнению- с корабля на "стопе" ночью тренировочные- (самостоятельно выполняемые) над акваторией Уссурийского залива на вертолете Ка-27пс.

Командир экипажа вертолета подполковник Терехов, будучи неподготовленным к таким полетам, не смог предпринять верных действий по управлению вертолетом, что повлекло его падение в воду, гибель членов экипажа, а также причинение тяжких последствий в виде уничтожения авиационной техники- вертолета Ка-27пс стоимостью 12916332 рубля.

То есть, говоря сложным языком, Терехов при взлете с корабля энергично взял ручку управления вертолетом на себя с увеличением общего шага несущих винтов, перевел вертолет в набор высоты, что привело к увеличению нормальной перегрузки. В результате пилотажный прибор ПКП-77, в силу конструктивных особенностей, перестал показывать "линию горизонта", а летчик, потеряв пространственную ориентацию, продолжил колебательные отклонения ручки управления вертолетом "от себя- на себя", с увеличением амплитуды по тангажу и средним значением на кабрирование, с увеличением общего шага винтов до максимального. Это привело к тому, что вертолет выполнил сложную пространственную фигуру с переворотом в верхней точке через несущие винты с одновременной потерей ниже допустимых пределов параметров скорости и высоты.

Находкинским гарнизонным военным судом Путятин признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст.351 УК РФ (нарушение правил подготовки к полетам, повлекшее по неосторожности смерть человека либо иные тяжкие последствия) и осужден к лишению свободы в колонии-поселении сроком на 4 года.

Государственное обвинение поддерживали военный прокурор ТОФ генерал-майор юстиции Валерий Сучков и старший помощник военного прокурора ТОФ полковник юстиции Олег Конюшенко.

Не соглашаясь с приговором, Путятин обжаловал его в кассационном порядке. 12 июля 2004г. Тихоокеанский флотский военный суд, рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения сторон, определил: приговор оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения", - сообщила Елена Шарлай.