Массовые сокращения и увольнения сотрудников в Дагестане неизбежны из-за простоя предприятий и организаций на фоне пандемии коронавируса. Под риском увольнения находится не менее 20% работающих жителей региона, отметил в беседе с корреспондентом ИА REGNUM экономист Маир Пашаев.

Ранее министерство труда и социального развития Дагестана сообщило, что по состоянию на 1 апреля 83 предприятия республики заявили о предстоящих увольнениях более 2,7 тыс. работников. Помимо этого, по данным ведомства, рискуют лишиться работы еще около 1,9 тыс. человек, большинство из которых трудятся на крупных промышленных предприятиях региона.

«Ситуация хуже, чем думают власти. Сокращения, увольнения работников неизбежны в большом количестве, и они уже происходят. Так как пока никто не знает продолжительность карантинного периода, назвать точные цифры сегодня невозможно, они будут известны по итогам второго квартала, и то приблизительно. Но далее может последовать череда дефолтов и банкротств: сработает известный эффект домино. Можно предположить, что под риском увольнения находится как минимум каждый пятый работающий дагестанец», — считает эксперт.

По данным Пашаева, сегмент теневой экономики в Дагестане достигает 40−50%, и именно в этом секторе произойдут неконтролируемые, ненаблюдаемые правительством республики сокращения и увольнения сотрудников, которые не фиксируются никакими статистическими данными. Тем не менее, как отметил эксперт, эти работники не перестают быть гражданами страны, и им требуется помощь.

Говоря о сбережениях жителей Дагестана, Пашаев отметил, что они подорваны как снижением доходов в последние годы, так и растущей инфляцией. Доход подавляющего большинства дагестанцев, по его словам, составляет 10−15 тыс. рублей в месяц, и в такой ситуации им, очевидно, не до сбережений. Прежде всего под удар могут попасть многодетные семьи и семьи с одним работающим супругом.

«За чертой бедности находились порядка 500 тыс. дагестанцев, еще около 1 млн человек считаются бедными. Теперь, по крайней мере по итогам 2020 года, когда некоторые запасы закончатся, есть вероятность увеличения числа дагестанцев, оказавшихся за чертой бедности, — предположил экономист. — В такой ситуации правительство обязано предпринимать меры адресной финансовой и материальной помощи. Собственно, как и предприятия, которые при увольнении работника должны частично компенсировать потерю зарплаты выдачей выходного пособия».

Пашаев напомним, что бюджет Дагестана высокодотационный и, конечно, ограничен в средствах. Однако, по его словам, есть три направления, которые можно поддержать деньгами из казны. Так, министерство труда региона объявило небольшой пакет адресной помощи уволенным и предложило безработным оплачиваемые общественные работы, также оказывают посильную материальную помощь муниципалитеты и благотворительные организации. Правительство Дагестана в состоянии увеличить помощь по этим трем направлениям, предположил эксперт.

Что касается бизнеса, то он, по мнению Пашаева, уже получил широкий пакет федеральной и региональной поддержки. Предпринимаются шаги по формированию программы стабилизации экономики. Однако, учитывая «шоковый характер» текущего кризиса, необходимы системные решения, которые бы в корне поменяли отношение государства к экономике и ее субъектам и могли бы быть эффективными в долгосрочном периоде. Таких решений, по мнению собеседника, нет.

«В силу ограниченности собственных ресурсов и резервов, региональные власти ограничены в антикризисных решениях. Необходимо учитывать, что как федеральные, так и региональные пакеты помощи затронут только отдельные категории предпринимателей и граждан. В суммарном выражении это не такие большие деньги, чтобы покрыть хотя бы часть огромных убытков предпринимателей за месяц простоя, которым после апреля предстоит тяжелый период восстановления», — считает экономист.

Наряду со срочными мерами поддержки субъектов экономики, смягчением негативных последствий надвигающегося кризиса регионам, по мнению Пашаева, желательно реализовать среднесрочную антикризисную экономическую политику, например, трехлетние антикризисные программы.

«Справиться с кризисом в условиях возрастающей неопределенности и дефицита финансовых ресурсов — управленческая задача. Потребуется мобилизация кадров, пересмотр уже утвержденного бюджета и сверхконцентрация ресурсов на отдельных направлениях. Правительству Дагестана уже сейчас необходимо думать о структурных реформах в сфере экономики, об инвестиционной программе поддержки системообразующих предприятий и создании фонда стабилизации экономики», — полагает эксперт.

Подытоживая, Пашаев подчеркнул, что перед правительством Дагестана в настоящее время вопрос стоит ребром: или реформы, или кризис. Если же в текущем году не провести структурные реформы экономики, считает эксперт, то позже власти могут оказаться перед другим выбором: реформы или нищета.

Читайте также: Уволенных на фоне пандемии жителей Дагестана прокормит земля — мнение