В Израиле ведется активная работа по подготовке текста первой в истории конституции страны.

Израильскую конституцию помогут сформулировать юристы-консультанты, проживающие в диаспоре. Комиссия Кнессета по созданию конституции привлекла их в качестве экспертов консультантов для написания первой в израильской истории конституции страны.

Сотрудничество между израильскими и зарубежными юристами также направлено на то, чтобы окончательно ответить на вопрос, кто может считаться евреем в Израиле, и учесть все возможные противоречия, которые могут возникнуть между светским и религиозным населением страны. Вопросы израильского гражданства, а также юридического признания израильских граждан евреями уже давно стоят на повестке дня. Между тем, члены Конституционного совета страны подчеркнули, что роль зарубежный специалистов будет чисто консультативной, главные вопросы по созданию Основного закона страны будут решать сами израильтяне.

Как пояснил корреспонденту "Ха-Арец" Алекс Хартман - президент международной ассоциации еврейских адвокатов, мнение зарубежных коллег будет особенно учитываться при создании юридической базы при создании нормативно-правовых актов для получения гражданства Израиля. "При этом необходимо учитывать, - подчеркнул он, - что Израиль постоянно взаимодействует со всем еврейским миром, и конституция нашей страны должна быть построена на истинно демократических принципах". В комиссию Кнессета по созданию конституции страны вошли Михаэль Эйтан (партия Ликуд) - директор Министерства юстиции Израиля, бывший министр юстиции Израиля Дан Меридор, а также президент Института израильской демократии, профессор Арик Кармон.

Бывший председатель Верховного Суда Израиля Меир Шамгар, директор Еврейского Агентства "Сохнут" Салай Меридор и начальник канцелярии премьер-министра Дов Вейсгласс и другие члены конституционного совета сейчас работают над проектом основного закона страны.

Справка: Как известно, несмотря на решение Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 года о том, что после раздела Палестины Учредительное собрание каждого государства - еврейского и арабского - должно ввести демократическую конституцию, и вопреки решению о ее введении Учредительным собранием Государства Израиль, зафиксированному в Декларации независимости страны от 14 мая 1948 года, конституция Израиля не принята до сих пор.

Создание Конституции многие годы тормозилось вследствие противоречий между пониманием ее роли светскими и религиозными гражданами страны.

Основным аргументом приверженцев религиозных основ государства было утверждение, что у еврейского народа уже есть Конституция, и это Тора. На протяжении почти двух тысяч лет, не имея собственного государства, евреи жили по законам самоуправления, основанным именно на Торе, однако теперь Тора должна была быть адаптирована к требованиям современного момента и имеющимся геополитическим обстоятельствам.

13 июня 1950 года Кнессет большинством голосов поддержал предложение депутата Изхара Харари, поддержанное, в том числе, правящей Рабочей партией, согласно которому Конституция должны была быть построена таким образом, чтобы каждый ее раздел представлял собой Основной закон. Комиссии Кнессета по вопросам Конституции, законодательства и права было поручено подавать на рассмотрение пленарного заседания Кнессета проекты законов по завершении подготовительной работы над ними. Согласно этому замыслу, основные законы, сведенные воедино, и составят в будущем Конституцию страны.

Так появился так называемый "компромисс Харари", который позволил избежать резких столкновений между различными социальными и политическими группами, что было важно для государства, лишь за полтора года до этого провозгласившего свою независимость.

Таким образом, в Израиле был принят ряд сводных законов, который временно заменял Конституцию страны. Таковыми стали "Закон о возвращении", "Закон о гражданстве", "Закон о Кнессете" и "Закон о выборах президента".