Согласие сдать территории - турецкая "утка" или армянская реальность? Нагорный Карабах за неделю

Степанакерт, 11 июля 2004, 19:28 — REGNUM  

Плановый мониторинг. Граница. Парламентская ассамблея ОБСЕ. Урегулирование, местные выборы и вероятное casus belli. Согласие сдать территории - турецкая "утка" или армянская реальность? Степанакерт.

Плановый мониторинг

6 июля миссия ОБСЕ провела плановый мониторинг линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана восточнее населенного пункта Талиш Мартакертского района Нагорного Карабаха. С позиций Армии обороны Нагорного Карабаха наблюдение вели координатор офиса ОБСЕ Имре Палатинус (Венгрия), полевые помощники личного представителя действующего председателя ОБСЕ Кеннет Пикелс (Великобритания) и Юрген Шмидт (Германия). С противоположной стороны линии соприкосновения миссию наблюдения возглавлял личный представитель действующего председателя ОБСЕ Анджей Каспшик. Мониторинг прошел в соответствии с намеченным графиком, нарушений режима прекращения огня зафиксировано не было. Миссию наблюдения с карабахской стороны сопровождали представители Министерства обороны и Министерства иностранных дел Нагорного Карабаха. ("Ноян Тапан").

Граница

Как сообщает агентство "Ноян Тапан", 6 июля около семи десятков представителей средств массовой информации Армении побывали с однодневным визитом в приграничных районах - на участке, где дислоцирован 3-й армейский корпус вооруженных сил (ВС) РА. Поводом для посещения участка границы Тавушской области послужили случаи нарушения перемирия с азербайджанской стороны. В частности, два подобных случая были зарегистрированы у насосной станции села Беркабер Иджеванского района, где от вражеского огня погибли двое армянских военнослужащих. После этих случаев распространились слухи о росте напряженности на линии соприкосновения армянских и азербайджанских вооруженных сил, с целью опровержения которых руководство Министерства обороны РА решило организовать этот визит.

В Ноемберянском районе Тавушской области Армении отмечен случай неприцельной стрельбы из стрелкового оружия с азербайджанской стороны, сообщает "Арминфо". Армянская сторона открыла ответный огонь, и тем все закончилось. Об этом в беседе с журналистами заявил замминистра обороны Армении, начальник Главного штаба вооруженных сил РА генерал-полковник Микаэл Арутюнян, подчеркнув, что в целом ситуация на армяно-азербайджанской более или менее спокойная. "Относительно мирная обстановка на границе - результат соотношения сил: если бы армянская армия была слабее азербайджанской, война уже давно бы началась. Кто первым начнет войну, тот проиграет", - подчеркнул начальник Главного штаба вооруженных сил Армении.

По сообщениям руководителей Министерства обороны РА, азербайджанские подразделения пытались взять под контроль насосную станцию и Джогазское водохранилище, снабжающее питьевой водой несколько близлежащих армянских сел. В этом случае 10 тысяч мирных граждан могли лишиться не только воды, но и электричества. В ходе вынужденного принятия адекватных мер армянской стороне удалось не только отбросить противника, но и занять более выгодные позиции в районе водохранилища, а значит - получить возможность обеспечить безопасную работу насосной и мини-ГЭС, построенной там в середине 90-х норвежцами. ("Де-Факто").

Согласно сообщению радио "Свобода", в результате перестрелки погибли двое армянских военнослужащих - лейтенант и прапорщик, а с азербайджанской стороны, согласно официальным данным, семеро. "Свобода" передает, что представители ВС Армении опровергают утверждения азербайджанцев о том, что последним якобы удалось перенести свои позиции на территорию Армении. "Азербайджанские позиции расположены на их территории, на глубине от 500 метров от государственной границы, - сообщил журналистам начальник оперативного отдела Генштаба Министерства обороны Армении генерал-майор Камо Кочунц. - А наши солдаты, можете сами убедиться, стоят на самой линии границы".

Как сообщает ИА REGNUM, представители оборонного ведомства Армении сказали журналистам, что "азербайджанским силам не удалось занять ни один сантиметр земли, а информация о том, что якобы армянская сторона покинула шесть приграничных сел, не имеет под собой никакого основания". В настоящее время армянские подразделения укрепляют свои позиции.

По словам главы управления информации Минобороны Азербайджана Рамиза Меликова, азербайджанская сторона никогда не распространяла сведений о том, что армяне оставили шесть приграничных сел, пишет бакинская газета "Эхо". "Если бы это произошло, то, наверное, я как глава пресс-службы первым сообщил бы об этом. Не было никогда таких данных". "В течение всего июня армяне нарушали режим прекращения огня и затем выдумали причину, что будто азербайджанская армия якобы пыталась захватить какую-то водонасосную станцию, - сказал Р.Меликов. - Не было ничего подобного с нашей стороны, это армяне нарушили нашу границу, попытались продвинуться вперед, а мы их отбили". По словам Меликова, ни армянские, ни азербайджанские войска ни на пядь не продвинулись с занимаемых ими позиций. "Армяне лишь перемещались вдоль границы". Он считает, что Министерство обороны Армении распространением такой дезинформации "стремится обмануть общественное мнение и отвлечь внимание армян от внутриполитической ситуации, от насущных проблем". По словам же информированного источника "Эхо" в военных кругах, пожелавшего остаться неназванным, ни для кого не секрет, что каждый год к концу мая обе конфликтующие стороны приступают к активным действиям на линии фронта. "И то, что с обеих сторон имеются жертвы именно сейчас, подтверждает эту закономерность". По словам источника, в эти периоды, действительно, каждая из сторон предпринимает попытки занять более удобные для себя позиции на местности за счет врага. "По моим сведениям, в реальности никаких наступательных действий, закончившихся успехом, ни одна противоборствующая сторона провести не смогла, - говорит источник. - То есть занимаемые позиции остались неизменными". Никакого продвижения ничьих войск не было. "Это точно. Просто между позициями есть всегда так называемая "нейтральная площадка", которую каждая из сторон стремится взять под свой контроль. Есть места, где войска разделяют буквально несколько десятков метров, есть позиции, где они находятся друг от друга на расстоянии более 500 метров. И бывают случаи, когда армяне или азербайджанцы пытаются "передвинуть" свои окопы вглубь этой территории. И понятно, что это всегда вызывает раздражение противоборствующей стороны".

Парламентская ассамблея ОБСЕ

В столице Шотландии Эдинбурге начала работу 13-я ежегодная сессия Парламентской ассамблеи ОБСЕ, в повестку которой входит обсуждение перспектив сотрудничества и взаимодействия государств в Европе, определение стратегии борьбы с новыми угрозами безопасности на континенте, сообщает бакинская газета "Зеркало".

Как сообщает PanARMENIAN, специальный представитель председателя Парламентской ассамблеи (ПА) ОБСЕ по Нагорному Карабаху Горан Ленмаркер провел 5 июля в Эдинбурге встречу с членами парламентских делегаций Армении и Азербайджана, участвующих в летней сессии Ассамблеи.

Бакинская "Зеркало" пишет, что, по словам члена азербайджанской делегации Саттара Сафарова, в докладе Горана Ленмаркера по Нагорному Карабаху отмечена необходимость освобождения оккупированных территорий, их разминирование и возвращение вынужденных переселенцев в родные места, осуждается захватническая политика и этнический сепаратизм. Газета пишет, что в ходе дебатов азербайджанские делегаты высказались за введение ПА ОБСЕ экономических и политических санкций в отношении "государства-оккупанта".

Напоминая о словах азербайджанского депутата Саттара Сафаровым, газета "Айкакан жаманак" выразила свое недоумение тем, что член армянской делегации в Эдинбурге Арташес Гегамян в беседе с корреспондентом газеты довольно положительно оценил выступление Ленмаркера. В ответ на высказанное газетой замечание, Гегамян сказал, что азербайджанцы "многого ждут от этого доклада, но очевидно, что их ожидания не оправдаются".

Газета "Эхо" пишет, что, по словам азербайджанского депутата Эльдара Ибрагимова, разговор, инициированный Гораном Ленмаркером, выглядел как обычно: "То мы обвиняли армян, то они нас". Депутат сообщил газете, что спецпредставитель председателя ПА ОБСЕ "конкретно не сказал, содержатся ли в его отчете фразы о том, является ли Азербайджан государством, подвергшимся оккупации".

На вопросы газеты "Аравот" ответил руководитель армянской делегации в Парламентской Ассамблее ОБСЕ, вице-спикер парламента Армении Ваган Ованнисян.

Бакинская газета "Зеркало" со ссылкой на члена делегации Азербайджана Саттара Сафарова сообщила, что в докладе Ленмаркера говорится о необходимости "освобождения и разминирования оккупированных территорий", а также о возвращении беженцев. Каково в действительности содержание доклада?

Доклад я бы расценил как документ добрых пожеланий, отражающий стремление как можно скорее разрешить конфликт. Только в одном пункте говорится об окружающих Карабах территориях и используется слово "оккупант". Однако подтекст касается скорее вопроса разминирования. Речь идет о том, что эти территории должны быть освобождены и разминированы, но не говорится, чья территория кем оккупирована. Так что этот вопрос касается и территорий Нагорно-Карабахской Республики, оккупированных азербайджанскими войсками. Контекст доклада вполне допускает подобное прочтение, что мы и делаем. Другой важный момент заключается в том, что в документе нет упоминания о территориальной целостности Азербайджана, что вызвало у азербайджанцев некоторую обеспокоенность и раздражение. Доклад фактически не был представлен или роздан депутатам. Было лишь зачитано трехминутное сообщение о том, что работа началась и продолжается. Г-н Ленмаркер предложил азербайджанской и армянской делегациям организовать осенью в Брюсселе второй раунд встречи. Он заявил, что до этого не сможет представить окончательный доклад. То, что представлено, касается проделанной работы, а не конфликта. Как известно, власти Карабаха и Армении неоднократно предлагали международным группам наблюдателей посетить Армению и Карабах с тем, чтобы провести мониторинг выдвигаемых азербайджанской стороной обвинений в трафикинге (торговле людьми - прим. ИА REGNUM), наркотрафике, продаже оружия. Ситуация как будто складывается в пользу принятия такого предложения.

Как восприняла доклад Ленмаркера азербайджанская делегация?

До обнародования доклада мы встречались с азербайджанской делегацией в присутствии Ленмаркера. Азербайджанцы вновь принялись за старое - мол, когда они входили в ООН, у них была одна территория, теперь другая и так далее. Все эти аргументы можно было с ходу опровергнуть, что мы и сделали. На пленарном заседании азербайджанцы уже не повторяли свои доводы.

Как повлиял визит Горана Ленмаркера в Карабах на его доклад или ту часть доклада, которая была представлена на пленарном заседании ПА ОБСЕ?

Поездка Ленмаркера в Карабах и проведенные там встречи, в частности с беженцами, конечно, нейтрализовали его впечатление от встреч с азербайджанскими беженцами в Сабирабаде. Г-н Ленмаркер понял, что в вопросе беженцев существует определенное равновесие.

Обсуждался ли в Эдинбурге вопрос об "оккупированных территориях" и какую опасность он представляет для Армении?

Во-первых, этот термин звучит не впервые, так что не надо истерик. Дело в том, что о территориальной целостности Азербайджана и о возвращении НКР в состав Азербайджана речь вообще не идет. И это мы уже можем считать прогрессом, не так ли? Что касается того, как называть эти территории, то Армения, выражая официальную точку зрения по данному вопросу, всегда проявляет осторожность. То есть Армения никогда не заявляла об аннексии этих территорий, даже Карабах не делал такого заявления. Смысл переговоров как раз состоит в том, чтобы эти территории использовались в качестве козыря. Так что не надо удивляться, что международная общественность дает такое определение. А что они должны говорить?

Как восприняли выступление Ленмаркера другие делегации?

Азербайджан однозначно состоит в альянсе с Турцией и Грузией. По всем вопросам они действуют взаимосогласованно. У нас свои связи с нашими союзниками, которые представляют не только страны СНГ, но и некоторые государства НАТО. И поскольку доклад касался больше процесса работы, то он был воспринят спокойно, хладнокровно, без каких-либо комментариев. ("Аравот").

Согласно сообщениям азербайджанских СМИ, пишет газета "Аравот", в докладе Горана Ленмаркера особо подчеркнута "необходимость освобождения и разминирования оккупированных территорий и возвращения беженцев", а также осуждается "аннексионная политика и этнический сепаратизм". Газета решила узнать мнение о докладе члена армянской делегации в ПА ОБСЕ, председателя партии "Национальное единение" Арташеса Гегамяна. "Английский вариант доклада руководитель нашей делегации Ваган Ованнисян получил за два дня до отъезда в Эдинбург", - сообщил А.Гегамян. На вопрос, содержит ли этот документ формулировки, которые приводились в азербайджанской прессе, Гегамян ответил: "Увы, даже моего английского оказалось достаточно для того, чтобы убедиться: распространяемая азербайджанскими СМИ информация соответствует духу доклада, переданного Ленмаркером как Армении, так и Азербайджану". В связи с этим "Аравот" решила вернуться к опубликованному 16 июня на ее страницах интервью с Ваганом Ованнисяном. Вице-спикер тогда отметил, пишет газета, что "с каждым новым предложением ОБСЕ закладывает более реальные основы, которые начинают казаться нам все более и более приемлемыми. Это фактически доказывает правильность нашей позиции". Но разве использованные в докладе Ленмаркера формулировки приемлемы для должностных лиц Армении, спрашивает газета. "Кроме того, г-н Ованнисян тогда пожаловался, что в ходе визита в Карабах Ленмаркера сопровождал он один, поскольку Арташес Гегамян "не сотрудничает с властями даже в вопросах, затрагивающих непосредственные интересы Армении и армянского народа". Без злорадства зададимся вопросом: неужели именно этот доклад является результатом деятельности властей в вопросах, затрагивающих непосредственные интересы Армении?"

Член делегации Азербайджана Саттар Сафаров задал действующему председателю ПА ОБСЕ Соломону Пасси вопрос о работе, проделанной для урегулирования карабахской проблемы за 6 месяцев его пребывания на посту, о перспективах возвращения в родные места азербайджанских беженцев, изгнанных в результате военной агрессии Армении. По мнению бакинской "525-й газеты", ответ С.Пасси "оказался довольно оригинальным": "За шесть месяцев моей деятельности я совершил визит в регион и ознакомился с нынешним состоянием конфликта и позицией сторон. Вопрос заключается в том, что карабахскую проблему никто со стороны разрешить не сможет. Вы сами должны решить вашу проблему. Обе страны должны найти в себе политическую волю и решить эту проблему".

Заявление действующего председателя Парламентской ассамблеи ОБСЕ Соломона Пасси еще более усилило в Азербайджане недоверие к деятельности Минской группы (МГ) ОБСЕ, пишет в другой своей статье "525-я газета". Член политсовета партии "Новый Азербайджан" Айдын Мирзазаде назвал слова С.Пасси политической ошибкой: "С.Пасси должен был высказать обоснованную позицию в отношении проблемы. Его объективное высказывание о ситуации в карабахском конфликте послужило бы росту авторитета ОБСЕ и лично Соломона Пасси". Заместитель председателя "Партии отечества" Захид Орудж заявил, что налицо резкая реакция общественности на заявление С.Пасси. "Заявление С.Пасси, фактически поставившее ОБСЕ за рамками процесса урегулирования, парализует миссию международных организаций". По его словам, международные организации имеют определенные обязательства: "Если же международные организации - это что-то подобное кружкам самодеятельности, то нет никакого смысла выплачивать им членские взносы и допускать их к посредничеству в конфликтах, устройству встреч и переговоров на высоком уровне". По мнению З.Оруджа, после заявления С.Пасси правительству Азербайджана будет весьма тяжело противостоять давлению общественности. Он назвал заявление С.Пасси противоречащим принципам ОБСЕ. Руководитель Центра политических инноваций и технологий Мубариз Ахмедоглу сказал, что действующий председатель ПА ОБСЕ занимает свой пост всего лишь год и поэтому старается ограничиться в подобных вопросах заявлениями стандартного характера: "В ОБСЕ все решения принимаются на основе консенсуса, и потому здесь полагают, что урегулирование карабахского конфликта должно опираться на согласие Азербайджана и Армении. Нужно учесть, что Соломон Пасси - министр иностранных дел Болгарии, отношения которой с Арменией теснее, чем с Азербайджаном".

Газета "Айкакан жаманак" отмечает, что азербайджанская делегация осталась недовольна докладом действующего председателя ПА ОБСЕ, поскольку в нем не упоминалась карабахская проблема. По словам газеты, азербайджанский депутат Саттар Сафаров обвинил Соломона Пасси в том, что он ничего не предпринял для прекращения агрессивной политики Армении.

Урегулирование, местные выборы и вероятное casus belli

Как сообщает "Ноян Тапан", сопредседатели Минской (МГ) группы ОБСЕ по мирному урегулированию карабахского конфликта посетят Ереван 12 июля. По словам пресс-секретаря МИД РА Гамлета Гаспаряна, на 13 июля запланирован визит сопредседателей в Нагорный Карабах, после чего они вылетят в Баку.

Газета "Айоц Ашхар" пишет, что, по мнению министра иностранных дел РА Вардана Осканяна, пока еще рано ожидать каких-либо изменений в процессе урегулирования карабахского конфликта. По его словам, с очередным визитом сопредседателей МГ ОБСЕ не следует связывать особых надежд. "Это будет очередной визит консультативного характера. Переговоры, ведущиеся президентами и министрами иностранных дел двух стран, пока не достигли того уровня, который позволил бы сопредседателям представлять предложения".

Евросоюз готов содействовать Армении в вопросе мирного разрешения карабахского конфликта, заявил на пресс-конференции находящийся с региональным визитом в Ереване комиссар Евросоюза по вопросам расширения ЕС Янеш Поточник, пишет газета "Еркир".

В Москве считают, что в последнее время в процессе урегулирования проблемы Нагорного Карабаха наметились некоторые позитивные моменты. Об этом, как сообщает "Интерфакс", заявил глава МИД РФ Сергей Лавров журналистам 6 июля по завершении переговоров со своим армянским коллегой Варданом Осканяном. Российский министр сообщил, что тема Нагорного Карабаха затрагивалась в ходе этих переговоров. "После известного перерыва возобновились контакты Армении и Азербайджана, произошла встреча министров, активизация Минской группы ОБСЕ, в которой, помимо России, председательствуют США и Франция", - сказал С.Лавров. "Последняя встреча показала, что стороны готовы искать пути урегулирования этой проблемы", - добавил он.

Интеграция Южного Кавказа в Евросоюз возможна лишь после урегулирования карабахского конфликта. Об этом, пишет газета "Азг" со ссылкой на агентство "Новости", сообщил в Баку комиссар Евросоюза по вопросам расширения ЕС Янеш Поточник. Поточник подчеркнул, что после урегулирования карабахского вопроса Евросоюз готов начать восстановительные работы в зоне конфликта. По его словам, процессы, протекающие в южнокавказском регионе, находятся в центре внимания Евросоюза.

"Карабахская проблема должна быть решена по возможности раньше, так как у Армении нет больше ресурсов держать ее в подвешенном состоянии еще 15-20 лет", - заявил председатель Либерально-прогрессивной партии Армении (ЛППА), бывший руководитель парламентской делегации Армении в ПАСЕ Ованнес Ованнисян. Коснувшись выступления президента Армении Роберта Кочаряна в ПАСЕ, он выразил уверенность, что после заявлений президента давление извне на Армению увеличится, ибо сильно сузилось поле дальнейшего урегулирования карабахского вопроса и дипломатических маневров, в том числе и в плане армяно-турецких отношений. По словам О.Ованнисяна, хотя ни в 1918 году, ни после распада Советского Союза Карабах не входил в состав Азербайджана, что подтверждено архивными документами, тем не менее, заявляя это, президент должен был представить путь решения проблемы. О.Ованнисян отметил, что заявление президента Армении о правовом решении карабахской проблемы, пока, к сожалению, не принимается международным сообществом. Свидетельством чего является заявление докладчика по Нагорному Карабаху в ПАСЕ Терри Дэвиса о том, что в резолюции ООН 1993 года Карабах официально рассматривается как часть Азербайджана. Причем это заявление было сделано всего через несколько часов после выступления Роберта Кочаряна. ("Кавказский узел").

Ереванская газета "Новое Время" отмечает участившиеся приезды в Нагорный Карабах представителей евроструктур. Только в этом году, пишет газета, Степанакерт посетили такие важные политические персоны, как новоизбранный генсек Парламентской ассамблеи Совета Европы, недавний докладчик ПАСЕ по Нагорному Карабаху Терри Дэвис, специальный представитель ПА ОБСЕ Горан Ленмаркер, спецпредставитель Евросоюза на Южном Кавказе Хейкки Талвитие. Ранее Степанакерт посетил президент Парламентской ассамблеи ОБСЕ Адриан Северин. По мнению газеты, все эти факты, желают того в Баку или нет, свидетельствуют об одном: западное сообщество понимает, что без учета мнения властей Нагорного Карабаха урегулирование нагорно-карабахского конфликта выглядит проблематичным. Следовательно, карабахская сторона де-факто признается стороной конфликта. А раз так, то участие Нагорного Карабаха в переговорном процессе рано или поздно будет реанимировано. Однако, утверждает газета, в Азербайджане этого не понимают. В Баку продолжают лелеять надежду на оказание политико-экономического (а при надобности и военного) давления извне на Армению и Нагорный Карабах. Именно в этом свете, утверждает "НВ", они хотят видеть активизацию евроструктур в карабахском вопросе. Тем временем все европредставители, равно как и сопредседатели Минской группы ОБСЕ, сходятся во мнении, что стороны конфликта сами должны найти выход из тупика. Со своей же стороны они готовы лишь оказать содействие этому процессу, предлагая различные сценарии построения мер доверия. Это означает, что ответственность за судьбу региона и перспективы его развития возлагается непосредственно на лидеров государств Южного Кавказа. Ну а что же сами лидеры, спрашивает газета и "с большой долей вероятности" предполагает, что Ереван в формате дискуссий в рамках ОБСЕ будет и далее отстаивать правовой аспект карабахской проблемы, суть которого сводится к тому, что Нагорный Карабах никогда не был в составе независимого Азербайджана. Баку же, напротив, постарается добиться понимания своей политики по международной изоляции Армении и Нагорного Карабаха и признания первой "агрессором", а второго - "одним из очагов международного терроризма". Что касается Нагорного Карабаха, то он, по всей видимости, будет и в дальнейшем увязывать успех миротворчества с его полноправным участием в переговорах по урегулированию конфликта. И не без основания. По крайней мере посетившие Нагорного Карабаха высокие европейские (и не только европейские) гости на месте убедились, что Нагорный Карабах, быть может, больше соответствует западным стандартам государственности, чем нефтеносный Азербайджан. Последнее же обстоятельство, уверяет "НВ", способно в корне изменить ситуацию в урегулировании.

Как сообщает PanARMENIAN, представители 6 высших учебных заведений Армении, Азербайджана и Грузии заключили в Стамбуле соглашение о создании Кавказского консорциума по академическому сотрудничеству. В состав Консорциума вошли Ереванский государственный университет, Ереванский университет языкознания им. Брюсова (Армения), Тбилисский государственный университет, Тбилисский институт Азии и Африки (Грузия), Бакинский государственный университет и Университет Хазар (Азербайджан). К Консорциуму присоединились и представители Университета Сабанджи и Ближневосточного технического университета (Турция). Выдвинутую президентом бакинского Университета Хазар Гамлетом Исаханли идею о создании Консорциума поддержал Центр глобального мира Американского университета (Вашингтон). Начиная с 2002 года представители вузов Армении, Грузии и Азербайджана систематически встречаются и обсуждают перспективы сотрудничества.

Российский политолог Игорь Джадан не исключает возможности изменения ситуации в регионе нагорно-карабахского конфликта. Об этом он пишет в статье "Карабах - размороженный конфликт", опубликованной в "Русском Журнале" 5 июля. По мнению автора статьи, хотя сейчас конфликт находится в "приглушенном" состоянии, тем не менее в ближайшее время намечаются события, которые могут стать поводом для значительного обострения ситуации или даже стать новым casus belli. Растущая общая нестабильность в Закавказье также может способствовать тому, что события, которые еще год назад остались бы незамеченными, на этот раз вполне способны привести к вспышке насилия, считает политолог, добавляя, что "одним из таких возможных триггеров является намеченное в Нагорном Карабахе на 8 августа проведение местных выборов". Касаясь роли России, автор отмечает, что "Россия должна быть готова в определенный момент сделать выбор, поскольку балансирование и игра в "незаинтересованное посредничество" возможны только до определенного момента и в результате продолжения такой половинчатой политики можно в какой-то момент потерять обоих потенциальных союзников". Очевидно также, что после того, как выбор будет сделан, дипломаты крупной державы должны быть готовы к тому, что своего союзника, возможно, придется защищать политическими и военными средствами, подчеркивает Игорь Джадан. По его словам, в случае нового вооруженного конфликта и попытки блокады крупная держава должна быть готова организовать транспортный мост для поддержания своего союзника. "Учитывая особенности географического положения, в случае Армении такой мост потребует открытия воздушного или наземного коридора через Грузию или Иран. А значит, крупная держава должна быть готова оплатить определенные интересы этих стран в обмен на спасение своего союзника", - считает политолог. По его словам, "в наиболее серьезном случае, если в конфликт Армении и Азербайджана будет втянуты сильные в военном отношении соседи, Россия должна быть готова к прямому военному вмешательству с целью не допустить разгрома Армении". По мнению автора, если Россия твердо решила поставить на исламскую карту, Армения в этой игре будет лишней фигурой, лишь помехой развитию такой дружбы. Если же Россия чувствует себя на азиатской доске уязвимой перед непрекращающимися попытками политических конкурентов закрепить исламский мир в качестве своего союзника - другое дело, считает политолог. "При определенном политическом раскладе ставка на Армению как на единственную страну в регионе, выживание которой полностью зависит от России, имеет очевидный смысл", - пишет автор статьи. Обращаясь к истории, автор статьи напоминает, что "с момента оформления карабахского конфликта в 1918 году, когда новообразованные Азербайджан и Армения впервые предъявили свои претензии на этот край, до ходатайства в 1988 году армян Карабаха о передаче Нагорного Карабаха из Азербайджана в состав Армении прошло 70 лет". По его словам, в течение этого времени конфликт был приглушен, однако не исчез, и это еще одно подтверждение того, что межэтнические конфликты не "лечатся" простым откладыванием их разрешения. "Вмешательство России в той пропорции, которую она сейчас может себе позволить, вряд ли способно заморозить карабахский конфликт еще на 70 лет. Развязать же его могут только сами армяне и азербайджанцы". ("Арминфо").

GazetaSNG.RU в статье, озаглавленной "Ереван-Баку: никто, кроме тебя", пишет, что утверждение "карабахский конфликт необходимо урегулировать как можно скорее" в последнее время все чаще звучит и из Баку, и из Еревана, и из уст посредников. Вместе с тем, по мнению газеты, в Баку, "похоже, не считают, что альтернативы мирному разрешению конфликта нет". Недавнее заявление президента Азербайджана Ильхама Алиева: "Азербайджан не согласится с оккупацией своих земель и освободит их любым путем. В вопросе территории Азербайджан не пойдет ни на какие компромиссы, и чем раньше это поймут в Армении, тем лучше" - газета расценивает "если не как призыв к войне, то, по крайней мере, к готовности в любую минуту начать боевые действия". Стоит ли говорить, что, если Баку решит воплотить в жизнь именно этот сценарий, никакие посредники не смогут предотвратить эскалацию конфликта, пишет издание. Понимают это и сами посредники. Еще, как четко отметил действующий председатель ПАСЕ Соломон Пасси, они понимают, что "никто со стороны не сможет разрешить карабахскую проблему". Каким же образом, спрашивает газета, Баку и Ереван будут решать эту проблему - замораживать или размораживать? "Ровно через месяц в Нагорном Карабахе пройдут местные выборы, которые азербайджанская сторона уже объявила незаконными. Чем это не casus belli?"

Согласие сдать территории - турецкая "утка" или армянская реальность?

Во время встречи министров иностранных дел Турции и Армении, состоявшейся 28 июня в Стамбуле, глава турецкого внешнеполитического ведомства Абдулла Гюль убеждал своего армянского коллегу Вардана Осканяна вывести военные силы РА из пяти азербайджанских районов. Об этом "Азг" стало известно из достоверных источников в дипломатических кругах Турции. Эта информация примечательна тем, что на предыдущей, третьей, встрече Осканян-Гюль турецкая сторона призывала Ереван освободить все 7 находящихся под контролем армянских сил районов. Газете не удалось выяснить, что предложила Анкара Еревану взамен в случае ухода последнего из 5 районов. Не удалось выяснить также, что ответил Осканян своему коллеге.

Глава МИД Армении Вардан Осканян во время саммита НАТО в Стамбуле на прошлой неделе намекнул, что армянские силы могут покинуть все захваченные азербайджанские территории, кроме непосредственно Карабаха, утверждает бакинская газета "Эхо", ссылаясь на турецкую газету "Zaman". "Zaman" приводит слова главы МИД Турции Абдуллы Гюля, согласно которым Осканян сказал: "Мы можем освободить все территории, кроме Карабаха". Газета сообщает, что глава внешнеполитического ведомства Азербайджана Эльмар Мамедъяров "отреагировал положительно", а Гюль объявил, что "в решении армянской проблемы сделан важный шаг".

Бакинская "525-я газета" приводит мнение азербайджанского политолога Тофика Зульфугарова, согласно которому большинство ссылок при подобных сообщениях делается на турецкую газету "Zaman", репортер которой вполне мог допустить оплошность: "Считаю, что пока оснований для того, чтобы ожидать от армянской стороны подобный шаг, недостаточно". По его словам, после встречи министров имелась хоть и неофициальная, но совершенно иная информация, теперь же сообщается о совсем другом. "Все это дает основание к скептическому отношению к передаваемым сообщениям. Если официальный Ереван действительно пересмотрел или хотя бы намерен пересмотреть свою позицию, тогда появятся основания говорить о прогрессе в переговорном процессе".

Безусловно, в ходе встречи Осканян-Гюль-Мамедъяров в числе других вопросов мог обсуждаться и вопрос урегулирования карабахского конфликта, пишет газета "Азг", однако сообщение турецкой газеты доверия не внушает. "Трехсторонняя встреча была закрыта для прессы, стороны договаривались подробности встречи не разглашать". "Азг" уверена, что, в свете таких условий, практически невозможно, чтобы министр иностранных дел Турции сделал бы достоянием прессы слова своего армянского коллеги.

Как сообщает агентство "Ноян Тапан", министр иностранных дел Армении Вардан Осканян на пресс-конференции 8 июля опроверг информацию турецких и азербайджанских СМИ о том, что в Стамбуле обсуждался вопрос о сдаче подконтрольных армянским вооруженным формированиям семи районов, кроме Нагорного Карабаха, и, тем более, о том, что армянская сторона готова передать эти районы Азербайджану: "Это не соответствует действительности, этот вопрос вообще не был обсужден как на двусторонней, с министром иностранных дел Турции Абдуллой Гюлем, так и во время трехсторонней встречи".

Степанакерт

ИА "Де-Факто" публикует заявление пресс-службы Министерства иностранных дел Нагорного Карабаха, согласно которому 8 августа 2004 года в Нагорном Карабахе пройдут очередные выборы в органы местного самоуправления. "Демократическую процедуру избрания органов власти всех уровней руководство НКР считает одним из важных шагов на пути построения свободного гражданского общества. Мы исходим из того понимания, что только легитимно избранные власти обладают необходимыми полномочиями и несут ответственность за судьбу людей, проживающих на вверенной им территории. В распространенном недавно заявлении министерства иностранных дел Азербайджана утверждается, что выборы не могут считаться законными, так как они противоречат нормам международного права и национальному законодательству Азербайджана, проводятся без участия азербайджанского населения Нагорного Карабаха. Пресс-служба МИД НКР расценивает позицию азербайджанской стороны как чрезвычайно оторванную от сегодняшних реалий. Нагорно-Карабахская Республика, вот уже 16 лет живущая независимо от Азербайджана, не имеет никакого отношения к его законодательству, и, следовательно, апелляция к нему совершенно несостоятельна. Противоречит логике тот факт, что, с одной стороны, официальный Баку называет Нагорный Карабах неконтролируемой территорией, с другой - осуждает сам факт формирования здесь легитимных органов власти и управления. Не выдерживают критики и ссылки на неучастие в выборах азербайджанского населения НКР. Если следовать данной логике, то пришлось бы признать недействительными все выборы в Азербайджане, откуда в результате этнических чисток было изгнано полумиллионное армянское население. Пресс-служба МИД НКР считает, что проведение предстоящих выборов в органы местного самоуправления, а также предыдущие выборы органов власти республики всех уровней отвечают международным нормам, предусматривающим право на свободные выборы. Нет сомнения, что развитие и углубление демократических процессов в Нагорном Карабахе, как и в других странах региона, позволит создать условия для долгосрочного мира и стабильности на всем Южном Кавказе".

ИА REGNUM сообщает, что в связи с назначенными на 8 августа выборами в местные органы самоуправления районные и городские комиссии проверяют представленную кандидатами документацию и в срок до 19 июля примут решение об их регистрации. 20 июля начнется предвыборная агитация кандидатов, которая продлится до 7 августа включительно. Агентство сообщает, что на 202 места глав городских и сельских общин претендуют 404 кандидата, на места в советах старейшин - 1707. Во многих населенных пунктах на должность главы общины претендует более 2 кандидатов. На пост главы Степанакертской городской общины претендуют 10 человек. В райцентре Аскеран 11 кандидатов.

Как сообщает агентство "Ноян Тапан", широкий круг вопросов, касающихся взаимодействия государства и церкви, был обсужден 3 июля на встрече президента Нагорного Карабаха Аркадия Гукасяна с предводителем Арцахской епархии Армянской Апостольской Церкви архиепископом Паргевом Мартиросяном.

Президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян принял прибывших в Степанакерт с рабочим визитом руководителя Национальной службы Армении по статистике Степана Мнацаканяна и члена Государственного совета Армении по статистике Гагика Геворкяна. Участники встречи обсудили вопросы, касающиеся нынешнего состояния и перспектив развития сотрудничества между статистическими службами Армении и Нагорного Карабаха. По словам С.Мнацаканяна, руководимое им ведомство старается оказывать всевозможное содействие статистической службе Нагорного Карабаха в вопросе внедрения новых программ и методик, которые соответствовали бы международным стандартам, а также в повышении квалификации местных кадров. ("Ноян Тапан").

6 июля президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян принял группу представителей армянской диаспоры, ныне проживающих в разных странах мира. Все они являются выпускниками Высшего центрального армянского колледжа Бейрута (Ливан) и находились в Нагорном Карабахе в связи с празднованием тридцатилетнего юбилея окончания колледжа. Гостей интересовало, как развивается Карабах, как живется его гражданам, какие программы реализуются здесь на средства армянской диаспоры. Отвечая на вопросы собравшихся, Аркадий Гукасян заострил свое внимание на той роли, которую играют зарубежные соотечественники в обустройстве Арцаха. По словам президента, благодаря их инвестициям в Нагорном Карабахе построены многие школы, больницы, другие объекты социального и культурного назначения. Президент особо подчеркнул важность для экономики республики прокладываемой ныне на средства диаспоры автомагистрали "Север-Юг". При этом глава Нагорного Карабаха говорил о необходимости еще большей активизации инвестиционной деятельности зарубежных соотечественников. Участники беседы сошлись во мнении о привлекательности развития туристической индустрии в Нагорном Карабахе. ("Де-Факто").

Состоялось второе заседание Конституционной комиссии, которое провел президент Нагорного Карабаха, председатель Конституционной комиссии Аркадий Гукасян. Как сообщает ИА REGNUM, на заседании выступил руководитель рабочей группы по разработке проекта Конституции Нагорного Карабаха, советник президента по государственно-правовым вопросам Армен Залинян. Он представил собравшимся основополагающие принципы концепции разрабатываемого Основного закона государства. Президент дал указание рабочей группе внести поправки в обсуждаемый документ и представить его окончательный вариант на рассмотрение членов комиссии.

7 июля президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян подписал указ о назначении начальником экономического управления аппарата президента Эдуарда Барсегяна, занимавшего ранее должность заведующего отделом того же управления. (ИА REGNUM).

За 26 млн. драмов (48 тысяч долларов США) приватизирована единственная государственная типография Арцаха, где печатаются почти все газеты республики. Как сообщили в отделе по управлению госимуществом правительства Нагорного Карабаха, новый владелец типографии обязался за 3 года вложить в производство 70 млн. 530 тысяч драмов и создать новые рабочие места. ("Ноян Тапан").

"Голос Армении" пишет, что с 14 по 23 августа текущего года в Армении и Нагорном Карабахе будет проведен всеармянский фестиваль культуры "Единая нация, единая культура". В рамках фестиваля любители искусства смогут ознакомиться с достижениями театральных и музыкальных коллективов, будут организованы выставки изобразительного искусства и народного творчества, представлены хореографические коллективы, пройдут показы кинолент. В фестивале примут участие свыше 1500 человек из Австрии, Франции, Великобритании, США, Сирии, Ливана, России и других стран мира. В рамках фестиваля будут проведены концерты лауреатов вокального конкурса имени Саят-Новы и детско-юношеского театрального фестиваля "Зернышко граната". Фестиваль, инициированный форумом "Армения - Диаспора", будет проведен под патронажем президента РА Роберта Кочаряна. Подготовку и организационные работы осуществляют Министерство культуры и по вопросам молодежи и продюсерский центр "Альфаэль". Предполагается, что на организацию фестиваля потребуется, как минимум, 100 млн. драмов, которые будут выделены из госбюджета, предоставлены частными благотворителями или рекламодателями. Жилищные и транспортные расходы участники фестиваля должны будут покрывать за свой счет. Торжественное открытие всеармянского форума состоится 15 августа в Национальном академическом театре оперы и балета им. А. Спендиарова, а закрытие пройдет на площади Республики.

С целью ознакомления с процессом строительства и восстановления общеобразовательных учреждений Нагорного Карабаха в Степанакерте побывали американские благотворители - супруги Сави и Ральф Туфенкяны и Нина и Акоп Ширваняны. Ранее при их спонсорстве был произведен ремонт двух школ в столице республики. Ознакомившись с условиями в школах, благотворители наметили себе дальнейшие планы по оказанию помощи Карабаху. "Долг армян диаспоры - помогать по мере возможностей народу Карабаха", - заявил карабахским журналистам Акоп Ширванян. (ИА REGNUM).

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail