Свои знания выпускники подтверждали в ходе единого госэкзамена, который марийские школьники стали сдавать одними из первых в России. О том, каковы итоги ЕГЭ - 2004 в Марий Эл, в интервью "Марийской правде" рассказал первый заместитель министра образования Республики Марий Эл Александр Новоселов.

- Насколько успешно нынешние выпускники сдали ЕГЭ?

- Окончательно проанализировать результаты сейчас нельзя, потому что сравнение производится со средними результатами по Российской Федерации. А их пока нет.

- А если сравнить с прошлыми годами?

- Хотя статистика результатов у нас ведется с 2002 года, но даже сравнивая с ними, об объективности говорить нельзя. В ходе эксперимента уровень сложности заданий менялся. В этом году по русскому языку и математике по трудности задания мало изменились: по сравнению с прошлым годом результаты не хуже. По физике, химии, биологии - тоже. А вот по истории, обществознанию, географии требования резко возросли. Настолько, что организаторам экзаменов пришлось сдвигать границы выставления оценок. По обществознанию "тройка" в прошлом году ставилась с 25 баллов, а в этом - с 31-го, то есть требования на тройку ужесточились. А вот по "пятеркам", наоборот: с 71-го балла выставлялась оценка, а нынче - с 61-го. Это говорит о том, что составители экзаменационных материалов не сумели сбалансировать материал, поэтому пришлось двигать границы. В прошлом и позапрошлом годах этого не было.

- Трудности при проведении ЕГЭ были?

- С детьми и педагогами - нет, а вот с родителями - да. К сожалению, они не верят в честность наших намерений и любой ценой пытаются найти способ помочь и при этом теряют время. Всякая родительская помощь приводит к обратному эффекту.

- Учителя нередко замечают, что детям непросто дается сдача ЕГЭ в психологическом плане: чужая школа, класс...

- Самое главное, чего мы добиваемся, это полная объективность результатов. Практически не менее половины федеральных денег, идущих на ЕГЭ, тратится на сохранение тайны, достоверности результатов.
В этом году у нас в республике было 90 вариантов по математике. В Российской Федерации - 500. Если на будущий год эта цифра приблизится к 700-800, то можно будет распечатать темы и провести такой же лототрон, как с темами для сочинений и заданиями по математике для девятых классов. Думаю, через год-два мы к этому придем, и многие страхи исчезнут, как и необходимость сдавать в чужих школах. А экзамен есть экзамен, это всегда волнение.

- Золотых медалистов нынче 96, а серебряных?

- 235. В 2003 году "золотых" было 95, "серебряных" - 225. Мне не по нраву эта гонка за медалями. Есть престиж знаний, а есть льготы. Я считаю, что половина медалистов, и тех, и других, попросту гонятся за медалями: вымучивают оценки, забивая голову лишней информаций, вместо того, чтобы определиться с будущей профессией.

- Их понять можно, медали - это льготы при поступлении.

- Три года нам обещают, что льготы эти отменят. Мы надеемся, что это произойдет на следующий год.

- И все-таки, довольны ли вы результатами ЕГЭ?

- Довольны. В общем-то, ребята сдали экзамен не хуже, чем в прошлом году.