Новосибирский жиркомбинат (НЖК) меняет оформление майонеза "Провансаль", а также осваивает новую тару. Как передает корреспондент ИА REGNUM, об этом на сегодняшней пресс-конференции объявил гендиректор НЖК Сергей Иванов. Пойти на этот шаг комбинат вынудил недавно закрытый цех по производству контрафактной продукции, обеспечивавший буквально 10% процентов всего рынка Новосибирской области поддельный майонезом.

Около двух лет длилась борьба НЖК с подпольным цехом бизнесмена Михаила Григорьева. За это время комбинату пришлось ввести этикетку (раньше была только крышка), а потом и голографическую марку для своей продукции. Виктор Содель, представитель службы безопасности группы "Букет", в которую входит НЖК, рассказал ИА REGNUM, что первые жалобы от потребителей на подозрительный майонез "Провансаль" в стеклянных банках по 0,5 и 0,25 литров поступили еще в сентябре 2002 года. Проверив этот товар, производители ужаснулись - назвать эту продукцию "майонезом" было нельзя.

Как объяснила ИА REGNUM руководитель лаборатории пищевых продуктов и продовольственного сырья Центра стандартизации и метрологии Новосибирской области Нина Кудрина, вместо жирности 67% "продукт" не дотягивал и до 30%. Не соответствовала нормам ни калорийность, ни кислотность, ни консистенция продукта - пираты использовали слишком много уксуса, а вместо яичного порошка добавляли в "майонез" муку. В результате контрафакт был слишком кислым, содержал комочки муки и вообще был не однородным, а расслаивался на воду и масло. Однако обнаружить это, как правило, покупатели могли только дома, открыв банку. Кроме того, в антисанитарных условиях - ни один из сотрудников цеха не имел санитарной книжки - производители не могли обеспечить безвредность продукта.

Вскоре службе безопасности "Букета" удалось выйти на подпольный цех по производству фальшивых крышек для банок с майонезом. Причем в качестве объекта фальсификаций пираты избрали не только новосибирский майонез - подделывался иркутский майонез "Янта" и питерский "Моя семья" завода "Петросоюз".

Цех располагался на площадях новосибирского Оловокомбината, арендованных неким ООО "Проско" предпринимателя Михаила Григорьева. Цех удалось закрыть, однако уголовное дело за неимением доказательств возбудить не удалось. ООО "Проско" переехало на новое место - в дом № 247 по ул. Декабристов. В декабре 2003 года Оперативно-розыскное бюро при ГУВД по СФО совместно со службой безопасности НЖК нагрянули и туда. По словам Соделя, "в условиях полнейшей антисанитарии" были обнаружены стеклянные и пластмассовые банки для майонеза, этикетки, поддельные голограммы и брендированные коробки для банок. И снова доказать сам факт фальсификации не удалось. Наконец, в апреле 2004 года правоохранителям удалось найти сам цех по производству и розливу "майонеза". Он находился в поселке Большой Оеш Колыванского района в помещении бывшей электроподстанции. Приехавшие туда сотрудники ОРБ застали около 20 человек, занятых фальсификацией новосибирского, иркутского и питерского "майонеза". Выглядело это так - в цех поступали банки с просроченным майонезом, который выбрасывался. Затем емкости отмывались от старых, но настоящих этикеток, и в тару наливали новую "продукцию". Готовый фальсификат поступал в мелкооптовые базы Новосибирской области и соседних регионов.

По данным Сергея Иванова, в месяц майонезные пираты изготавливали около 80-100 тонн майонеза. При этом весь рынок майонеза Новосибирской области оценивается в 1000 тонн ежемесячно, то есть небольшой цех обеспечивал около 9-10% всего рынка. Себестоимость поллитровой банки оценивается примерно в 7 рублей, что в два раза ниже себестоимости легального производства. В розницу банка продается за 20-30 рублей. Доля НЖК на местном рынке оценивается самим комбинатом в 75%, причем 65% - это именно майонез "Провансаль".

По итогам проверки 7 мая было возбуждено уголовное дело № 757/50 по ст. 180 ч. 3. "Незаконное использование чужого товарного знака". По делу проходит три человека, в том числе сам Михаил Григорьев. Нарушителям грозит штраф до 500 тыс. рублей

"Материальный ущерб мы пока не требуем, потому что опыт показывает сложность его доказательства. Нам важно уже то, что цех закрылся, его оборудование изъято", - заявил ИА REGNUM Иванов. По его словам, силовики проверили около 2,5 тысяч розничных точек, однако после закрытия коченевского цеха фальшивого майонеза обнаружено не было. "Можно гарантировать, что сейчас на территории области фальшивый майонез не продается", - заверили представители НПЖ.

Между тем ущерб "исчисляется миллионами рублей", поясняет Иванов. "Мы испытали снижения спроса на нашу продукцию за счет того, что частично она удовлетворялась пиратами. Нельзя забывать и о моральном ущербе - репутации нашего бренда нанесен существенный ущерб". Для восстановления репутации, а также для предупреждения появления новых "умельцев", НПЖ меняет оформление продукции, а также вводит новую тару - с закручивающейся крышкой. "Линия по производству майонеза в такой таре, она называется twist of, стоит 200 000 евро. Пиратам она не по карману", - объяснил Иванов.

Сейчас доля майонеза в стеклянной банке составляет 90%, остальное - в пакетах. По расчетам представителей НПЖ, доля майонеза в закручивающейся банке в линейке НПЖ составит около 20%. Производиться он будет в таре по 0,25, 0,5 и 0,9 литров.

Впрочем, по словам руководителя лаборатории пищевых продуктов и продовольственного сырья Нины Кудриной, в Новосибирской области продолжает продаваться и другая контрафактная продукция. Например, популярностью пользуется масло - на рынке, по данным Кудриной, до 70% поддельного коровьевого масла. Часто подделывают рыбные консервы с сайрой и сельдью.

Ну а классикой жанра, безусловно, является алкоголь. Как уже сообщало ИА REGNUM, буквально в день пресс-конференции областное Управление по борьбе с экономическими преступлениями в Маслянинском районе области обнаружила подпольный цех по производству водки. Выпускаемая продукция поступала в продажу под этикетками "Русская", "Московская" и "Столичная", правообладателем которых является предприятие "Союзплодимпорт". По данным УВД, маслянинскими виноделами в течение года под чужой маркой было выпущено более 150 тысяч бутылок алкогольной продукции на общую сумму свыше 6 миллионов рублей. Ущерб, причиненный государству, составил порядка 1 миллиона. По этому факту возбуждено уголовное дело все по той же ст. 180 УК РФ.