Православная общественность против принятия нового закона о свободе совести

Москва, 8 Июля 2004, 00:48 — REGNUM  7 июля Государственная Дума ФС РФ не поддержала в первом чтении законопроект ГосСовета Республики Татарстан "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" (в части ограничения деятельности новых религиозных вероучений и объединений). Однако Комитет Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций намерен совершенствовать российское законодательство о свободе совести и о религиозных организациях. Об этом, в частности, было заявлено еще 27 мая, когда в Москве прошли парламентские слушания на данную тему. Комитет намерен разработать существенные изменения и дополнения в ныне действующий закон.

Данный проект в течение нескольких лет готовился созданной при правительственной комиссии по вопросам религиозных объединений рабочей группой во главе с заместителем председателя комиссии Андреем Себенцовым. Однако законопроект и лично А.Себенцов уже подверглись резкой критике представителей Русской Православной Церкви (РПЦ) и Общественного комитета по правам человека. Организации, располагая текстами поправок, уже направляют письма верховным властям страны с просьбой сформировать новую рабочую группу. Из-за того, в частности, что данный документ, по их мнению, способствует созданию и активизации деятельности нетрадиционных религиозных объединений. В чем же суть претензий экспертов?

Грядет массовая перерегистрация

Согласно пункту 3 статьи 27: "Уставы и иные учредительные документы религиозных организаций, созданных до вступления в силу настоящего Федерального закона, действуют в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. Перерегистрация религиозных организаций в связи со вступлением в силу настоящего Федерального закона, не производится". Однако изменения уставов однозначно потребуются. Речь, в частности, идет о внесение в уставы централизованных религиозных организаций положений об отношениях с местными организациями, внесение в уставы местных религиозных организаций положений об отношениях с централизованной, в состав которой они входят. Речь также идет и о наименовании этой централизованной организации. Например, этого требует предлагаемое дополнение в пункт 2 статьи 8: "Каждая религиозная организация может непосредственно входить в состав только одной централизованной религиозной организации, указываемой в ее уставе".
И тут не все так просто. В соответствии с пунктом 11 статьи 11 предлагаемой редакции ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", "изменения и дополнения, внесенные в уставы религиозных организаций, подлежат государственной регистрации и вступают в силу для третьих лиц со дня государственной регистрации". Но предлагаемая редакция пункта 11 статьи 11 не закрепляет конкретный облегченный, упрощенный порядок регистрации, оставляя этот вопрос, видимо, на усмотрение чиновников Минюста и налоговых органов, что, по мнению экспертов, вполне может привести к тому, что регистрация изменений в уставах будет не намного проще или вообще не проще регистрации религиозной организации. Таким образом, значение предлагаемого в пункт 3 статьи 27 уточнения: "Перерегистрация религиозных организаций в связи со вступлением в силу настоящего Федерального закона, не производится" - юридически ничтожно.
Из всего вышеизложенного следует, что законопроект инициирует новую масштабную перерегистрацию религиозных организаций в России, так как их подавляющее большинство входит в централизованные религиозные организации или является таковыми (Русская Православная Церковь, духовные управления мусульман, протестантские союзы). Отметим, что религиозные организации уже сталкивались с трудностями в связи с перерегистрацией после принятия ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" в 1997 г.

Регистрация пройдет "конфиденциально"

Предлагаемый максимальный общий срок принятия решения по заявлению о регистрации - 8 месяцев со дня подачи заявления о государственной регистрации. Для ее успешного прохождения необходима, в частности, государственная религиоведческая экспертиза. Ее целью, по документу, обозначена "проверка и оценка достоверности сведений, содержащихся в представленных документах". Однако в другом новом пункте 10.1 статьи 11 устанавливается, что при обнаружении нарушений порядка регистрации либо недостоверных сведений в учредительных документах после регистрации религиозной организации прокурор или орган юстиции обращается в суд с иском о признании регистрации недействительной и ликвидации такой организации. И здесь возникает вопрос: если государственная религиоведческая экспертиза проводила проверку и оценку достоверности сведений, но не обнаружила недостоверности и иных нарушений, а позднее такие недостоверности и нарушения в соответствии с пунктом 10.1 статьи 11 будут выявлены, то почему за это должна отвечать религиозная организация, а не экспертный совет. Или почему только религиозная организация, а не вместе с экспертным советом. Какова вообще возможна и должна быть ответственность экспертного совета, образуемого Министерством юстиции РФ в соответствии с предлагаемым законопроектом за некомпетентные или за заведомо ложные заключения. Непонятно также, каков порядок признания недействительными этих заключений и возможно ли обжалование факта использования Министерством юстиции такого заключения.
Законопроектом для государственной религиоведческой экспертизы предлагается максимальный срок в 3 и даже 4 месяца. По меньшей мере странным выглядит пункт 3 новой статьи 11.1, который гласит: "...Если заключение, поддерживаемое большинством экспертного совета, по каким либо вопросам не достигнуто, представляются соответствующие мнения всех членов экспертного совета". В пункте 4 статьи 11.1 говорится о принятии заключения, но не указывается, кем оно принимается и каков порядок его принятия в данном случае. В частности, неясно, идет ли речь о самом экспертном совете или о принимающем его работу государственном органе. В предлагаемом пункте 4 статьи 11.1 говорится: "До принятия заключения материалы работы экспертного совета относятся к конфиденциальной информации", однако в тексте не поясняется, каков статус этой "конфиденциальной информации" и чем она защищена.

Новые организации будут бесконтрольны?

Законопроект существенно изменяет предусмотренный действующей редакцией ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" порядок создания и государственной регистрации религиозных объединений. В частности, отменяется 15-ти летний срок существования на территории РФ в качестве условия государственной регистрации религиозного объединений; снято требование об уведомительном порядке создания религиозных групп, претендующих приобрести впоследствии статус религиозных организаций. В связи с этим эксперты отмечают, что в результате подобных новшеств религиозные группы станут фактически недоступными для контроля со стороны тех органов, которые уполномочены осуществлять контроль за соблюдением законодательства о противодействии экстремистской деятельности в России. Вместе с тем, такой контроль ужесточается, согласно законопроекту, над теми религиозными объединениями, которые, в отличие от религиозных групп, имеют права юридического лица. Законопроект содержит статьи, в силу которых органы юстиции и прокуратуры вправе не только знакомиться с документами религиозного объединения, но и направлять наблюдателей на богослужения, собрания и публичные мероприятия местных религиозных организаций и групп.

Расширяются виды религиозных организаций

В новой редакции документа закрепляется, что религиозные организации подразделяются на следующие виды: местная религиозная организация; централизованная религиозная организация; образовательная организация профессионального религиозного образования (духовное учебное заведение); религиозная организация иного вида, предусмотренного уставом централизованной религиозной организации в соответствии с ее иерархической и институциональной структурой. Помимо этого, в тексте говорится, что "религиозные организации иных видов, предусмотренных уставом централизованной религиозной организации в ее структуре, создаются религиозными организациями, выступающими их учредителями в соответствии со своими уставами и уставом централизованной религиозной организации".
Отметим, что предлагаемыми изменениями и дополнениями в действующий ФЗ устанавливается невозможность местной религиозной организации выйти из состава централизованной религиозной организации, если это не предусмотрено уставом последней. И эта норма находит поддержку экспертов. Однако, они подчеркивают, что данные формулировки явно недостаточны для укрепления централизованных религиозных организаций и противодействия их развалу.

Широкий простор для миссионерства иностранных граждан

Законопроект открывает широкий простор для миссионерской деятельности иностранных граждан на территории РФ, что проявляется в предложении авторов проекта рассматривать местную религиозную организацию как объединение граждан, независимо от их гражданства и оснований проживания на территории РФ. Проект предоставляет религиозным организациям "исключительное право приглашать иностранных граждан в целях занятия проповеднической и миссионерской деятельностью без учета установленной действующим законодательством квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание, квоты на выдачу им приглашений на въезд в РФ в целях осуществления трудовой деятельности и без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников".

За экстремизм ликвидировать не будут

Одна из формулировок основания для ликвидации религиозной организации или группы и запрета на деятельность религиозной организации звучит следующим образом: "склонение к самоубийству, воспрепятствование оказанию медицинской помощи лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии, повлекшее его смерть" - говорит только о таком случае, когда указанные действия повлекли смерть человека. Непонятно, почему ликвидация не предусмотрена, если человек не погиб, но стал инвалидом.
Помимо этого, из закона "О свободе совести и о религиозных организациях" изымаются такие основания для ликвидации религиозной организации и запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке, как: нарушение общественной безопасности и общественного порядка; и действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности.

Проблемы имущественных прав и военной отсрочки так и не решаются

Законопроект уклоняется от решения проблем правового обеспечения деятельности традиционных для России конфессий. Эксперты отмечают, что в документе фактически не решен вопрос о предоставлении священнослужителям и учащимся духовных образовательных учреждений отсрочки от призыва на военную службу. Нормы законопроекта в этой части содержат отсылку к положениям законодательства о воинской обязанности и военной службе. Однако указанное законодательство не регулирует вопросы предоставления отсрочки указанным категориям граждан.
Законопроект также не решает проблем правового обеспечения имущественных прав религиозных организаций. В частности, в тексте отсутствуют нормы, определяющие понятие и перечень имущества религиозного назначения; не определен порядок передачи указанного имущества в собственность и безвозмездное пользование религиозных организаций. В законопроекте содержится сомнительное предложение о наделении религиозных организаций благотворительным статусом. В результате на религиозные организации предполагается распространить такие нормы законодательства о благотворительности, которые запрещают капитализацию целевых пожертвований в денежной форме; ужесточают контроль налоговых органов за финансово-хозяйственной деятельностью религиозных организаций; устанавливают публичность отчетов религиозных организаций.

Дискриминация духовных школ

В проекте отсутствует определение светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; не урегулирована возможность изучения в данных образовательных учреждениях религиоведческих и религиозно-культурологических курсов. В силу ст. 19 Закона о свободе совести духовные образовательные учреждения регистрируются как религиозные организации и получают государственную лицензию на право ведения образовательной деятельности. Однако, по мнению Министерства образования России, статус религиозной организации препятствует духовным школам получить государственную аккредитацию, которая, как известно, сопровождается предоставлением учебному заведению права на выдачу своим выпускникам документов государственного образца, а также права на пользование печатью с изображением Государственного герба и другие права.
Складывается следующая ситуация. В связи с отсутствием у духовных школ государственного аккредитационного статуса для их выпускников закрыт доступ к обучению в государственных аспирантурах и докторантурах, поскольку эти выпускники не имеют государственных дипломов. По той же причине они не могут поступить на работу, например, в качестве преподавателей, в государственные учреждения. Таким образом, запрет на государственную аккредитацию духовных школ имеет оборотной стороной дискриминацию их выпускников по сравнению с выпускниками государственных вузов. Между тем, согласно п. 8 Резолюции Европарламента по вопросам свободы воспитания в Европейском сообществе "школы, организованные на независимых началах, отвечающие необходимым для выдачи аттестатов условиям, признаются на государственном уровне; окончившие их наделяются теми же правами, что и выпускники государственных школ".

Нарушения прав несовершеннолетних

Согласно законопроекту, "привлечение малолетних детей к участию в богослужениях, религиозных обрядах, церемониях и иной деятельности религиозных объединений, включая обучение малолетних религии, допускается при отсутствии возражений родителей или лиц, их заменяющих". В нынешнем ФЗ установлен категоричный запрет. Эксперты настаивают, что формулировка "при отсутствии возражений родителей или лиц, их заменяющих" предполагает реакцию (или отсутствие такой реакции) родителей уже после совершения в отношении их детей действий, направленных на привлечение малолетних детей к участию в богослужениях, религиозных обрядах, церемониях и иной деятельности религиозных объединений, включая обучение малолетних религии. Однако значительное число родителей сегодня мало интересуются школьными делами своих детей. Таких достаточно много в силу разных причин - загруженность на работе, семейные неурядицы и пр. Сегодня и так практически полностью игнорируется мнение родителей учащихся руководством образовательных учреждений и учительским корпусом, активно допускающими к учащимся всевозможные религиозные секты, - отмечают эксперты. Если норма будет изменена на предлагаемый вариант, это приведет к массовым нарушениям прав учащихся и их родителей.

Разрешаются наименования на любых языках

Согласно законопроекту, "религиозные организации вправе кроме наименования на русском языке иметь наименования на других языках, которые указываются в их уставах". Эксперты называют эту норму "абсурдной и недопустимой", поскольку это может привести к появлению по всей России множества табличек, вывесок и т.п. на всех языках мира. Помимо этого, в документе говорится, что религиозная организация вправе иметь (а значит, и использовать) наименование и на любом другом языке или даже на других языках, то есть указывать свое название одновременно, к примеру, на десяти языках.

Религиозным организациям отдадут исключительное право на издание богослужебной литературы

Предлагаемая редакция пункта 2 статьи 17 гласит: "Религиозные организации пользуются исключительным правом учреждения организаций, специализирующихся на издании богослужебной литературы и производстве предметов религиозного назначения". Однако остается неясным, почему богослужебную литературу, тем более что отсутствует четкое определение этого понятия, не может издавать организационно независимое издательство. Почему, к примеру, какое-нибудь издательство, учрежденное православным гражданином, а не приходом, не может издавать православную религиозную литературу. Эксперты выражают понимание стремления ограничить вал низкопробной литературы, однако предостерегают, что такая формулировка не помогает этому, а необоснованно усложняет деятельность в издательской сфере.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
09.12.16
25 лет СНГ: некоторые итоги
NB!
09.12.16
Остановит ли Великая Китайская стена парад западных суверенитетов?
NB!
09.12.16
Японцы хотят создать против нас общий фронт
NB!
09.12.16
Брюссель — Порошенко: где деньги, Пётр?
NB!
09.12.16
Идеология Фиделя Кастро
NB!
09.12.16
Web-разработчики ИА REGNUM запустили свои «фишки» в массы
NB!
09.12.16
Минск показал кулак
NB!
09.12.16
Страшно предположить, что журналисты натворили... Что, по-русски писали?
NB!
09.12.16
Свобода слова под угрозой: орловский политик о задержании авторов ИА REGNUM
NB!
09.12.16
«Театр абсурда» — воронежский депутат о задержании журналистов
NB!
09.12.16
Братская Белоруссия? Это всё прозападническая «оттепель» и евроинтеграция
NB!
09.12.16
Задержание журналистов в Белоруссии — «грубейшее нарушение свободы прессы»!
NB!
09.12.16
«Недружественный акт против России»: задержание авторов REGNUM в Белоруссии
NB!
09.12.16
Задержание журналистов в Белоруссии можно расценить как провокацию
NB!
09.12.16
Генштаб ВС РФ: сирийская армия контролирует 93% территории города Алеппо
NB!
09.12.16
Задержание журналистов в Белоруссии может затруднить отношения с Россией
NB!
09.12.16
Радио REGNUM: второй выпуск за 9 декабря
NB!
09.12.16
Госдума не запретила трансгендерам вступать в брак
NB!
09.12.16
Госдума дала еще три года для оформления гражданства РФ
NB!
09.12.16
Михалков: деятельность «Ельцин-центра» — это яд для наших детей
NB!
09.12.16
Авторитет власти или мнение народа: нужны ли воронежцам выборы мэра?
NB!
09.12.16
«Задержание корреспондента REGNUM в Белоруссии — политически мотивировано»