Опорой сохранения территориальной целостности России в предстоящие годы будет оставаться в первую очередь консенсус граждан нашей страны относительно неприятия отторжения какой-либо её части, отметил обозреватель ИА REGNUMМихаил Демурин в среду, 4 марта, комментируя решение комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству.

Как сообщалось ранее, комитет утвердил предложенную президентом Владимиром Путиным поправку о закреплении в Конституции запрета на отчуждение территорий России и на призывы к таким отчуждениям.

«То, что соответствующий Комитет Госдумы поддержал президентскую поправку к Конституции о закреплении в основном законе запрета на отчуждение территорий России, согласитесь, не странно. Откуда взялась эта поправка, тоже сейчас подробно разбирать не будем; скажем только, что наше межрегиональное общественное движение «За территориальную целостность России. Русские Курилы», созданное в 2018 году, говорит о необходимости такого подхода давно.
Важнее текст поправки. Итак, Россия «обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности», — это правильно. Далее формулировка расплывчатая: «Действия, направленные на отчуждение части территории России, а также призывы к таким действиям не допускаются». Что значит «не допускаются»? Надо было как минимум добавить, что они преследуются в установленном законом порядке.
Исключение из категории таких действий работы по «делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы России с сопредельными государствами» вроде бы и объяснимо, но создаёт лазейки для желающих «подвинуть» наши границы в сторону сопредельных государств. Например, крупная морская территория России — 80 тысяч квадратных километров! — была передана президентом Медведевым Норвегии в 2010 году именно в процессе разграничения, то есть делимитации границы. То решение, как утверждают многочисленные специалисты по международному праву, экономисты и политики, было ошибкой. Так что упомянутое уточнение можно рассматривать как направленное на выхолащивание этой поправки.
В случае с Японией, однако, эта уловка вряд ли сможет сработать. Для того чтобы вести работу по уточнению линии прохождения границы, стороны должны признать в качестве отправной точки существующую линию прохождения границы. Японцы её не признают и в будущем не признают, потому что это означало бы признание ими итогов Второй мировой войны, от которого в отношениях с Россией они отказываются.
Главное же, что мне хочется подчеркнуть в данной связи, заключается в том, что в основе деятельности государства на международной арене, помимо его правовой системы, которая, конечно же, важна, лежит воля его правителя или элиты. Спаянной национально ориентированной элиты у нас нет, и, соответственно, приходится уповать только на волю правителя. Здесь на японском направлении мы в последние годы наблюдали непонятную мягкотелость, какое-то необъяснимое рациональными соображениями заигрывание с Токио. Оно было остановлено многочисленными протестами общественности, но, похоже, ещё не завершилось.
Одним словом, опорой сохранения территориальной целостности России в предстоящие годы будет оставаться в первую очередь существующий консенсус граждан нашей страны относительно неприятия отторжения какой-либо её части. Расслабляться здесь нельзя!» — отметил Михаил Демурин.