Президент России Владимир Путин подписал закон о новых полномочиях правительства в условиях пандемии. Как отразится это решение на стране и ее гражданах? Об этом в комментарии корреспонденту ИА REGNUM рассказал адвокат Константин Мусман.

«Не противоречит ли закон, подписанный Путиным, конституции страны? Во-первых, никакого противоречия Конституции РФ в данном законе я не вижу. Согласно ст. 88 Конституции РФ, президент РФ наделен исключительными полномочиями по введению в стране чрезвычайного положения. Но президент реализует данную компетенцию лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни, безопасности граждан, конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. Я хотел бы обратить внимание и на то, что недавно подписанный президентом В.В. Путиным закон наделяет правительство РФ полномочием по объявлению чрезвычайной ситуации в стране, однако объявление чрезвычайной ситуации не тождественно введению чрезвычайного положения. Надо это понимать. Во-вторых, несмотря на то обстоятельство, что полномочия по введению чрезвычайного положения на территории государства в силу примата основного закона страны принадлежат президенту, это ни в коем случае не означает, что президент не вправе делегировать часть своих полномочий иному высшему органу государственной власти», — пояснил Мусман.

Он отметил, что это вопросы толкования Конституции, которыми, как известно, занимается Конституционный суд РФ. По словам Мусмана, если будет создан прецедент и некто попытается доказать неконституционность данного закона, у автора инициативы будет перспектива в КС РФ.

«Правовой смысл издания закона понятен — необходимо упорядочить юридическую процедуру объявления в стране режима чрезвычайной ситуации. Политический смысл в данном случае искать и не стоит, поскольку его может и не быть. Этот закон подчеркивает устоявшуюся мировую практику и то положение, о котором говорил президент Путин: глава государства должен заниматься вопросами внешней политики, а вопросами внутренней политики должно заниматься правительство Российской Федерации. Этот закон это положение детализирует. Ведь мы имеем дело с внутренней угрозой, распространяющейся внутри страны». — заявил Константин Мусман.

Также он отметил, что правовые последствия подписания закона для государства и общества могут быть лишь самыми благоприятными, так как в условиях распространения коронавируса может сложиться такая ситуация, что принятие режима чрезвычайной ситуации станет очевидной необходимостью.

«Данный документ предоставляет правительству страны возможности для введения режима чрезвычайной ситуации, юридически уточняет процедуру и, соответственно, играет важную роль в правовом обеспечении безопасности и страны, и ее граждан во время пандемии. Что делать в сложившейся чрезвычайной ситуации, как делать, кто должен делать? Именно эти вопросы, согласно подписанному закону, и переданы в компетенцию российского правительства», — отметил Мусман.

Что касается того, как закон отразится на российских гражданах, то адвокат считаю, что его последствия для людей, как и для государства в целом, также будут самыми благоприятными.

«Сейчас главная задача — избежать дальнейшего распространения заболевания, сохранить жизни наших соотечественников. Данный закон как раз и подписан в целях реализации общей политики по предотвращению распространения опасного заболевания. Он никоим образом не нарушает права, свободы и законные интересы граждан и не противоречит Конституции РФ», — резюмировал эксперт.