2-7 июля в городе Чадане на западе Республики Тува прошел музыкальный фестиваль, посвященный восстановлению буддистского храма Устуу-Хурее. Об этом - репортаж корреспондента ИА REGNUM Дмитрия Виноградова.

Вскоре после начала перестройки уроженец Чадана музыкант Игорь Дулуш, работающий в Кызыльской филармонии, решил, что Устуу-Хурее ничем не хуже своих аналогов по всей стране. Опираться было решено, прежде всего, на музыкантов, которые могли бы привлечь внимание к проекту "широкой общественности". Например, на знаменитого по всему миру горловика Конгар-оола Ондара, который как раз является уроженцем этих мест. Кроме того, в Чадане родился и еще один знаменитый тувинец - министр МЧС Сергей Шойгу, который уже выделил на восстановление храма круглую сумму.

Фестиваль, в котором охотно принимает участие Ондар, а вслед за ним и огромное количество коллективов со всей Тувы, с каждым годом становится все масштабнее и организованнее. На самом храме, правда, это никак не отражается - его живописные развалины по-прежнему служат отличным антуражем для буддистских молитв о восстановлении храма.

Министр культуры Тувы Елена Кара-Сал, приехавшая на фестиваль, пояснила ИА REGNUM, что деньги пока что уходят на изучение исторических и архитектурных документов начала века - храм должен быть восстановлен по технологии, по которой он был построен, однако на данный момент ею никто не владеет. Всего же восстановление храма оценивается примерно в $3 млн., и отчаявшееся правительство республики уже подумывает об обращении к мировой буддистской сангхе (общине) с призывами о пожертвованиях. В частности, пожертвование на восстановление храма внес Далай-Лама XIV.

Отдельного упоминания заслуживает и сам Чадан. Дело в том, что этот город является столицей "Сибирской Колумбии" - района, снабжающего марихуаной и гашишем половину России. Этому способствует как необычайная урожайность и распространенность конопли в этой местности, так и низкий уровень жизни - никакой промышленности, кроме небольшого угольного разреза, здесь нет, а тучные овечьи и коровьи стада извели во времена окончившейся ничем коллективизации. Занимаются добыванием ценного продукта целые семьи и деревни - недаром среди местных жителей ценится большое количество детей в семье, что положительно сказывается на ее благосостоянии. Раздетые дети бегают по полям конопли, собирая на собственные тела пыльцу растения. Затем ее руками скатывают, получая отборный "план". В качестве иллюстрации к таким историям обычно рассказывают, что начало учебного года в местных школах зачастую задерживается из-за того, что и ученики, и сами учителя работают "в поле" - конопля как раз созревает к началу осени. Особенно ценится конопля из поселка Бай-Тайга, расположенного в местности Чангыс-Терек.

Вывоз конопли за пределы республики представляет из себя целую индустрию - этим занимается азербайджанская мафия, а местная милиция, состоящая в родстве со сборщиками конопли (впрочем, все тувинцы родственники), по словам местных жителей, весь этот процесс успешно "крышует". Поэтому всех приезжающих на фестиваль предупреждают, что пытаться вывезти "план" за пределы республики опасно - милиция "для статистики" вынуждена отлавливать именно случайных покупателей конопли, не включенных в этот процесс постоянно и не имеющих "крыши". Кстати, перевозчик конопли на местном сленге называется "тэбэ" - в переводе с тувинского верблюд.

Неудивительно поэтому, что коробок конопли (здесь его можно купить за 300-500 рублей) является основной местной валютой. Например, один местный музыкант хвастался, что ему удалось продать (именно "продать", а не "обменять") старенький синтезатор за 10 коробков. А приехавший на фестиваль русский по национальности педагог, владеющий тувинским языком, получил от представителя городской администрации выгодное предложение поработать в чаданской школе преподавателем английского и русского. Гонорар за два года, согласно контракту, должен был составить 800 коробков. "Будем собирать всей деревней, нам очень учитель нужен", - уговаривал обескураженного учителя чиновник. Дело в том, что сейчас в некогда русском поселке Чадан на 10 000 населения приходится всего 8 русских - остальные сбежали после этнических столкновений начала 90-ых годов. Русский язык, соответственно, преподавать некому, а для жизни в "большом мире" он необходим.

Криминализированность Чадана отражается и на участниках фестиваля. До серьезных эксцессов дело, к счастью, не доходило, но на прошлом фестивале у девушки из Австралии прямо во время концерта украли палатку, а у музыкантов из Германии - портативную студию стоимостью 400 евро. В этом году, ввиду солидности участия иностранцев, на фестивале были приняты и более серьезные меры безопасности - его перенесли на огороженную площадку, на мерноприятии круглосуточно дежурили представители Кызыльского ОМОНа, а на горное озеро Сут-Холь, где традиционно проходит вторая часть фестиваля, отдыхающих сопровождал сам министр МВД республики Сергей Аренин.

Начался фестиваль с официальной части - приветствий организаторов, чиновников и буддистских монахов. Монгольские буддисты прислали в дар фестивалю метровую статую Будды. Приняв подарок, тувинцы решили его освятить, вознесли молитвы к небесам, и сразу после этого пошел сильный дождь - концерты в первый день фестиваля даже пришлось отменить. Правда, буддийские монахи сказали, что дождь пошел как раз из-за освящения статуи - мол, небеса, дают знак, что принимают молитвы. И знак этот означает, что фестиваль пройдет хорошо. Действительно, до конца праздника ливней больше не было.

Вместо малоизвестных иностранцев, в прошлом году забавлявших местное население подражанием горловому пению, в этот раз приехали легендарный The Sun Ra Archestra, финская авангардная джазовая группа Kaski и две изучающие этнографию датчанки, исполняющие песни времен викингов. Среди приглашенных звезд был джаз-роковый коллектив из Самары New A и джаз-пианист из Казани Андрей Руденко. Из всех приехавших дорогу и гонорары оплатили только американцам, согласившимся на пониженную ставу - $1 тыс. за два выступления вместо обычных $3 тыс. за каждое выступление каждому участнику оркестра. Необходимые на дорогу и гонорар $50 тыс. выделило правительство республики и проверить их "освоение" на первый день фестиваля приехал сам глава республики Шериг-Оол Ооржак. Весь фестиваль на нем "тусовались" первый заместитель Ооржака Шолбан Кара-Оол и сын Айдыс Ооржак с компанией друзей из числа кызыльской "золотой молодежи" - заместителей министров и гендиректоров крупных кызыльских фирм.

Как рассказал Игорь Дулуш, с Sun Ra он познакомился на фестивале в Швейцарии. "Они поразили меня верностью джазовым традициям. И так как мы тоже верны традициям, я решил их позвать", - пояснил Дулуш. Кроме того, в Туве джаз сейчас набирает популярность, и чтобы молодые музыканты могли посмотреть, как это делается в других странах, Дулуш и решил позвать американцев и финнов. В результате, правда, фестиваль получился представительным, но несколько сумбурным. Если раньше на фестивале выступали коллективы абсолютно всех направлений - от панка и металла до поп-музыки и старообрядческого пения - но все из Тувы, плюс интересующиеся горловым пением иностранцы, то что теперь объединяло на одной сцене джазменов и, например, женскую поп-группу из села Хову-Аксы Чеди-Хольского кожжуна, было не совсем понятно.

Чернокожие участники The Sun Ra Archestra стали звездами на все семь дней - местные жители, особенно дети, беспрестанно с ними фотографировались и вообще не давали афроамериканцам покоя. Популярность оркестра возросла до невиданных высот, когда один из музыкантов принял участие в соревнованиях по национальной борьбе хуреш - чемпионат по хуреш и скачки являются традиционной частью любого праздника, в том числе и музыкального фестиваля. Ожидания местных жителей оправдались - оба концертных дня Sun Ra были хедлайнерами, выдавая 40-минутное шоу. Сложно говорить, насколько пяти тысячам жителей Чадана, пришедшим на концерт, был понятен бескомпромиссный черный джаз Sun Ra - но вот само зрелище 15 поющих негров, да еще одетых в блестящие разноцветные халаты, никого не оставило равнодушным. В конце каждого выступления музыканты неизменно спускались со сцены по специально сооруженной лестнице и с инструментами и микрофонами маршировали минут 10 среди толпы. Возбужденную толпу удавалось отправить по домам только с помощью призывов громкоговорителей и ОМОНовцев, разгонявших особо загулявшие группы нетрезвой чаданской молодежи.