Одним из главных вопросов последнего перед каникулами заседания областной думы стало обсуждение необходимости дополнительного финансирования Костромы как областного центра. Вопрос об этом выносила на обсуждение глава самоуправления Костромы Ирина Переверзева. В первом чтении все предложения мэрии были приняты. Корреспондент ИА REGNUM попросил Ирину Переверзеву прокомментировать ситуацию.

Ирина Владимировна, сложности межбюджетных отношений ощущает на себе чуть ли не каждый регион. Ваши предложения областному законодательному собранию можно рассматривать как попытку эти отношения наладить?

Мы стараемся сейчас данному вопросу уделять как можно больше внимания. За последние годы распределение налогов и других платежей по уровням бюджетной системы идет явно не в пользу Костромы. По сравнению с 1999 годом вместо 41% всех налоговых поступлений и платежей, в 2003 году Костроме осталось всего 24%, мы в половину урезаны, а федеральный и областной бюджеты получили прибавку с 34% и 25% до 49% и 27% соответственно. В связи с этим мы выходили в думу с предложением выделить дополнительно около 80 млн. рублей Костроме на исполнение так называемых "функций областного центра". С учетом того, что весь доход Костромы примерно 3,5 млрд. рублей в год, эти деньги нам не помешают.

Почему год от года Костроме "перепадало" все меньше средств?

Вопрос сложный и однозначно на него ответить нельзя. Виной всему политика. Прежний мэр и нынешний губернатор не могли найти общего языка, и город оставался заложником политических амбиций. В этом смысле примером, по крайней мере, для новой администрации является соседний Ярославль, до которого нам, конечно, еще далеко, но поучиться есть чему.

Чему, например?

Тому, как выстроены отношения между губернатором и главами на местах. У всех цель сделать Ярославскую область одним из лучших регионов, и это здорово получается, с учетом того, что она занимает, по мнению аналитиков, второе место по инвестиционной привлекательности. Помимо этого существует программа, боюсь ошибиться в правильности названия, но она, кажется, называется развитие губернских городов. Все в совокупности позволяет Ярославскую область назвать преуспевающим регионом.

Как распределяются налоговые поступления в Костромской области?

Если мы возьмем за 100% все средства, которые поступают в субъект федерации, то из них 50% приносит Кострома, 30% Волгореченск, со своей ГРЭС, а остальные 28 муниципальных образований всего 20%. Отсюда и понятное мне стремление губернатора поднять уровень в районах с помощью строительства промышленных гигантов: "КРОНОСТАР" в Шарье, Нейский ЦБК.

По вашему мнению, почему Костромская область находится в таком глубоком кризисе уже много лет?

Кострома была развита индустриально в начале века, текстильные предприятия, комбинаты - все работало прекрасно и приносило государству немалый доход. После революции Кострому практически "стерли", так как она являлась колыбелью дома Романовых. Можно смело сказать, что индустриализация обошла Кострому стороной. И когда другие регионы развивались, Костромской области просто не существовало, и появилась она только в 1944 году, из обрывков. Остался только лес. Потом появилась ГРЭС и Красное село с ювелирами - все. Откуда краю развиваться и переломить эту ситуацию, особенно теперь в новых условиях? Сделать это крайне трудно. Но если правильно вести политику межбюджетных отношений и с умом распределять средства, все еще может получиться. Главное, что потенциал есть.